>Летчик-испытатель Виталий Викторович Лебедев
Фонды Музея истории и трудовой славы ПАО ААК «ПРОГРЕСС» пополнились новыми материалами о человеке, много сделавшем в своей профессиональной деятельности для нашего предприятия, связавшем часть своей биографии с авиакомпанией «Прогресс» и Приморьем в целом, о человеке с очень ответственной профессией – летчике-испытателе АО «Камов» Виталии Викторовиче Лебедеве.
Летчик-испытатель В. В. Лебедев, несмотря на то что родился на Камчатке, много лет прожил на приморской земле: немного в детстве в Новонежино, где жили его родные (и здесь же он сам служил), приезжал в командировки в Арсеньев. В ААК «Прогресс», лидирующем предприятиии Приморского регионального отделения Союза машиностроителей России, у В. В. Лебедева работают родственники, так же, как и он, связавшие свою жизнь с авиацией. Уже будучи жителем Подмосковья и работником АО «Камов», он сам не раз приезжал на «Прогресс» в командировки, чтобы поднимать в небо арсеньевские машины. Он работал на «Прогрессе» как пилот от фирмы-разработчика, а прогрессовцы считали его своим.
Приезжал, работал… К сожалению, более двух лет назад летчик-испытатель Виталий Лебедев погиб. Напомню, что случилось это 12 апреля 2018 года в Балтийском море. В семье очень любили эту дату – День космонавтики – и всегда ее отмечали. Виталий Викторович отрабатывал с космонавтами упражнения по поднятию из воды спускаемых аппаратов, проходил вместе с ними подводную подготовку. Дружил с космонавтом Юрием Лончаковым и военным лётчиком-испытателем 1-го класса Мариной Попович. Сыновья учились в школе Звездного городка, а это всегда встречи и знакомства с космонавтами, интересные рассказы о тайнах космоса. Жена несколько лет работала в Звездном городке. Поэтому эта дата была любима всей семьей. Но ей суждено было стать скорбной…
Работники летно-испытательной станции «Прогресса» скорбели вместе с родными и близкими. И именно прогрессовцы первыми инициировали установку мемориальной доски на большом противолодочном корабле «Иван Грен», с которого в последний раз взлетел вертолет с лётчиком-испытателем Виталием Лебедевым и штурманом-испытателем Амангельды Курмангалеевым.
Имя В. В. Лебедева встречается во многих книгах и интернет-изданиях. Еще одним актом сохранения памяти о человеке и работнике является передача о нем материалов в музей. Супруга В. В. Лебедева Жанна Петровна, с которой он прожил более тридцати лет, сыновья Никита и Семён в Москве и родственники, живущие в Арсеньеве, собрали и передали именно в Музей истории и трудовой славы ПАО ААК «ПРОГРЕСС» личные вещи Виталия Викторовича. Из этих, пусть и немногочисленных, вещей оформлена небольшая витрина, которая кратко и ёмко познакомит посетителей музея, гостей предприятия с жизненным путем летчика-испытателя и его участием в жизни авиакомпании «Прогресс». Присланные ими фотографии и документы иллюстрируют статьи, написанные в память о летчике-испытателе.
Летчиком-испытателем Виталий Лебедев решил стать, еще будучи дошкольником. Он часто бывал у мамы на работе в аэропорту Елизово, где она работала в метеослужбе. Очень любил наблюдать за самолетами. Первые мечты о полетах появились в шесть лет, когда он на лыжах пробовал покорять небольшие трамплины. Стало получаться, и он понял, что он летит и какие это незабываемые ощущения.
Мечта мальчишки начала сбываться, когда он поступил в СВВАУЛ. Рассказом о том, как это произошло, поделились Жанна Петровна и его мама Любовь Пантелеевна: «Будучи старшеклассником, в Феодосии Виталий занимался в кружке дельтапланеризма, где мечта о полетах стала обретать реальность, – летал на планерах. В выпускном классе он окончательно выбрал профессию летчика. Но тут возникла проблема: Виталий начал учиться в школе с шести лет, и на момент окончания школы ему было шестнадцать, а в лётные училища брали только 17-летних абитуриентов, потому что после первого года обучения все курсанты, ставшие уже совершеннолетними, сами садились за управление. И Виталий, зная о возрастном ограничении, тайком от родителей, учась в 10 классе, отправил несколько писем в основные лётные училища СССР с просьбой допустить его к вступительным экзаменам, несмотря на возраст. Из Министерства обороны ему дали «добро» на поступление – только в вертолетные училища. Так в 1979 году и появилось Сызранское училище».
Мама вспоминает, как приезжала в Сызрань на присягу: «Все родители со слезами на глазах смотрели через забор на сыновей – они были маленькими мальчишками, форма на них болталась, на худой шее – обритая голова, но были те мальчишки абсолютно счастливыми и гордыми, с сияющими глазами!»
Учеба давалась легко, особенно нравились летние лагеря с активными полетами в несколько смен. По окончании училища Виталию настоятельно было предложено остаться инструктором, чего он категорически не хотел. В это время шла война в Афганистане, он, как все однокурсники, рвался туда. Никак не хотелось заниматься монотонной работой в училище. Вот тогда и родилась идея перейти в отделение морской авиации. Как отличник, он имел право выбора при распределении. Виталий выбрал Приморье, чем крайне удивил комиссию. Выбор был связан с тем, что Приморье считал своей малой родиной, и с тем, что родители служили в Хасанском районе в п. Краскино.
Так в 1983 году В. В. Лебедев пришел служить в вертолетный полк ВВС Тихоокеанского флота в п. Новонежино. Сразу же попал в город Николаев на переучивание на вертолеты Ка‑25, которое длилось почти целый год. Вернулся с новыми знаниями, уверенными навыками пилотирования и женой.
Служба была насыщенной, интересной, наполненной полетами в три смены. Были походы в Корею, Америку, в нейтральные воды. Навыки оттачивали с прекрасным командиром эскадрильи, который болел за каждого своего летчика. Именно он, Игорь Колбин, дал Виталию настоящие крылья в небо.
Как в любом коллективе, а уж в военном и подавно, появлялись клички. Виталия называли «ходячей энциклопедией», так как знания были энциклопедически полные и с дотошными объяснениями на любые вопросы сослуживцев.
Однажды в полк прилетела для отработки пилотирования с корабля группа испытателей Феодосийского филиала ГЛИЦ. К командиру полка пришел шеф-пилот и заявил: «Мне нужен самый лучший летчик и подготовленный вертолет». Был сразу же предложен летчик Виталий Лебедев. Так завязалась крепкая дружба с летчиком-испытателем Владимиром Александровичем Лавровым, которая длилась до последних дней жизни Лаврова.
Кроме плановых полетов были еще полеты в дежурной службе в Новонежино и на Седанке. Дежурная служба – это целая неделя. Жанна Петровна вспоминает: «Заканчивалась неделя дежурства, мы с сыновьями ждали возвращения Виталия, но я увидела, что из дежурной службы взлетел вертолет, и сразу же поняла, что где-то случилась беда. Виталий вернулся глубокой ночью и рассказал, что спасали мальчишку, который с другом ловил рыбу на льдине. Это была слякотная, промозглая весна. Льдина откололась, один мальчик успел прыгнуть с нее, второго же унесло. Дело происходило недалеко от Большого Камня, в бухте Суходол. Экипаж взял на борт водолаза, и полетели на поиски. Спускались пониже, шерстили всю акваторию, которая была дана в задании, но Виталий, как командир экипажа, принял решение расширить поиск в Уссурийском заливе, захватив по краю залив Петра Великого. Поиск увенчался успехом, мальчишку подняли на борт вертолета, буквально отрывая от льдины, так как он вмерз в нее всем телом. Сразу доставили в больницу Большого Камня. Виталий вернулся домой уставший и взволнованный, ведь этот мальчик провел на льдине два дня. Ночью нам позвонили на домашний телефон из больницы и попросили: «Раз уж вы привезли мальчишку, то помогайте и дальше. Нужны самые теплые вещи, которые у вас есть дома. Везите к нам». Мы собрались и ночью поехали в больницу. На следующий день поехали снова, чтобы познакомиться, подбодрить мальчика. Звали его Вася. Жил в неблагополучной семье, потом его забрала бабушка и растила одна. Мы стали ездить к Васе всей семьей. Наши сыновья были еще маленькими, но очень хотели порадовать 12-летнего, как им казалось, взрослого мальчика, привозя ему сладости и свои игрушки. К великому сожалению, Васины ноги не удалось спасти, он их на льдине отморозил, и ему предстояла операция. Нас уже в больнице знали, мы ходили к врачам, задавали массу вопросов, просили помочь мальчику без радикальных мер, ведь остаться без ног – это большая беда. Иногда я одна ездила и проводила целые дни с мальчиком, чтобы поддержать, отвлечь, дать надежду, рассказывала о людях, достигших многого, имея подобную проблему. В день операции стояли под дверью и ждали…
Мы навещали мальчика и дома, привозили гостинцы, много говорили обо всем, что ему в том возрасте было интересно. Глядя на немногословного Виталия, сурового внешне, удивлялась, сколько тепла и души он вкладывал в это общение».
С той поры в семье сохранился шлем и полётный планшет, и они теперь тоже в музейной экспозиции.
В 1990-е годы семья Лебедевых покинула Приморье. В 1995 году подполковник В. В. Лебедев получил квалификацию летчика-испытателя, окончив курс вертолетного отделения Центра подготовки летчиков-испытателей, о чем на правом плече своего лётного комбинезона носил соответствующий шеврон. Лётный комбинезон с погонами – рабочий костюм полковника Виталия Лебедева на военной службе старшим летчиком-испытателем в испытательном центре в Чкаловском – тоже стал музейным предметом.
После того как в 2002 году полковник В. В. Лебедев уволился из ВС РФ в запас, он пришел на работу в АО «Камов».
Пластиковые карточки-бейджи пилота Лебедева – вроде бы обычный атрибут участника мероприятий, но в нашем случае бейджи рассказывают, что Виталий Лебедев ежегодно становился не просто участником Международного авиационно-космического салона в Москве, но принимал в нем самое активное участие, пилотируя «камовские» вертолеты. А один бейдж так и вовсе с выставки по вопросам безопасности и обороны для стран Ближнего Востока SOFEX (СОФЭКС). Эта выставка проходит в Иордании. Россия является традиционным участником, представляет виды продукции отечественного спецоружия и специальных технических средств. Выставка проводится под патронажем короля Иордании Абдаллы II при поддержке командования вооруженных сил Иордании. В 2006 году В. В. Лебедев поднимал над иорданской землей вертолет Ка‑226 и показал королю великолепный пилотаж. После полета Абдалла II захотел познакомиться с пилотом и пришел вместе с маленьким сыном, в окружении свиты и охраны, выразить свое восхищение.
Летные испытания опытных вертолетов, изготовленных на серийном предприятии, и первых серийных вертолетов проводятся летчиками-испытателями разработчика, а летные испытания серийных вертолетов проводятся летчиками-испытателями предприятия-изготовителя. В истории ПАО ААК «ПРОГРЕСС» четырежды было так, что летчики-испытатели фирмы-разработчика поднимали в небо производимую вертолетную технику на арсеньевской земле. В 1970 году летчик-испытатель МВЗ им. М. Л. Миля Г. Р. Карапетян поднимал в Арсеньеве первый серийный Ми‑24. Официально считается, что первый испытательный полет первого серийного вертолета Ми‑34 также совершил летчик-испытатель МВЗ им. М. Л. Миля С. С. Барков. Третий и четвертый случаи связаны с именем летчика-испытателя АО «Камов» В. В. Лебедева: в 2008 году в Арсеньеве он совершил первый испытательный полет на первом серийном вертолете Ка‑52 и в 2016 году – первый испытательный полет на опытном Ка‑62.
В конце 2016 года старший летчик-испытатель АО «Камов» Виталий Лебедев вместе с пятью сотрудниками авиакомпании «Прогресс» были награждены государственными наградами. Награждение происходило на ежегодном торжественном собрании во Владивостоке 22 декабря при участии губернатора Приморского края. Свою наивысшую награду – медаль ордена «За заслуги перед Отечеством» II степени – Виталий Викторович Лебедев получал именно в Приморье, так как находился в это время в командировке на «Прогрессе» в Арсеньеве.
Виталий Викторович очень не любил помпы возле себя, не любил похвалы, потому что считал, что просто делает свою работу. Так его учил отец. Награждение для В. В. Лебедева оказалось сюрпризом. К участию в торжественном награждении с выходом на сцену он не был готов – не взял с собой в командировку парадного костюма, но коллеги с «Прогресса» помогли. День был запоминающийся: краевой центр встретил награждаемых снегом, сильным ветром и метелью.
В тот же день коллега В. В. Лебедева летчик-испытатель 2 класса летно-испытательной станции авиакомпании «Прогресс» Владимир Алексеевич Утва получил звание «Заслуженный летчик-испытатель Российской Федерации». Они вместе неоднократно в одном экипаже летали на вертолете Ка‑52 по производственной необходимости: В. В. Лебедев как летчик-испытатель-инструктор инструктировал заводского летчика, ведь летчики-испытатели должны всегда повышать свой профессиональный уровень.
«Виталий очень любил Приморье, болел всей душой за работу завода, арсеньевцев считал особенными людьми, – вспоминает Жанна Петровна. – Хочу каждому сотруднику авиакомпании «Прогресс», который знал моего мужа, с кем он работал, всем тем, кто готовил машину к полетам, передать свою благодарность и низкий поклон».
Однажды в один из приездов на «Прогресс», в минутку свободного времени, Виталию Викторовичу Лебедеву работники лётно-испытательной станции предложили посетить заводской музей, и он, говорят, с удовольствием согласился. Ему провели экскурсию и рассказали об истории предприятия, о трудовых достижениях арсеньевцев. Сегодня сам Виталий Викторович стал частью этой истории и смотрит на нас с фотографии в музее.