>Международно- коммуникативная роль города
Международно-коммуникативная роль столицы Приморья, ее предпосылки выступить в качестве управляющего хаба Приморско-Сахалинского кольца и витрины России в АТР рассматривались на I Владивостокском урбанистическом форуме «Агломерации трансграничья для стабильности и соразвития», который успешно прошёл в кампусе Дальневосточного федерального университета. Корреспондент газеты ПРО СМР «Прогресс Приморья» побывала на этом важном не только для города, но и края в целом мероприятии.
Шанс стать глобальным городом — есть
Президент РФ В.В. Путин заявил, что развитие Дальнего Востока — это задача России на весь ХХI век. В силу выгодного географического положения важнейшая роль в решении этой задачи принадлежит южной части Приморского края с лидером в лице Владивостока.
В настоящее время на юге Приморья и во Владивостоке реализуется целый ряд крупных проектов, нацеленных на развитие сектора высокотехнологической переработки природных ресурсов, автомобилестроения, судостроения, транспортной, энергетической инфраструктур, экологичного сельскохозяйственного производства и т.п. Для модернизации экономики региона Министерство РФ по развитию Дальнего Востока последовательно работает над запуском территорий опережающего социально-экономического развития (ТОР). В них за счет налогового стимулирования и регулирования деятельности планируется создать благоприятные условия для ведения бизнеса, повысить привлекательность региона в глазах отечественных и зарубежных предпринимателей, а также талантливой молодежи. Очевидно, что эта работа должна быть подкреплена разработками комплексных градостроительных программ, усиливающих возможности отдельных ТОРов созданием качественной среды жизнедеятельности.
Урбанизация территории
Урбанизация ХХI столетия охватила в разной степени все континенты и страны. Особую роль в этом процессе играют города, которые часто называют «мировыми», «глобальными», «международными». Подготовка и проведение Cаммита АТЭС—2012 создали предпосылки для вхождения Владивостока в сеть таких городов. Во многом этому способствовали поддержка со стороны государственной власти и реализация специальной подпрограммы «Развитие г. Владивостока как центра международного сотрудничества в Азиатско-Тихоокеанском регионе» (2007 год). В результате город приобрел элементы инфраструктуры для осуществления еще одной функции — международно-коммуникативной.
В «Стратегии и стратегическом плане развития города Владивостока до 2020 года» — документе, утвержденном Думой города Владивостока в 2011 году, декларирована готовность стать «мировым городом для людей». Одним из средств развития в указанном направлении названо формирование агломерации на территории нескольких муниципальных образований, прилегающих к Владивостоку, их объединение различными связями в сложную, но гармоничную систему. Особенностью этого процесса является включенность Владивостока в трансграничное и межкультурное взаимодействие.
Глава Приморского края напомнил, что сегодня в крае уже готовятся к реализации и воплощаются в жизнь более 20 крупнейших инвестиционных проектов: предприятие ВНХК, завод СПГ, крупнейшая судоверфь в Большом Камне, где функционирует входящий в состав ПРО СМР ДВЗ «Звезда», газохимии в Находке, производство «Соллерс» во Владивостоке и другие. И инфраструктура, которая будет создана вокруг этих проектов, должна им соответствовать.
«Именно поэтому мы планируем создать в Приморье агломерацию полицентрического типа с центрами во Владивостоке, Уссурийске и Находке. И первым конкретным шагом станет подписание первого соглашения между администрацией Приморского края и четырьмя муниципалитетами о создании Владивостокской агломерации. В нее войдут Владивосток, Артем, Надеждинский и Шкотовский районы, — сообщил Владимир Миклушевский.
Он подчеркнул, что одна из задач владивостокской агломерации — развитие транспортной доступности, предоставляющей возможность жителям самим выбирать, где им удобно жить и работать.
Тот, кто был в Японии, может легко представить, о чём идёт речь. Вся эта страна воспринимается как единый город, как единое жизненное пространство, где нет слаборазвитых территорий, и в любую точку попадаешь при помощи скоростного «Синкансэна» за считанные минуты или часы. Линия «Токайдо-синкансэн», к примеру, является самой загруженной высокоскоростной железнодорожной линией в мире. На ней перевозится примерно 375 000 пассажиров ежедневно. Уже через три года после начала эксплуатации дорога начала приносить прибыль, а к 1971 году за счёт выручки от продажи билетов и услуг полностью окупила затраты на строительство. Путешествуя из Токио через всю страну, не замечаешь, где и когда кончается один город и начинается другой. Всё жизненное пространство в Японии воспринимается как единый «умный город».
«Умный город»
Участником I Владивостокского урбанистического форума стал президент японской компании «Michi Creative City Designers Inc.» Коно Мичинага, который выступил с докладом на тему «Японский опыт по многомерному проектированию «умных городов» для устойчивого развития Дальнего Востока России». Коно Мичинага уверен, что «умные города» можно и нужно строить на Дальнем Востоке.
«Форум мне интересен тем, что здесь я услышал множество мнений и идей по развитию Владивостока и Дальнего Востока в целом. Поскольку я занимаюсь исследованием «умных городов» и считаю, что Дальний Восток имеет большие перспективы в этом направлении, участие в этом форуме очень полезно для моей работы. Сегодня я рассказал о японском опыте проектирования «умных городов», который с успехом может быть применен в российских городах Дальнего Востока», — сказал господин Мичинага.
Самоопределение города в качестве «глобального» (в виде трансграничной агломерации) выводит практику муниципального управления и жизнь горожан за пределы привычного и повседневного существования. Оно побуждает к осмыслению планов и возможностей развития города с учетом мировых реалий и в большом временном масштабе. Ситуация осложняется очевидным кризисом мировой экономической системы, когда ставится под вопрос сама модель «глобализации», а значит, и соответствующие модели «глобальных городов».
Директор Института опережающих исследований имени Е. Шифферса, участник рабочей группы проекта «Транс-Евразийский пояс «Развитие» (RAZVITIE) Юрий Громыко (г. Москва) и директор ООО «Издательско-продюсерский центр «Образ региона», консультант рабочей группы «ТЕПР» (г. Владивосток) Владимир Соколов — специалисты, солидарные с японским экспертом во мнении о том, какую важную роль играет город в создании условий для развития гармоничных людей. Их доклад прозвучал на тему «Тренды урбанизации, сети городов и модернизация России: роль пространства в управлении знаниями и развитии человеческого потенциала».
Ким Санг Вон, заместитель начальника управления по планированию размещения промышленных объектов мэрии города-метрополии Пусана, привёл свой наглядный пример, подтверждающий состоятельность такой идеи, рассказав об «Опыте успешной модели высокотехнологичного индустриального комплекса «Centum City» в Пусане». Мнение коллег поддержал ещё один докладчик из Японии, профессор факультета окружающей среды Университета окружающей среды Тоттори — Чонг Хон Сян, который рассказал о «Возможностях и перспективах «Machizukuri» (развитие городской инфраструктуры и создание города для людей) для приграничного регионального сотрудничества в Северо-Восточной Азии».
Всего же в кампусе на о. Русском собралось около 400 экспертов, представителей органов государственной и муниципальной власти, госкорпораций, проектных и исследовательских организаций России, международной сети городов-побратимов и партнеров Владивостока из Пекина, Шанхая, Даляня, Чанчуня, Сеула, Пусана, Инчхона, Токио, Ниигаты и других. И, как отметило большинство экспертов, значительный интерес для поиска модели будущей приморской столицы представляет концепция «умного города» (Smart City).
Агломерации и создание трансграничных мультиинфраструктур соразвития
Сегодня можно говорить о возникновении и развитии трансграничного пространственного планирования (ТПП) как особого направления трансграничного сотрудничества, ведущего к возникновению зон приграничной и транснациональной солидарности. Трансграничное сотрудничество представляет собой согласованную деятельность разнообразных факторов соседствующих административных регионов и муниципалитетов разных стран по развитию между ними двусторонних и многосторонних связей. Оно сопровождается деятельностью институтов координации трансграничных связей, конструированием соответствующих информационных и физических инфраструктур.
В Северо-Восточной Азии единственным межправительственным механизмом многостороннего экономического сотрудничества, в котором участвует Россия, является Расширенная Туманганская инициатива — РТИ (Greater Tumen Initiative — GTI). Осенью 2014 года в Яньцзи в рамках XV сессии Консультационной комиссии РТИ было подписано соглашение о создании Ассоциации экспортно-импортных банков Китая, Республики Корея, Монголии и России. Объединение займется финансовой поддержкой конкретных трансграничных инфраструктурных проектов в Северо-Восточной Азии. Эта деятельность предполагает совместное конструирование геоэкономических и трансграничных мультиинфраструктур, способных связать всю Евразию.
С опорой на механизмы многостороннего международного сотрудничества и благоприятный режим вновь учреждаемых ТОРов Владивосток способен стать площадкой для координации конструирования трансграничных инфраструктур следующего поколения — мультиинфраструктур. Их создание сопряжено с формированием агломераций и коридоров развития, с российской стороны использующих потенциал Транссиба, БАМа, Северного морского пути. Понятие «трансграничность» становится необходимым в деятельности административных властей российских регионов и муниципальных образований. Неслучайно модератором этой важной части пленарной работы форума стал председатель Наблюдательного совета некоммерческой организации Института демографии, миграции и регионального развития (г. Москва) Юрий Крупнов.
Перспективы владивостокского транспортно-логистического узла в системе региональной связности
После саммита АТЭС наблюдается трансформация традиционного образа Владивостока как «Восточных ворот России». Оставаясь таковыми, Владивосток все больше ассоциируется с хабом — узловым пунктом сети, где сходятся и координируются различные потоки глобальной сообщительности. Для превращения в транспортно-логистический узел мирового уровня необходимо не только наращивать объемы перерабатываемых грузопотоков, но и активно продвигать отечественные транспортные услуги на стратегические рынки с помощью инновационных решений.
На Саммите АТЭС-2012 для повышения эффективности и надёжности логистических цепочек российская сторона предложила странам АТЭС, наряду с внедрением радиометок (RFID), активнее использовать современные космические технологии, приступив к оснащению транспортных узлов и коридоров системой глобальной космической навигации ГЛОНАСС. Другим фактором привлекательности было названо внедрение в российских портах информационных таможенных технологий, способных значительно сократить сроки оформления грузов.
Важнейшим направлением становится стыковка железнодорожного транспорта с портовыми терминалами. Именно здесь возникает необходимость в формировании интегрированной транспортной инфраструктуры.
К вопросам местного значения города Владивостока относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения. На форуме были предложены градостроительные решения, способные повысить эффективность работы Владивостокского транспортно-логистического узла, вывести город из состояния роковой «запертости» на полуострове Муравьева-Амурского, значительно затрудняющего оптимальную организацию транспортных потоков.
Рассматривался вопрос о строительстве моста на полуостров Песчаный, расположенный на западном берегу Амурского залива и относящийся к Фрунзенскому району Владивостокского городского округа. После экологически рациональной реконструкции прежде существовавшей дороги Барабаш — Чуньхуа и открытия соответствующего автомобильного пункта пропуска на российско-китайской границе, необходимого и для расположенного здесь трансграничного биосферного резервата, может несколько измениться конфигурация системы международных транспортных коридоров, а Владивосток получит возможность полноценного включения своего потенциала в развитие приграничных территорий и трансграничное сотрудничество.
Преодоление трудностей
Не так— то просто адаптировать зарубежный градостроительный опыт и законодательство на нашей территории. Значительную проблему составляет и географическая удаленность ответственных исполнителей. По этой причине их деятельность на Дальнем Востоке РФ часто вынуждена иметь характер «наездничества». Затрудняется диалог с носителями местного пространственного опыта, необходимый для полноценного понимания ситуации. Очевидно, что осуществление таких новых и важных для Дальнего Востока РФ направлений градостроительной деятельности, как формирование агломераций и трансграничное пространственное планирование, сопряжено со значительными трудностями.
Опыт разработки новой концепции генерального плана Владивостока обнаруживает широкий спектр проблем, характеризующих состояние градостроительной деятельности и ее информационное обеспечение. Очевидно, что дальнейшее превращение Владивостока в центр международного сотрудничества требует большого внимания к проектам, особенно таким, как концепция «умного города» (Smart city ), способным сделать его главной российской «витриной» в АТР, площадкой для трансфера инновационных технологий градостроительного проектирования.
Камертон обсуждению этого момента задал модератор пленарного заседания форума «Региональные тренды урбанизации. Модели формирования глобальных городов на основе агломераций» представил директор Института опережающих исследований имени Е. Шифферса, участник рабочей группы проекта «Транс-Евразийский пояс «Развитие» (RAZVITIE) — «ТЕПР» (Москва, Россия) Юрий Громыко, посвятивший свое выступление актуальным трендам развития городских агломераций, то есть движения больших городов по территориям.
«Сегодня городские агломерации должны создаваться в Сибири и на Дальнем Востоке, — сказал он. — В основе территориализации глобальных городов лежит формирование инфраструктурного поколения, обеспечивающего связанность территории и перспективную стратегию его развития: профессии, которыми может долго и выгодно заниматься молодежь, и новые нормы социальной инфраструктуры. Причем эта инфраструктура может затрагивать территории нескольких близлежащих стран».
Применительно к Владивостоку принцип соразвития трансграничных территорий может заключаться в создании инфраструктурного кольца вокруг Японского моря, которое можно назвать «Приморско-Сахалинским кольцом», сообщил докладчик. Такое кольцо может стать условием гармоничного взаимодействия территорий России, Японии, Китая, КНДР и Республики Корея. Формирование инфраструктуры вокруг моря обеспечивает связанность экономик этих стран, превращение трансграничного пояса соразвития в опережающую зону движения.
«Именно в этом контексте нам представляется принципиальной идея главы Владивостока Игоря Пушкарёва продвижения Владивостокской агломерации, расширения «большого Владивостока» на запад, когда за счет участия в энергетической и транспортной инфраструктурах он может стать управляющим хабом Приморско-Сахалинского кольца», — заявил Юрий Громыко.
А это позволит решить две задачи — раскрыть возможности Владивостокской агломерации на западном направлении и сформировать на ее основе модельный молодежный город соразвития. Подобная модель, обеспечивающая приток молодого, активного и креативного населения, в дальнейшем может быть распространена на весь Дальний Восток.
Есть преимущества
Всякие глобальные идеи, предлагаемые учёными, начинаются с показа собственных возможностей и преимуществ перед городами-соседями. Если говорить только о Владивостоке, то у него преимуществ хоть отбавляй. Директор Тихоокеанского института географии ДВО РАН Пётр Бакланов, например, выделил ряд составляющих, которые являются весомыми аргументами для урбанизации краевого центра. На вопрос, чем же Владивосток лучше других, академик ответил: «Во-первых, город расположен у моря и имеет выход ко многим развитым и развивающимся странам, те есть имеет выход к рынкам. Следующее наше преимущество — незамерзающее море. Для России с её северными портами это уникальное явление. Железнодорожные подходы, в том числе мощнейшая магистраль Транссиб — ещё одно достоинство, превращающее Владивосток в логистический центр. Очень важный фактор — научно-образовательный потенциал… ДВФУ — это не только образовательный потенциал, это уже бренд, способный привлечь деньги для развития и вузовского, и научного сектора. Огромный плюс для Владивостока — его кадровый потенциал: ещё пару десятков лет тому назад у нас были развиты технологические отрасли. Вспомните наших производственных монстров: «Изумруд», «Варяг», «Дальприбор», «Радиоприбор»… На самом деле прошло не столько много времени, чтобы ушли в небытие знания и опыт».
Заметим, что сегодня названные академиком заводы являются надёжными предприятиями Приморского регионального отделения Союза машиностроителей России и при правильном подходе вполне могут вписаться в структуру урбанистического будущего краевого центра.
Наряду с перечисленными аргументами в пользу Владивостока, Пётр Бакланов отметил следующее: «Один из главных наших козырей — особенности геополитического положения тихоокеанской России, и, конечно же, Владивостока. Рядом с нами проживают 300 миллионов человек. С регионом соседствуют крупнейшие страны мира: вторая экономика мира — Китай, третья экономика — Япония. Не стоит забывать и про обе Кореи».
По мнению академика, значительным толчком для ведения бизнеса во Владивостоке является инфраструктура, созданная к началу саммита АТЭС. Сегодня её использование дает добрые всходы.