>Музей истории и трудовой славы Арсеньевской авиационной компании «Прогресс» им. Н.И. Сазыкина пополнился новым экспонатом
В 2003 году во дворе Дома-музея путешественника В. К. Арсеньева в городе Владивостоке на ул. Арсеньева был установлен памятник: на высоком постаменте разместился бюст Владимира Клавдиевича. Автор памятника – приморский скульптор Николай Петрович Монтач, который создал многие памятники в Приморье и краевом центре, в частности, Мемориальный комплекс пограничникам, погибшим при защите границ Отечества (расположен в районе ост. «Гайдамак»), первому гражданину Владивостока купцу Семенову и другие.
Эта его работа – бронзовая скульптура В. К. Арсеньева – была отлита по заказу Приморского государственного объединенного музея им В. К. Арсеньева в литейном цехе авиакомпании «Прогресс», лидирующем предприятии Приморского регионального отделения Союза машиностроителей России. Начальником литейного цеха работает Алексей Владимирович Сомов, который хорошо помнит, как это было. Отливка производилась по технологии кусковой формовки по шаблону и модели, а потому для отливки бюста на территорию авиакомпании в 2002 году была ввезена гипсовая модель памятника, изготовленная автором-скульптором.
Надо заметить, что сама по себе гипсовая модель для литейщиков представляла собой расходный материал для выполнения рабочего заказа, в данном случае – для изготовления бронзовой отливки. И нарушение ее внешнего вида в результате трудоемкого процесса – это обычное дело для модели. Но она, к счастью, хорошо сохранилась после отливки бюста и несколько лет хранилась в литейном цехе «на всякий случай». Дело в том, что хозяин модели и автор бюста Н. П. Монтач, несколько раз бывавший на «Прогрессе», пока шла подготовка к отливке его работы, умер 2004 году, на следующий год после установки памятника. Неизвестно, хотел ли автор забрать модель.
Начальник литейного цеха ПАО ААК «ПРОГРЕСС» А. В. Сомов принял решение передать модель в заводской музей, понимая и видя, что и после ее использования по назначению и многих лет хранения она все же осталась целой скульптурой, авторской работой, имеющей художественное значение.
Переданная в музей гипсовая модель бюста была первоначально темноокрашена и специально натерта графитом для отливки. От использования и от последующего времени хранения на ней появились сколы и потертости. Но во второй половине 2020 года она была доведена до выставочного состояния: частично отреставрирована силами сотрудников отдела по связям с общественностью и молодежной политике, перекрашена светлой краской в лакокрасочной камере цеха защитных покрытий и термообработки, где окрашивают вертолеты.
И в завершение художник-оформитель отдела Андрей Константинович Бикузин, на которого лег основной объем работ, выполнил последние штрихи, после чего бюст В. К. Арсеньева доставили в зал музея, где он наилучшим образом вписался в начало экспозиции. Теперь он встречает посетителей заводского музея, как бы говоря им: «Через десять лет, а может, через пятьдесят, где-то здесь завод поставят, металл начнут плавить, город вырастет, поезда побегут…»
И пусть эти слова, приписываемые В. К. Арсеньеву, не сказаны им именно про наш город, но все, что в этой фразе есть, – все и случилось. И главное – рабочий поселок Семёновка 24 декабря 1952 года указом Президиума ВС РСФСР стал городом и получил название Арсеньев. А отливка бронзового бюста человека, в честь которого назван наш город, для Арсеньевской авиакомпании «Прогресс» – это первый и единственный случай в истории литейного производства предприятия.