>Научились работать единой командой
На площадках Дальневосточного федерального университета (ДВФУ) состоялась выставка, которая стала финальным аккордом образовательной программы IV «Тихоокеанской проектной школы».
Свои работы на выставке представляли школы, учебные заведения и предприятия Дальневосточного федерального округа (ДВФО). Как отметили в оргкомитете «Тихоокеанской проектной школы» 2019 года, главной целью стало формирование кадрового резерва интеллектуальных лидеров, способных внести вклад в развитие Дальнего Востока и Азиатско-Тихоокеанского региона. Участниками школы стали ученики 8–11 классов, прошедших конкурсный отбор. Они прибыли из регионов, входящих в состав ДФО. Совместно с преподавателями ДВФУ и представителями компаний-партнёров школьники разработали реальные проекты, предложили новые производственные решения, уникальные продукты. Показали нестандартный взгляд на развитие и продвижение территории ДФО.
Организаторам мероприятия стал ДВФУ, в числе соорганизаторов – ПАО «ААК “Прогресс”», Приморское региональное отделение Союза машиностроителей России, и другие предприятия. Команды-участницы, прошедшие все этапы, предложенные оргкомитетом «Тихоокеанской проектной школы», показали результаты своей работы на площадках ДВФУ.
Стоит отметить, что в рамках реализации «Тихоокеанской проектной школы – 2017» совместно с Арсеньевской авиационной компанией «Прогресс» школьники разработали проект BEEFLI, который включает в себя следующие компоненты: создание экспериментальных панелей сотоблоков, анализ результатов прочности испытаний и оценку экономической эффективности проекта от их внедрения.
Проекты, разработанные участниками, были презентованы на Молодёжной площадке III Восточного экономического форума 5 сентября 2017 года. ДВФУ предложил «Прогрессу» стать партнёром реализации образовательной программы школы и в 2019 году и выступить заказчиком проектных разработок участников, исходя из интересов и потребностей производства авиационного предприятия. Была предложена разработка, связанная с альтернативными источниками электропитания.
Тема, которой занимались школьники, называлась «Модульные конструкции для автономных систем освещения». Состав команды проекта: Дмитрий Валиев, Даниил Попорецкий, Иван Суханов (все представители Гуманитарно-технического лицея). Наставниками стали: Александр Ратников, Фирдавс Рахимов (преподаватели ДВФУ), Татьяна Грищенко (член СоюзМаш России, инженер-технолог авиакомпании «Прогресс»). Возглавили творческую группу Евгений Макаров, заместитель управляющего директора по управлению персоналом ААК «Прогресс» и Ирина Клочкова, помощник руководителя аппарата Приморского регионального отделения Союза машиностроителей России, ведущий специалист по персоналу службы управления персоналом ААК «Прогресс». За основу взяли разработку модульной системы автономного освещения.
Вот что рассказал Александр Ратников, заведующий лабораторией компьютерного моделирования Инженерной школы ДВФУ: «Участвую в работе “Тихоокеанской проектной школы” во второй раз, и второй раз с тем же заказчиком. Тема “Модульные системы автономного освещения” на сегодняшний день довольно актуальная. Дальнейшая диверсификация оборонных предприятий требует новых разработок. Задача состояла в том, чтобы сконструировать автономную мачту освещения из тех материалов, которые применяются в вертолетостроении. Реального образца в полном объёме пока нет, но миниатюрный проект, который мы командой создали, вы можете наблюдать на этой выставке. Конструкция представляет собой мачту с расположенной в её верхней части светонакопителем. Принцип прост: днём солнечная батарея накапливает энергию, ночью отдаёт. Задачу моделирования и конструирования мачты мы выполнили. И вот теперь представляем наш продукт. Вполне возможно, что проект со временем будет реализован. У завода есть все возможности, чтобы изготовить такую мачту в полный её размер».
Александр Ратников окончил ДВФУ (тогда ещё ДВГТУ) в 2004 году. Его можно отнести к преподавателям новой формации. Александр Александрович, вспоминая своё участие в 2017 году в работе проектной школы, рассказал о том, как команда демонстрировала панели из сотоблоков, которые внешне похожи на пчелиный улей. Они довольно прочные, применяются в вертолётостроении. «Перед нами стояла задача придумать, показать, провести испытания этих блоков. Демонстрируя качество изготовленного продукта, мы и давили, и гнули панели, убеждая посетителей выставки в надёжности наших блоков». Главное, чего удалось добиться и тогда, и сейчас – возможности посредством работы в команде взаимодействия, достигать понимания в период творческой работы над тем или иным проектом. Школьники, по мнению, преподавателя ДВФУ, работая в команде, сумели осуществить проект. Вполне вероятно, что кто-то из участников выберет в итоге Инженерную школу.
Как стало ясно из общения с другим членом команды, Татьяной Грищенко, инженером-технологом цеха деталей, агрегатов из полимерно-композиционных материалов авиационного завода «Прогресс», она принимает участие в работе «Тихоокеанской проектной школы» в первый раз. Татьяна рассказывает: «Был отобран мой проект “Конструкция модульных мачт для освещения”, который участвовал в конкурсе “Вектор” госкорпорации “Ростех”. Разрабатывали мы его с Михаилом Юрьевичем Ивашковым, заместителем начальника цеха. Пройдя три этапа конкурса, попали в сотню финалистов. Всего же в “Векторе” участвовало 4 000 человек. Мы успешно прошли тесты, этапы, обучение. И дальше нужно было представить свой проект, что и было сделано. Мачта изготовлена из композитных материалов. Её высота 2 метра, она сборная, но можно увеличить до 6 метров. Во дворах достаточно и четырехметровой антенны. Её преимущество в том, что она беспроводная. Проведённый мониторинг показал, что во дворах нет электросетей, их проводить дорого. На помощь могут прийти солнечные батареи. Может быть, заказчики в лице муниципалитетов и ЖКХ проявят интерес к нашей разработке, тогда есть смысл изготовить конструкцию в полный размер. Труба, автоклав, печи – всё на «Прогрессе» есть. Замечу, можно изготавливать такие мачты из композитных материалов, которые используются в вертолётостроении. Вот вам и безотходная технология».
Фирдавс Рахимов, аспирант кафедры Электроэнергетики и электротехники, тоже в команде. Учился в Республике Таджикистан. Окончил вуз и поступил в аспирантуру. 10 лет работал на родине по направлению «Нетрадиционные источники». В ДВФУ попал, как сам считает, случайно. Узнал о межгосударственной программе по сотрудничеству с Республикой Таджикистан, действующей в РФ.
«Россия помогает с подготовкой кадров от студентов до преподавателей. Я подал документы и, сам того не ожидая, получил приглашение в ДВФУ. Написал заявление о поступлении в аспирантуру по своему направлению и попал по квоте во Владивосток, – рассказывает Фирдавс Мирзоумарович. – Преподаю в ДВФУ общую электротехнику. Веду у строителей, будущих специалистов нефтегазового комплекса, автотранспортников». Как пояснил Рахимов, он согласился участвовать в «Тихоокеанской проектной школе» по той причине, что его тема диссертации «Локальные электрические источники» совпала с предложенной темой на этом мероприятии.
Евгений Викторович Макаров, заместитель управляющего директора по управлению персоналом ААК «Прогресс», подводя общие итоги финишировавшей IV «Тихоокеанской проектной школы», сказал: «Наша команда участвует в таком масштабном мероприятии во второй раз. В 2017 году заключительный этап прошёл в ВДЦ «Океан». Мы представляли панели, из которых можно изготавливать фюзеляж самолёта и вертолёта. В этом году представили альтернативный энергетический беспроводной источник. Думаю, о внедрении пока думать рано, но полученные результаты дают пищу для размышлений, некоторую исследовательскую базу. Разработка должна пройти череду конструкторских и экономических расчётов. Нам важнее, чтобы школьники почувствовали профессию, которая им может быть интересна и, вполне возможно, они захотят связать обучение и карьеру с тем направлением, по которому они работали с нашими сотрудниками в рамках «Тихоокеанской проектной школы». Это один из механизмов профориентационной работы. Даже гуманитарии, которые тоже входили в нашу команду, могут выбрать технические специальности. Подобное не исключено. Сегодня учащиеся старших классов познакомились с элементами авиастроения, погрузились в процесс. Нужно давать ребятам возможность попробовать себя в различных областях. Работая в одной связке со старшими товарищами, имеющими высшее образование, профессиональные знания и навыки, они получают неоценимый опыт работы в команде. Может быть, впервые в жизни ребята попали в коллектив, где роли распределены. Проектная работа учит их трудиться в новых коллективах. И это, без сомнения, поможет в жизни».
Евгений Викторович так же отметил, что на заводе постоянно ведётся исследовательская работа. Сотрудники предприятия участвуют в различных всероссийских конкурсах, на которых представляют технические, экономические, информационные идеи и разработки. На образовательную программу «Тихоокеанская проектная школа», как в 2107-м, так и сегодня участники от «Прогресса» подбирались добровольно. Сотрудники, имеющие свои исследования, изъявили желание поработать с молодёжью. Главное условие – заинтересованность. Кто-то брал на себя роль спикера, кто-то – исследователя, а кто-то решал организационные вопросы. По словам Евгения Макарова, большую работу провела Ирина Анатольевна Клочкова. Немаловажную роль сыграла и Татьяна Грищенко, дав согласие на реализацию ребятами своего проекта.