>На людях держится завод!

Исходя из японской философии кайдзен, которая фокусируется на непрерывном совершенствовании процессов производства, в ПАО ААК «ПРОГРЕСС» (входит в состав Союза машиностроителей России), на протяжении многих лет в процесс совершенствования вовлекаются все: и руководители, и инженеры, и рабочие.

Неоднократно мы писали о том, как авиастроители проявляют инициативу и внедряют свои кайдзен-предложения, которые, хотя и не требуют больших затрат, приводят к повышению качества продукции, процессов производства и системы управления.

Так, на протяжении 2020 года лидерские позиции по подаче кайдзен-предложений по праву сохранял Центр подготовки производства. Всего за год сотрудниками Центра было подано и внедрено 111 предложений.

Несмотря на то что на сегодняшний день подавать предложения можно как в бумажном виде, так и посредством электронной платформы, сотрудники Центра подготовки производства отдают предпочтение именно инновационным методам, ведь электронная платформа позволяет не только быстрее и проще оформить предложение, но и отслеживать рейтинг предприятия на уровне всего холдинга «Вертолёты России».

Ответственная за подачу кайдзен-предложений в Центре подготовки производства – инженер-технолог Татьяна Федоренко. Она собирает все предложения своих коллег, а также сама выступает автором, а затем направляет все предложения на рассмотрение в отдел развития производственной системы и определяет экспертов для каждого предложения.

Вот что рассказала Татьяна о наиболее активных сотрудниках Центра:

«Наш центр включает в себя четыре направления производства: производство стапельной оснастки, производство штампов и пресс-форм, производство специального инструмента и производство заготовительно-штамповочной и объёмной оснастки. Помимо этого у нас также есть группа поддержки основных фондов и модернизации производства, а также группа экономики, кооперации и логистики. У каждого из этих шести направлений есть своя норма по подаче кайдзен-предложений. Наиболее активно себя проявляют руководители групп. Начальники производств, конечно, тоже стараются не отставать, но всё же у них больше времени уходит на выполнение плана».

Самым активным автором в коллективе на сегодняшний день является начальник бюро технической поддержки производства Никита Дурбайлов – им было подано 35 кайдзен-предложений. В их числе – доска для распределения работ. У бюро, которое возглавляет Никита, как и у любого другого на нашем предприятии, есть очень много задач, но не всегда есть возможность сразу брать каждую из них в работу. Поэтому некоторые задачи откладываются, и, чтобы они не забывались, их заносят на доску и обязательно выполняют в срок.

Также Никита Дурбайлов внедрил предложение по обеспечению порядка документации компрессорной станции, где на каждый компрессор идёт очень много документов. Для того чтобы все бумаги хранились отдельно и не смешивались, к каждому компрессору прикрепили отдельные папки, так что теперь в любой момент можно просмотреть все необходимые документы.

Но самая большая гордость Никиты – предложение по ведению карточек АКИД по исполнителям, реализованное на базе корпоративного портала предприятия. Благодаря данному решению исполнителям на почту приходит информация о том, что они являются ответственными по той или иной карточке с заданными сроками, а за 5 дней до наступления срока исполнения карточки приходит повторное уведомление. Здесь же Никита, как ответственный за программу, закрывает карточки и выгружает отчет по их исполнению для руководства. Удобство заключается в том, что если раньше журнал в письменном виде мог видеть только Никита, то теперь всю необходимую информацию могут просмотреть и сами исполнители и руководители.

Ещё один из наиболее активных сотрудников Центра – Алексей Гладырев, автор 32 кайдзен-предложений. Он является руководителем направления поддержки основных фондов и модернизации производства. В его подчинении – техническая поддержка производства, складское хозяйство и группа ПРИН. Алексей предложил сделать специальную ширму для кондиционеров, чтобы никого из сотрудников не продуло в летний период. Теперь при использовании кондиционера потоки воздуха направлены вверх, в кабинете прохладно, но при этом нет никакого риска, что кто-то заболеет или застудит спину. Помогала в реализации данной идеи группа ПРИН. Сейчас такие ширмы есть в уже в четырех кабинетах Центра. Также по предложению Алексея были изготовлены защитные экраны на фрезерные станки и металлическая стела-ориентир, отражающая шесть направлений работы цеха. Надписи были нанесены здесь же, в цехе, на лазерном маркераторе.

Из производственников наиболее близок к лидерам начальник бюро Максим Голодяев, подавший десяток предложений.

«Всё это – личная инициатива каждого сотрудника, мы никого не обязываем и не заставляем. Мотивирует их желание повысить свой собственный комфорт на рабочем месте, соревновательный дух и денежные премии, пусть и небольшие. В прошлом году мы подавали свои предложения через АСУ «ПРОГРЕСС», и нас не было так заметно. А сейчас, благодаря платформе, четко и ясно видно, кто является наиболее активным. Кроме того, платформа позволяет привлечь внимание большего количества людей к нашим идеям. И еще мы ведем собственную сводную таблицу разработки и внедрения кайдзен-предложений, где учитывается, кто, сколько и какие кайдзены подал. Эта информация вывешивается на доску на территории цеха, чтобы все могли видеть результаты», – продолжила Татьяна.

О том, где же найти вдохновение для такого большого количества кайдзен-предложений, мы узнали у самих активистов Центра подготовки производства.

«Цех у нас огромный, очень много рабочих мест и людей, которым требуются улучшения как для работы, так и в социальном плане. Поэтому я считаю, что в данном вопросе залогом успеха является общение. Приходишь в цех, и рабочие сами озвучивают, что они хотели бы улучшить, что им не нравится или доставляет неудобство. Узнав об их проблемах, ты начинаешь думать, как им помочь. Так и приходят идеи, которые не просто заносятся на платформу «для галочки», но действительно помогают людям. Общение – это самое главное, ведь на людях держится завод. А мы будем и дальше работать на опережение, идей у нас еще очень много!» – поделился Никита Дурбайлов.

«Я считаю, что кайдзен-предложения не должны касаться основной работы, ведь это то, что вы и так должны делать каждый день, – естественный рабочий процесс. Я против того, когда это подается как кайдзен. Когда ты видишь обозначенную проблему и предлагаешь решение в рамках СТО – это не кайдзен. Но если же ты предлагаешь что-то новое, нетрадиционное – вот что такое кайдзен. Самое главное – не нужно подходить к этому как к цели подать предложение. Нужно искать проблемы и пути их решения, а уже в процессе решения определять, кайдзен это или нет. Предложение не должно быть самоцелью! Это тупиковый путь», – подключился к разговору начальник бюро Алексей Острошенко.

И действительно, Алексей Острошенко хотя и не имеет нескольких десятков предложений в год, но каждым своим решением помогает большому количеству людей. Так, например, благодаря Алексею улучшилось качество питьевой воды.

Ранее автомат газированной воды был установлен на термическом участке цеха, однако порядка 40 метров водопровода в этой зоне застаивалось из-за отсутствия расхода воды. А автомат как раз «питался» в этой застоявшейся зоне, поэтому вода получалась невысокого качества. В результате автомат был перенесен на 30 метров – в зону умывальников, где регулярно осуществляется большой расход воды. Так что теперь питьевая вода стала намного лучше.

Ещё одно его решение помогло избежать проблемы загрязнения станков пылью. Так, на заточном участке установили вентиляционною систему, чистка которой осуществляется обратным импульсом воздуха. Из-за отсутствия запорных клапанов раньше пыль вылетала на станки. Но благодаря идее Алексея была разработана конструкция клапанов, которую установили на все устройства и тем самым решили возникшую проблему.

Еще одна важная идея Алексея заключалась в том, что на гладком штабелере, приобретенном для термического участка, были проделаны отверстия для зацепления строп для перевалки грузов, что значительно облегчило работу.

Вот такими небольшими шагами Центр подготовки производства не только подал пример активности всему предприятию, но и стал известен во всем холдинге «Вертолёты России» благодаря онлайн-платформе Кайдзен.

от admin