>Новый тренд в развитии производственных систем
На многих предприятиях внедряются инструменты бережливого производства, модернизируются производственные системы. Однако, достигнув какого-то уровня, руководители начинают понимать, что дело не только в новом оборудовании, количестве рационализаторских предложений, но и в нехватке квалифицированных специалистов, от знаний и навыков которых зависят производительность, эффективность труда и качество продукции.
И для того чтобы учесть все составляющие конкурентоспособного предприятия, руководство ПАО ААК «ПРОГРЕСС», лидера Приморского регионального отделения Союза машиностроителей России, сделало акцент на самом важном элементе любой производственной системы – человеке, организовав обучение для заместителей начальников цехов и мастерского состава по программе «Производственный инструктаж» по системе TWI (Training Within Industry) «Обучение в промышленности». Задача программы – обучить персонал на рабочем месте, без отрыва от работы, в очень сжатые сроки. Главный лозунг системы: «Если работник не научился – Инструктор не научил».
TWI методология была разработана в США во время Второй мировой войны, когда требовалось увеличить качество и производительность труда в условиях нехватки кадров. Создание программы заказало государство, ее контролировал госкомитет. Всего по TWI в годы войны обучили около миллиона человек. В 50-х годах американцы начали внедрять методологию в Японии. За 5 лет обучили свыше миллиона человек. Она стала главной основой японского экономического чуда. Результаты эффективности программы можно увидеть на примере автоконцерна «Тойота». Всего в мире по программе TWI обучено более 20 миллионов человек.
Идею внедрения системы на предприятии подсказала начальник учебного центра, член Союза машиностроителей России Елена Абиева, побывавшая в феврале прошлого года на обучении в Иркутске. В ПАО ААК «ПРОГРЕСС» был приглашен эксперт по вопросам повышения производительности труда по методике TWI в России Сергей Смирнов. Программа состояла из 4-х курсов, где дозированно давались знания по темам:
— «Jl – РАБОЧИЙ ИНСТРУКТАЖ» – это методика быстрого обучения сотрудников тому, как выполнять операцию правильно, осознанно и не подвергая себя опасности;
«JM – МЕТОДЫ РАБОТЫ» – система улучшения метода работы: как производить больше качественной продукции за меньшее время;
«JRT – РАБОЧИЕ ВЗАИМООТНОШЕНИЯ» – принципы руководства сотрудниками, позволяющие предотвращать или решать проблемы;
«PD – РАЗРАБОТКА ПРОГРАММ» – создание обучающих планов в рамках потребностей предприятия.
Основа профессионального обучения – это рабочий инструктаж. Разбивка процесса изготовления продукта на этапы и операции позволяет в короткие сроки освоить новые профессии по типовым методикам без отрыва от производства. И у каждого руководителя наступает момент, когда возникает необходимость обучать других – будь то приход нового работника или направленного из другого подразделения на помощь в выполнении работ, при освоении второй профессии, при повышении квалификации, при ротации работников между подразделениями, при выпуске новой продукции, при изменении производственного или технологического процессов и многих других факторах.
На занятиях руководители разбирали ключевые моменты рабочего инструктажа: как подготовится к нему, как правильно провести, выделив при этом основные этапы, важнейшие вопросы (безопасность, качество, затраты) и причины. В дальнейшем при прохождении грамотного рабочего инструктажа и следовании выработанному определенному стандарту рабочим удастся избежать большого процента брака, переделок, аварий и травматизма, частой поломки оборудования. Если работа будет выполняться в соответствии со стандартами, удастся добиться поставленных производственных задач и повысить качество выпускаемой продукции.
«На практических занятиях мы изучали разработку инструктажей: как создавать, в каком ключе и какими словами должно быть прописано. Это процесс очень трудоемкий, и сейчас было принято решение внедрить элементы этой системы у нас на производстве на краткосрочных курсах, затрагивая работников, имеющих рабочий стаж и навыки работы, в период их переквалификации, приобретения второй профессии, при переводе с одного участка на другой или при освоении нового оборудования. Это очень важно, ведь во время отсутствия работника, выполняющего данную операцию, по причине ухода на больничный или в отпуск, его просто некем заменить. Таким образом мы попытаемся решить кадровый дефицит и исключить простой оборудования.
Совместными усилиями с подразделениями, основываясь на разработанных технологами обучающих инструктажах, мы постараемся построить учебный процесс поэтапно, непрерывно, чтобы добиться результата в кратчайшие сроки», – пояснила инженер по подготовке кадров Ольга Романец.
И вскоре руководители, которые прошли обучение по данной системе, смогут приступить к обучению производственных мастеров, а те, в свою очередь, – донести информацию в уже правильной форме рабочим.
«Система TWI учит руководителя правильно и четко ставить задачу рабочему, осознавать её важность, выделять этапы безопасного выполнения и проведение данной работы согласно полученному инструктажу. Необходимо также объяснить рабочему, независимо от его места работы и занимаемой должности, что он является важным звеном в цепочке производства, что именно от его работы зависит конечный результат, а в нашем случае – востребованный боевой вертолет. Такой процесс обучения и в дальнейшем – постоянное его применение, безусловно, влечёт за собой положительные результаты – повышение качества продукции, объемов производства, сокращение издержек и брака, соблюдение техники безопасности. Все эти факторы позитивно скажутся на межличностных взаимоотношениях, помогут создать доброжелательную атмосферу в коллективе», – добавил в заключение заместитель начальника кузнечного цеха по подготовке производства Денис Мажуга, который в составе группы прослушал курс по методологии TWI.