>Отмечена наградами за участие в войне с милитаристской Японией
Как ни велика наша Родина, от Балтики до берегов Тихого океана, но в каждом городе, большом или малом, в районном центре или маленькой деревеньке жили и живут ветераны Великой Отечественной войны.
Они вырастили детей, помогали внукам. Работали, не уступая молодёжи. Выдержали всё, что выпало на их долю – на долю защитников Отечества. Несмотря на все тяготы бытия, они сохранили любовь к жизни, к природе, человечеству.
Всегда, когда знакомлюсь с боевыми дорогами участников Великой Отечественной войны, невольно возникает вопрос: откуда бралась в них эта невероятная сила – одолеть врага, одолеть смерть, выжить, несмотря ни на что?
Ясным весенним днём шестого апреля 1942 года Софье Бердиной пришла повестка из Анучинского военкомата. «Призывают в действующую армию», – с радостью подумала девушка. В тесном помещении военкомата она вместе с подругами-комсомолками ждала своей очереди.
– Девушки, – обратился к ним военком, – вы должны помочь Родине скорее разбить врага.
– Поедем на фронт? – взволнованно спросил кто-то из девчат. Чувствовалось общее оживление, так как каждая была готова хоть сейчас на передовую, на защиту своей Родины.
– Нет, – прозвучал ответ пожилого комиссара. – Вы замените здесь, на Дальнем Востоке, отцов и братьев, которые ушли бить фашистов.
Так началась её военная служба. Сначала в 755-м зенитно-артиллерийском полку, потом в 639-м.
В августе 1945 года она уже была на огневом рубеже. С артиллерийским дивизионом этого полка выполняла свой солдатский долг – воевала с японскими самураями. В первый же день боевых действий на Дальнем Востоке наши наступающие части наткнулись на ожесточённое сопротивление японских войск.
… Шли тяжёлые бои в условиях глубоко эшелонированной обороны, созданной японскими захватчиками. Наши танковые, мотострелковые, авиационные десанты высаживались под шквальным огнём противника. Приходилось форсировать многие реки, так как все мосты были взорваны.
… Эшелон остановился в жёлтом овсяном поле. Свежий ветерок перебирал тугие колосья. Безмятежно плыли по голубому небу облака. Было очень тихо и спокойно вокруг. И вдруг – короткий вскрик. На глазах у всех погиб от руки «смертника» пожилой повар, спрыгнувший на землю размять ноги (при отступлении японские части специально оставляли на территории своих солдат, обречённых на явную гибель). Японца поймали. Его обжигающие, звериные глаза надолго запомнились Софье.
Муданьцзян. Японцы сдаются. Но на отдельных рубежах не ослабевает их яростное сопротивление.
– Ласточка, ласточка! Как слышите? – кого-то звал высокий голос телефонистки Софьи Лесеенко (Бердиной). Широкая, вольная русская речь торжественно звенела по проводам. Часто связь обрывалась, и тогда девушке приходилось идти на восстановление телефонной линии. Конечно, это было очень опасно для жизни. Но идти надо было, она это прекрасно понимала и честно выполняла свой долг. У японцев (непонятно откуда) бытовало мнение, что лучшего «языка», чем женщина, не найти. Они выкрадывали телефонисток. Однажды Софье чудом удалось избежать такой тяжёлой участи.
За мужество, проявленное в боях с Японией, Софья Георгиевна была отмечена наградами.
Когда вернулась домой, только здесь ощутила, какую безмерную тяжесть несла на своих хрупких девичьих плечах, какие суровые испытания ей суждено было пройти. А потом, в мирное время, пронести в своём сердце через всю жизнь – тяжесть потерь, невосполнимых утрат, страданий и горя…
В мирное время Софья Георгиевна работала переплётчицей в переплётной мастерской завода «Аскольд», ныне предприятия, входящего в состав Приморского регионального отделения Союза машиностроителей России. Во всех цехах и отделах работали тогда ветераны войны. Девятого мая весь завод торжественно поздравлял защитников Отечества с великим праздником Победы. Велик их бессмертный подвиг!