>О «Прогрессе» и космосе
25 апреля Музей истории и трудовой славы ААК «Прогресс» отметил свое 55-летие. В его фондах и экспозиции собрано немало интересных предметов, фотографий и документов, рассказывающих об истории градообразующего предприятия. Накануне этой даты, 24 апреля 2021 года, сотрудница музея приняла участие во Всероссийской акции в поддержку чтения «Библионочь‑2021», которая в этом году посвящена 60-летнему юбилею первого полета человека в космос. И оказалось, что работнику заводского музея было что рассказать гостям акции, а именно поведать им несколько фактов о связи космоса и «Прогресса», который сегодня является лидером Приморского регионального отделения Союза машиностроителей России.
Факт № 1 звучит так: «Первый космонавт планеты Ю. А. Гагарин учился летать на самолете, изготовленном руками прогрессовцев».
Как известно, с начала 1950-х годов на самолетах семейства Як‑18 проходил первоначальное обучение весь летный состав военно-воздушных сил и аэроклубов ДОСААФ, то есть этот самолет стал «учебной партой» для многих советских летчиков. Так, летное дело на самолете Як‑18У осваивал и Юрий Гагарин, будучи членом Саратовского аэроклуба ДОСААФ в 1954-1955 годах. С 1954 по 1957 год именно на Арсеньевском заводе были изготовлены самолеты этой модификации общей численностью 960 машин.
Буквально на следующий день после полёта Юрия Гагарина в космос 13 апреля 1961 года из Саратовского аэроклуба в областной Саратовский музей были переданы комбинезон, шлемофон, ботинки парашютные, защитные очки, подшлемник, перчатки-краги. Музейщики в акте передачи написали: «Всеми этими вещами пользовались курсанты аэроклуба в 1954-55 гг. группы лётчика-инструктора Мартьянова. В этой же группе обучался лётному мастерству Ю. А. Гагарин». И несколькими днями позже, 21 мая 1961 г., после торжественного митинга на площади Саратовский аэроклуб ДОСААФ передал в краеведческий музей самолёт Як‑18У с надписью на борту: «На этом самолете в 1955 году учился летать Ю. А. Гагарин». Самолет провезли по улицам города и подвезли к музею, сняли оба крыла и в таком виде поставили в одном из залов. Именно в этом зале его увидел сам Ю. А. Гагарин, посетив музей в январе 1965 года.
К 40-летию исторического полёта, в апреле 2001 года, уже в новом зале музея прошла реконструкция, была открыта выставка «Дорога в космос», в ходе подготовки к которой внешний вид главного экспоната выставки – самолёта Як‑18У – был восстановлен, и он вновь обрёл оба крыла.
Факт № 2. На заводе «Прогресс» в составе военного представительства работал летчиком-испытателем с 1968 по 1975 гг. Анатолий Яковлевич Карташов (1932-2005) – член первого отряда космонавтов СССР.
В одной из витрин музея не так давно появился новый экспонат, который был найден среди старых бумаг технологического бюро летно-испытательной станции «Прогресса». Это конспект по курсу «Радиосамолетовождение», а в нем машинописный текст, пожелтевшая от времени бумага, графические рисунки, выполненные черной тушью, рукописный текст фиолетовыми и черными чернилами. В заголовке – «Высшая школа летчиков-испытателей Министерства авиационной промышленности». Есть предположение, что на титуле конспекта А. Я. Карташов собственноручно написал свою фамилию. Таким образом, в фондах Музея истории и трудовой славы авиакомпании имеется документ с автографом человека, который был членом первого отряда космонавтов СССР.
В 1960 году А. Я. Карташов был отобран для подготовки к космическому полёту и зачислен в первый отряд советских космонавтов. Проходил подготовку к космическому полёту на корабле «Восток» и был отобран в группу шести космонавтов, готовившихся к первому полёту. Подготовку к космическому полёту не закончил и 7 апреля 1961 года был отчислен из отряда космонавтов по медицинским показаниям: во время тренировки на центрифуге с большими перегрузками на коже Карташова появились кровоизлияния.
После отчисления из отряда космонавтов Анатолий Карташов продолжил службу лётчиком-испытателем. Служил в Подмосковье и на Дальнем Востоке. С 23 августа 1968 года – в военном представительстве № 2230 МО СССР в г. Арсеньеве, где испытывал производимые в то время на заводе «Прогресс» самолеты. После Арсеньева с 1975 года работал испытателем в конструкторском бюро О. К. Антонова в Киеве. На пенсию вышел в звании полковника в 1985 году.
Факт № 3. В 1973 году город Арсеньев посетил Герой СССР, летчик-космонавт СССР Виталий Севастьянов и оставил в «Книге почетных посетителей ААПО» (ААК «Прогресс») свой автограф и пожелания.
Было ему тогда 38 лет. И на тот момент он был пока еще единожды Герой Советского Союза, то есть он совершил только один космический полет (в июне 1970 года в качестве бортинженера космического корабля «Союз‑9»). Дважды Героем он станет чуть позже – в 1975 году, когда совершит свой второй космический полет в качестве бортинженера космического корабля «Союз‑18В».
Виталий Севастьянов родился в Свердловской области. Окончил Московский авиационный институт, который, кстати, окончили и некоторые из тех, кто затем составил славу нашего предприятия и решал его судьбу. Дипломы МАИ имели, к примеру, директор завода Н. И. Сазыкин и главный инженер Н. С. Леонов.
«Книга почетных посетителей ААПО», в которой знаменитый космонавт сделал запись своей рукой, хранится в Музее истории и трудовой славы авиакомпании «Прогресс», лидера Приморского регионального отделения Союза машиностроителей России. Вот что космонавт написал в ней заводчанам: «Дорогие друзья! Желаю вам больших трудовых и творческих успехов на благо нашей Родины! Желаю прочных крыльев и маневра для ваших изделий! 25.09.1973 г. В. Севастьянов».
Факт № 4.17 января 1979 года Светлана Савицкая установила мировой рекорд на спортивном самолете Як‑50, произведенном на заводе «Прогресс». Фоторепродукция диплома за этот рекорд от Международной авиационной федерации на французском языке (это один из официальных языков федерации) выставлен в экспозиции музея. Диплом за рекорд удостоверяет, что Светлана Савицкая на самолете Як‑50 установила 17 января 1979 года мировой рекорд по категории: время набора высоты 3000 м – 4 минуты 21,4 сек. на аэродроме Подмосковное в классе С‑1-в группа 1. К этому времени она уже была Заслуженным мастером спорта СССР (1970 г.). Ее твердый характер, а также опыт работы по редкой для женщины специальности летчика-испытателя на ведущих предприятиях оборонной промышленности и тот факт, что она освоила более 20 типов самолетов, позволили ей стать второй в мире женщиной-космонавтом (после Валентины Терешковой) и первой в мире женщиной-космонавтом, вышедшей в открытый космос.
Международная авиационная федерация (ФАИ), выдавшая ей диплом о рекорде 1979 года, – это международный союз национальных авиационных организаций, групп и клубов, главной задачей которого является развитие спортивной авиации и космонавтики в мире. Представленный диплом – это одна из официальных наград ФАИ, которые присуждаются отдельным лицам, группам или организациям за активную работу, спортивные достижения и рекорды в области авиации и космонавтики. Диплом выдан С. Савицкой, но в него также вписан и «прогрессовский» самолет Як‑50.
Факт № 5. Музей и завод награждены официальными дипломами Федерации космонавтики СССР – дипломами имени летчика-космонавта СССР Ю. А. Гагарина.
Федерация в свое время учредила награды для выражения общественного признания и заслуг лиц, внёсших вклад в развитие отечественной космонавтики, создание ракетно-космической техники, пропаганду достижений и истории отечественной космонавтики и воспитание молодёжи. Это ордена и медали, а также памятные медали, премии, почетные звания, грамоты и дипломы. И вот среди списка именных наград (имени Г. С. Титова, К. Э. Циолковского, С. П. Королёва) есть и диплом имени Ю. А. Гагарина.
Одним из них в 1987 г. Федерация космонавтики СССР наградила музей предприятия за активную работу по пропаганде авиационно-космических достижений СССР. Сохранилась фотография, на которой руководитель музея Н. С. Леонов принимает этот почетный документ. А вторым дипломом Федерация наградила авиакомпанию за создание новой авиационной техники и большую работу по военно-патриотическому воспитанию молодежи.
Факт № 6. Две фотографии вертолета Ка‑52 побывали на борту МКС (международной космической станции) в течение нескольких месяцев начиная с декабря 2015 г.
О том, что именно эти фотографии побывали в космосе, свидетельствуют круглые оттиски печати, датированные 31 мая 2016 года. Кстати, сама печать существует только на МКС. А доставлены были фотографии на борт МКС командиром космического корабля «Союз-ТМА‑19М» летчиком-космонавтом, Героем России Юрием Ивановичем Маленченко 15 декабря 2015 г.
Сама идея отправить фото вертолетов в космос, а также вся ее реализация принадлежит жителям г. Арсеньева С. М. Бойко и А. Е. Лещине. Сделано это ими бескорыстно и специально для музея авиакомпании «Прогресс». Фотографии вертолетов для путешествия в космос из своего архива предоставили работники отдела внешнеэкономической деятельности авиакомпании «Прогресс». Теперь эти ставшие уникальными фотографии помещены в экспозицию музея.
И есть еще два фото, зафиксировавшие присутствие двух первых фотографий уже с печатями на борту МКС. Эти две последние фотографии сделаны Ю. И. Маленченко с борта МКС с видом на планету Земля. Пробыли фотографии в космосе несколько месяцев и вернулись на Землю с МКС в составе возвращаемого груза.