>Первые суда для освоения шельфа выйдут с верфи "Звезда" в Приморье только через 10 лет

Создаваемая в Приморье судоверфь «Звезда» построит первые высокотехнологичные суда для освоения шельфа не ранее 2024-2025 годов. В ближайшие годы на судоверфи планируется построить только плавдок, верхнюю часть буровой установки и шесть вспомогательных судов. Вместе с тем, возможность производства высокотехнологичной шельфовой техники на верфи «Звезда» продолжает вызывать вопросы в правительстве, что удалось выяснить «Коммерсанту», сообщает РИА PrimaMedia.

Как выяснили журналисты «Коммерсанта», вопреки ранее озвученным планам загрузки судоверфи участники консорциума по строительству верфи не рассчитывают выпускать крупнотоннажные танкеры и газовозы высокого ледового класса в ближайшее время.

Прогнозный заказ судов и шельфовой техники на «Звезде» до 2030 года оценивается в 116 единиц. Основной объем должна обеспечить «Роснефть». Но в ближайшие годы загрузка будет невелика — в 2018 году планируется построить плавдок и верхнее строение морской буровой установки, на 2019 год запланирована сдача четырех судов снабжения и двух судов-складов ледокольного класса, следует из актуальной модели загрузки и финансирования строящейся верфи «Звезда», с которой удалось ознакомиться журналистам.

Стали известны и планы по загрузке верфи до 2030 года.

Согласно им, сдавать высокотехнологичные суда для перевозки нефти и газа «Звезда» начнет только через 10 лет.

В 2024-2025 годах должны быть сданы 24 крупнотоннажных танкера Aframax и 20 универсальных судов снабжения.

В 2027 году «Звезда» может построить 11 газовозов СПГ или танкеров Aframax высокого ледового класса Arc7. Потенциальными проектами для использования танкеров ледового класса могут быть Долгинское шельфовое месторождение в Печорском море («Газпром нефть») и месторождение Победа в Карском море («Роснефть»), освоение арктического побережья и прибрежной зоны Восточной Сибири («Роснефть», ЛУКОЙЛ), проекты на глубоководном шельфе Сахалина. Кроме того, как танкеры (под газовый конденсат), так и газовозы усиленного ледового класса необходимы будут НОВАТЭКу для его СПГ-проекта на Гыдане.

Журналисты отмечают, что пока реальность производства высокотехнологичной шельфовой техники на «Звезде» вызывает много вопросов у участников рынка и профильных ведомств. Так, по данным агентства «Интерфакс», Минэнерго в письме Росимуществу «критично высказалось» о возможностях отечественного судостроения, отметив, что «наиболее плачевная ситуация с танкерами-газовозами СПГ».

Ранее в таком же духе высказывался и глава Минпромторга Денис Мантуров, который говорил, что газовозы и тяжелые нефтяные танкеры — «не та номенклатура, на которую должны рассчитывать наши судостроители». Он отмечал, что «Звезду» можно сделать «более компактной» и скорректировать ее производственную программу.

Источники «Коммерсанта» в судостроительной отрасли тоже отмечают, что «в условиях санкций получить технологии для строительства газовозов сложно» и «для рынка остается более логичным размещать заказы на южнокорейских верфях, например DSME».

Ранее стало известно о том, что строящаяся в Большом Камне судоверфь возвращается в собственность государства.

Об этом свидетельствовало сообщение Федеральной антимонопольной службы об удовлетворении ходатайства принадлежащей Росимуществу компании «Роснефтегаз» о покупке 89,02% акций АО «Современные технологии судостроения», которому принадлежит 75% в Дальневосточном центре судостроения и судоремонта (ДЦСС).

Сейчас 100% акций СТС на паритетных условиях принадлежит структуре Газпромбанка «ГПБ-Промышленные инвестиции» и дочерней компании «Роснефти» «РН-Транс».

Роснефтегаз» — SPV-компания, владеющая 69,5% акций «Роснефти», 11% «Газпрома» и 27,6% «Интер РАО».

Если «Роснефтегаз» купит пакет СТС, то эффективная доля компании в ДЦСС составит 66,7%.

Ранее, президент РФ Владимир Путин принял решение о выделении ответственной за создание суперверфи «Роснефти» 60 млрд рублей из средств «Роснефтегаза» — вместо ранее запрашиваемых Игорем Сечиным 89 млрд рублей из Фонда национального благосостояния (ФНБ). Свое решение он озвучил в рамках Восточного экономического форума, который прошел во Владивостоке в сентябре.

От РИА PrimaMedia добавим, судостроительный комплекс «Звезда», который с 2009 года безуспешно пытаются создать в Большом Камне Приморского края разные госкомпании, в очередной раз получает «импульс к развитию». Вслед за решением президента о выделении денег «Роснефти» еще несуществующая верфь «Звезда» получила и свой первый заказ на строительство судов. Заказчиком, к слову, выступила сама «Роснефть», которая, по словам ее президента Сечина, этим демаршем «подала пример остальным недропользователям». Способствовать их приходу на «Звезду» собирались и в российском правительстве.

Отметим, в прошлом году стоимость строительства верфи оценивалась в 111,7 млрд рублей, пусковой очереди — 60 млрд рублей. На данный момент проект оценивается уже в 149 млрд рублей, новая стоимость стартовой очереди не озвучивалась.

Стоит отметить, что ранее планировалось запустить первую очередь проекта в 2016 году, однако сейчас старт перенесен на 2018-2019 годы.

ССЫЛКИ ПО ТЕМЕ:

Недостроенную суперверфь «Звезда» в Приморье возвращают в собственность государства

«Роснефть» заказала у приморской «Звезды» два судна-снабженца за 23 млрд рублей

Будущую суперверфь «Звезда» в Приморье накачивают заказами и деньгами

от admin