>Первый Международный дальневосточный морской салон
Оценку работы Первого Дальневосточного морского салона дал заместитель председателя правительства РФ Юрий Борисов. Вице-премьер поздравил город с успешным стартом нового многообещающего мероприятия и пообещал развитие судостроительного и судоремонтного комплекса на Дальнем Востоке.
В мероприятии приняли участие многие предприятия, среди которых были и те, что входят в состав Союза машиностроителей России. Это: «Дальприбор», «Варяг», «Восточная вервь», «Эра».
«Приехали многие предприятия и выставили свою продукцию, – судостроители, «прибористы», которые создают начинку для технологичных судов, западные гости, потенциальные заказчики, как гражданские, так и военные, – перечислил Юрий Борисов. – В этом плане форум достиг своих целей. Следующие Морские салоны будут только расширять присутствие, а внимание к ним будет только расти. Для этого во Владивостоке всё есть – возможность демонстрировать все суда в натуральную величину. В этом году по ряду обстоятельств мы не смогли представить все новинки, в частности, из-за логистики. Нужно было военные корабли доставлять из Балтики или Северного флота. Но скоро они будут построены здесь – на «Восточной верфи», на Амурском заводе. И потенциальные покупатели получат возможность познакомиться вживую со всей техникой».
Врио губернатора Приморья Андрей Тарасенко отметил, что расширение промышленной отрасли – один из приоритетов развития региона, поскольку нужно возрождать то, что было утрачено в постсоветский период.
«Сегодня шаг первый сделан – у нас идет восстановление судостроения и судоремонта, – сказал Андрей Тарасенко. – Мы с Юрием Ивановичем наметили масштабное изменение промышленности, которую здесь нужно строить и обеспечивать локализацию судостроения. Везти потому что дорого, покупать тоже дорого. Поэтому нужно свое строить – это раз. Второе – мы нашли способ, как заставить зайти суда на судоремонт, которые прячутся в различных «шкерках» в Корее и Китае. Локализация пошаговая производств – мы учимся строить большие суда. А значит, мы приглашаем больше компаний, которые и будут нас учить».
Большое внимание, по словам высоких чиновников, в ходе первого дня работы Морского салона было уделено вопросу строительства рыбопромысловых судов. Сегодня это самый массовый и, наверное, самый эффективный тип судов, которые обеспечивают нас продуктами питания.
«Очень много в этом направлении сделано, и ещё очень много будет сделано, – подытожил Юрий Борисов. – Во-первых, государство реализует достаточно масштабные меры господдержки – погашение лизинговых платежей, процентных ставок по кредитам для судовладельцев. И, на мой взгляд, самое интересное нововведение – так называемые квоты под киль, когда рыболовам дают право вылавливать рыбу при условии, что они будут строить суда. Я думаю, что ещё вопрос утилизации, как в автомобильном бизнесе, если этот механизм будет внедрён. Он также будет способствовать обновлению рыболовецкого флота. У нас уже есть результат – за прошлый год начато строительство 100 рыболовецких судов, в том числе и здесь, на Дальнем Востоке».
Большинство компаний, участвовавших в Морском салоне, – это известные предприятия с многолетней историей – «Дальзавод» и судоверфь «Звезда», которые входят в холдинг ДЦСС, РЖД, Амурский судостроительный завод, Роснефть, ОСК и другие. Их возможности для гражданского и военного комплекса уже давно известны, как, впрочем, и перспективы. Однако, по словам Юрия Борисова, появились и новые предприятия.
В основном это молодые компании, вузовские объединения, которые под патронажем крупных судостроителей и «прибористов» ведут новые разработки в области робототехники.
Отказа от международного сотрудничества в рамках импортозамещения не планируется. Напротив, ученые собираются обратиться к президенту с тем, чтобы снять часть контрсанкций, например, на водолазное оборудование. Судостроение – очень технологичная отрасль. Ни одна страна мира не может пока обеспечить полный цикл такой наукоемкой продукции. Поэтому выстраиваются международные связи и привлекаются лучшие компетенции из-за рубежа. Корпус судна можно сделать и на «финальном заводе». Но это не исключает того, что отдельные агрегаты и оборудование по кооперационной цепочке поставляются с зарубежных предприятий либо воспроизводятся с определённой долей локализации на местной площадке, что удешевляет продукт.
Первый Международный Дальневосточный морской салон в Приморье завершил свою работу. В мероприятии приняли участие более 1000 человек из 21 страны Азиатско-Тихоокеанского региона. Организатором МДМС‑2018 выступило Министерство промышленности и торговли РФ, оператором – фонд «Росконгресс». Участники МДМС‑2018 обсудили актуальные вопросы развития судостроения, инфраструктуры, логистики. Отдельный блок мероприятий был посвящен инструментам регулирования отрасли. Гости салона приняли участие в живых дискуссиях о применении цифровых технологий, трекинге судов, блокчейне. Всего на площадке Международного Дальневосточного морского салона прошло более 15 деловых мероприятий.
«Ни одна страна в мире не обладает таким потенциалом в судостроительной отрасли, как Россия. Первый морской салон во Владивостоке представил весь потенциал и возможности отечественного гражданского судостроения и судоремонта, судоходства и портовой инфраструктуры. Данное мероприятие буквально «бросило якорь» на Дальнем Востоке, что подтвердило большое количество проведенных встреч, переговоров и первые заключённые соглашения на полях МДМС‑2018. Уверен, в будущем эксперты отрасли будут прибывать во Владивосток для участия в Салоне на регулярной основе», – отметил советник президента РФ Антон Кобяков.
Главным событием деловой программы Международного Дальневосточного морского салона стало пленарное заседание «Водный транспорт в эпоху цифровизации и новых технологий».
В центре внимания участников МДМС‑2018 были вопросы, связанные с работой судостроительной верфи «Звезда» – крупнейшего в России предприятия, строящегося в городе Большой Камень. Завод уже в ближайшем будущем сможет строить и обслуживать самые большие в стране суда, в том числе крупнотоннажные. Это позволит России выйти на международный рынок и конкурировать с азиатскими и европейскими судостроительными корпорациями.
«Проведение Международного Дальневосточного морского салона имеет большое значение для развития отечественного судостроительного кластера и сопутствующих отраслей промышленности на Дальнем Востоке России. Выбор Владивостока в качестве площадки проведения мероприятия открывает возможности для сотрудничества и интеграции с партнерами из Азиатско-Тихоокеанского региона, со стороны которых наблюдается интерес к новинкам российского судостроения, технологиям в области освоения Мирового океана и Арктической зоны», – подчеркнул заместитель председателя правительства РФ Юрий Борисов.
На площадке Международного Дальневосточного морского салона прошла конференция «Маринет» Национальной технологической инициативы и открытое заседание дальневосточной подгруппы НТИ «Маринет». Участники получили уникальную возможность обсудить новейшие технологии, применяемые в судостроении, в числе которых робототехника, лазерные и нейросетевые технологии.
Отдельное внимание было уделено и кадровому резерву в судостроительной отрасли. На протяжении всего салона на стенде «От винта» проходила основная часть молодёжной деловой программы, в рамках которой встретились представители профильных морских учебных заведений, научных лабораторий, академических кругов и лидеры мнений, а также проводилась презентация проектов молодых инженеров. Инженерная школа ДВФУ, входящая в состав Приморского регионального отделения, показала подводных роботов, участвовавших в международных соревнованиях по робототехнике, на которых команда ДВФУ неизменно входит в состав призёров.