>Перспективы взаимодействия в вопросах судостроения между представителями ведущих промышленных предприятий дальневосточного региона, предпринимателями и научным сообществом ДВО РАН обсудили во Владивостоке
Председатель Думы города Владивостока, куратор проекта «Локомотивы роста» в ДФО Андрей Брик, депутаты Думы города Дмитрий Легкий и Роман Санклер, заместитель председателя Общественного совета Думы города, руководитель аппарата регионального отделения «СоюзМаш России» Михаил Колтович приняли участие во встрече научного и делового сообщества, состоявшейся на площадке Института автоматики и процессов управления Дальневосточного отделения Российской академии наук.
Под содействием Приморского РО СоюзМаш России состоявшаяся расширенная технологическая встреча, посвященная развитию судостроения и судоремонта на Дальнем Востоке, которая собрала более 40 участников ― представителей Министерства промышленности и торговли Приморского края, администрации города Владивостока, научных подразделений ДВО РАН, ДВФУ, ведущих градообразующих предприятий региона ― заводов «Дальприбор», «Варяг», «Звезда», «Изумруд», «Дальзавод», Дальневосточного центра судостроения и судоремонта, авиационной компании «Прогресс» и др.
В ходе встречи были заслушаны доклады и предложения научных организаций Дальнего Востока для реального сектора экономики в сфере импортозамещения. Также были рассмотрены вопросы содействия развитию малых инновационных предприятий, перспективы внедрения инноваций в бизнесе ― в контексте мер поддержки малого и среднего предпринимательства, принимаемых Правительством РФ в условиях санкций.
Вопрос о необходимости развития взаимодействия между представителями ведущих промышленных предприятий региона, предпринимательским сообществом и учеными институтов, научных центров Дальневосточного отделения Российской академии наук, занимающихся разработкой передовых высокотехнологичных проектов, был поднят на прошедшем в феврале текущего года под председательством главы Владивостока Константина Шестакова заседании Совета по развитию промышленности на территории Владивостокского городского округа при администрации города.
«Работа данного совещательно-консультативного органа, осуществляемая при поддержке Правительства края, администрации города, Думы Владивостока, будет содействовать внедрению инноваций, продвижению высокотехнологичных проектов в ряде ведущих сфер индустрии региона. И одна из важных в этом ряду ― сфера судостроения и судоремонта. Во Владивостоке, других портах Приморского края базируются крупнейшие дальневосточные судостроительные предприятия. Высококлассные специалисты-судостроители успешно решают задачи по выполнению государственного заказа. Со стапелей приморских заводов сходят морские танкеры, рефрижераторы, катамараны, другие судоходные средства. Для города Владивостока, обладающего уникальным выходом к Мировому океану, сфера судостроения и ремонта кораблей, торговых и рыболовецких судов была и остается одним из государственных приоритетов. В решении важных задач по наращиванию темпов, увеличению объемов выпускаемой продукции, повышению ее конкурентоспособности особое значение имеет технологическое переоснащение производства», ― подчеркнул председатель Думы города Владивостока, куратор проекта «Локомотивы роста» в ДФО, член Союза машиностроителей России Андрей Брик.
Участники встречи отметили высокий интеллектуальный потенциал дальневосточной науки. Представители академического сообщества региона предложили целый ряд прорывных технологичных решений, сопроводив свои выступления презентационными материалами.
Академик, заместитель председателя ДВО РАН, научный руководитель Института автоматики и процессов управления ДВО РАН, член Союза машиностроителей России Юрий Кульчин выступил с докладом, в котором акцентировал перспективы повышения конкурентоспособности производственного сектора экономики за счет внедрения современных высокоэффективных лазерных технологий на предприятиях судостроения и судоремонта, а также обратил особое внимание на разработку дистанционных лазерных технологий очистки водных акваторий от разливов нефти, в том числе, в условиях Арктики.
Еще одним примером передовых высокопродуктивных технологий стал новый способ роботизированной подводной очистки корпусов судов морского и речного флота, а также эксплуатируемых в водной среде технических конструкций от биологического обрастания и коррозии.
По прогнозам ученых восстановление деталей и конструкций в судоремонте с помощью лазера должно стать особенно востребованным в условиях импортозамещения, когда из-за санкций ограничивается поступление на судоремонтные предприятия запчастей из-за рубежа.
По мнению академика Юрия Кульчина, для эффективного продвижения данных передовых технологий необходимо создание Дальневосточного инжинирингового центра, что будет способствовать повышению конкурентоспособности производственного сектора Дальнего Востока. Для создания такого центра уже разработан бизнес-план и подготовлены площади.
Дальневосточные ученые надеются, что укрепление взаимодействия между научным и деловым сообществом, органами власти, местного самоуправления будет содействовать в решении таких вопросов, как выстраивание продуктивных отношений с разработчиками деталей для судоремонта. Это, в свою очередь, поможет в получении необходимой сертификации на восстанавливаемые детали. Решение этого комплекса вопросов обеспечит успешное применение данной технологии в реальном секторе экономики.
Как отметил в своем докладе член-корреспондент РАН, директор Института химии ДВО РАН Сергей Гнеденков, научно-инновационный потенциал института призван стать средством реализации стратегии научно-технологического развития территории Дальнего Востока России. Ученый представил промышленникам и предпринимателям такие передовые разработки, как технология нанесения защитных покрытий для элементов морской техники, авиации. Также новые технологии могут применять при лазерной сварке, резке, гравировке.
По вопросам целевой подготовки кадров, в том числе в области сварочных и плазменных технологий, представителей судостроительных предприятий проинформировал заместитель проректора ДВФУ, член Союза машиностроителей России Александр Гридасов.
В завершение член-корреспондент РАН, директор Института автоматики и процессов управления ДВО РАН Роман Ромашко пригласил участников встречи осмотреть экспериментальные площадки, которые используются дальневосточными учеными в разработке передовых научно-технологических проектов.
«Считаю, наша общая задача ― создать при Совете по развитию промышленности во Владивостоке постоянную площадку для взаимодействия на базе ДВО РАН. Убежден, что весомый вклад в модернизацию региональной промышленности сегодня способны внести, прежде всего, профильные научные институты ДВО РАН и их коллективы, имеющие в своем составе именитых академиков, доцентов, перспективных научных работников. Развитие эффективного сотрудничества с научно-образовательным сообществом позволит промышленникам и субъектам малого предпринимательства при поддержке государства, которое уже осуществляет комплексные меры поддержки бизнеса в условиях санкционных ограничений, а также органов власти и местного самоуправления, депутатского корпуса внедрить целый ряд новых высокотехнологичных решений, что будет содействовать укреплению позиций ведущих региональных предприятий на внутреннем и внешнем рынках»,― акцентировал председатель Думы города Владивостока, куратор проекта «Локомотивы роста» в ДФО Андрей Брик.