>Подъем экономики – адекватный ответ на вызовы времени
Россия завершает уходящий год в непростом положении, сложившимся в результате сочетания неблагоприятных внешних и внутренних факторов: нестабильности глобальной экономики, западного санкционного давления, падения цен на энергоносители, ослабления национальной валюты, низких темпов внутреннего экономического роста.
Будем объективны – ситуация приобретает системный и весьма неблагоприятный характер и выход из нее возможен только на основе жестких системных подходов, среди которых, безусловно, должны быть определены приоритеты.
В последнее время эта проблема активно обсуждается в промышленном сообществе. И вот к какому мнению склоняется его большинство — сегодня надо ответить на такой вопрос — за какое главное звено в этой цепи неблагоприятных обстоятельств следует ухватиться, чтобы вытащить страну из неблагополучия? Ответ здесь для промышленников вполне однозначен – таким звеном может быть только реальный сектор экономики и, в первую очередь, высокотехнологичная промышленность, создающая высокую добавленную стоимость.
Отрадно, что этим ожиданиям соответствует видение ситуации Президентом России, изложенное в ежегодном послании Федеральному собранию и на недавней пресс-конференции. По его словам, не смотря ни на что, промышленное развитие должно оставаться в фокусе внимания в структурном, импортозамещающем, технологическом и кадровом аспектах.
Промышленным сообществом с одобрением приняты озвученные Президентом меры по фиксации на 4 года налоговых условий, введение налоговых каникул для новых производств, предложения по территориям опережающего развития (особенно для моногородов), по национальной технологической инициативе, по развитию импортозамещения и снижению надзорной нагрузки на бизнес.
Вместе с тем, при общем понимании приоритетности для национальных интересов задач развития промышленности, вопрос об адекватности этому финансово-кредитной политики Центрального банка остается пока открытым. Речь, прежде всего, идет об облегчении доступа предприятий к "дешевым" и "длинным" банковским кредитам. Это принципиальная проблема, без решения которой невозможно развивать рентабельный импортозамещающий бизнес в реальном секторе экономики и всерьез вести разговор о ее диверсификации.
Но как раз это и происходит в результате неоднократного поднятия Центробанком ключевой ставки до 17%. Согласно разъяснениям это решение продиктовано необходимостью сбить спекулятивную активность, паразитирующую на понижении курса рубля. И с этим можно согласиться, но только как с мерой тактического характера, ограниченной по времени. А вот на стратегический вопрос: что ставить во главу угла — курс рубля и инфляцию, или рост экономики и реализацию программ импортозамещения, ответ Центробанку, так или иначе, но давать необходимо.
Мы не должны допустить того, чтобы под влиянием неопределенности финансово-кредитной политики и турбулентности валютного рынка под угрозу срыва было поставлено выполнение программ технического перевооружения промышленных предприятий.
Следует иметь в виду, что сегодня предприятия во многих случаях уже оплатили 50-процентный аванс зарубежным поставщикам станков и другого технологического оборудования. Это оборудование в большинстве случаев уже изготовлено. Но сейчас финансовых ресурсов предприятий по нынешнему курсу может не хватить для полного исполнения контрактов.
Это чревато не только срывом своевременного завершения технического перевооружения и замораживанием ранее понесенных затрат, но и штрафами, а также невозможностью в дальнейшем заключить договора поставки на данное оборудование, тем более в условиях секторальных санкций. Думаю, что без государственной поддержки здесь не обойтись.
Ситуация, как я уже говорил выше, усугубляется нынешним ограничением доступа к внутренним финансовым рынкам, вследствие повышения ключевой ставки и внешним — из-за санкций.
Думаю, что в этом контексте стоило бы рассмотреть возможность установления специального запрещающего налога на операции российских коммерческих банков на валютном рынке. На мой взгляд, следует рассмотреть предельную маржинальную наценку на те ресурсы, которые ЦБ направляет в коммерческие банки для кредитования реального сектора. Считаю, что она должна быть ограничена двумя-тремя процентами с учетом тех рисков, которые характерны именно для этого заемщика.
Судя по всему, в ближайшее время необходима корректировка госпрограмм. В этих условиях надо выделять приоритетные направления и добиваться по ним реализации мер по модернизации предприятий в установленные сроки.
Нельзя допустить и усиления ценового давления на промышленность со стороны естественных монополий, особенно металлургических. Надо понимать, что это отразиться не только на промпроизводстве, но и усилится тем мультипликативным эффектом, который характерен для отраслей, вовлеченных в производство продукции с высокой степенью обработки и высоким уровнем технологичности производства. Это, с учетом и так непростой экономической ситуации, может привести к возникновению серьезного дисбаланса между отраслями и даже к дестабилизации экономики в целом.
Выскажу некоторые соображения по внешнеэкономической конъюнктуре, прежде всего, с точки зрения важнейшей для нашей промышленности проблемы трансферта высоких технологий. Замечу сразу, что они, во-многом, не совпадают с едва ли не общепринятым сегодня трендом на категорическую переориентацию нашего международного экономического сотрудничества с Запада, из-за его жесткой санкционной политики, на Восток.
Да, мы действительно переоценили уровень демократии в Европе и степень суверенности ее национальных элит, которые пренебрегают интересами своих избирателей в угоду заокеанскому влиянию. Тем более что часть полномочий передана Брюсселю – еще менее компетентному и еще более управляемому извне.
Мы порой сравниваем себя с Китаем, хотя он, как мощнейшая экономическая держава, в отличие от России представляет реальную, а не мнимую угрозу геополитическим интересам США. Тем не менее, в его отношении не проводится такая жесткая политика сдерживания, как к России, потому что Китай – крупнейший экономический партнер Америки.
А перекос российских внешнеэкономических связей в сторону Европы и, в общем-то, незначительный объем таковых с США, не в последнюю очередь делают нас вдвойне удобной мишенью, — когда наносят удар по России, то этим еще ослабляют, как конкурента и Европу.
И здесь резонным становится вопрос: зачем покупать в Европе то, что мы можем купить в Америке? То есть, условно говоря, зачем нам нужен Аэрбас, если можно приобрести Боинг, которому мы поставляем титан? Это же касается станков, технологического оборудования и т.п.
Тем более что, несмотря на санкции, российско-американское научно-техническое сотрудничество продолжается и даже развивается. Пример тому недавний контракт, заключенный НПО "Энергомаш" на поставку 60 ракетных двигателей РД-181 американской корпорации Орбитал на сумму около 1 млрд. долларов. И это далеко не единичный пример. Продолжаются, как я отметил, российские поставки титана авиакорпорации Боинг. Она и концерн Локхид предлагают новые совместные с нами проекты. НАСА желает продлить сотрудничество по МКС…
В подтверждение высказанного мной соображения приведу цифры, названные недавно Президентом России, которые демонстрируют, прямо скажем, удивительный тренд… Если товарооборот с Евросоюзом упал на 4,5%, а импорт уменьшился на 7–10%, то с США, товарооборот, напротив, вырос на 7%, а импорт — на 23%.
И чтобы нас не постигло очередное разочарование, теперь уже в отношении перекоса внешнеэкономических связей на Восток, мы должны не впадая в иллюзии, выстраивать их сугубо прагматично и без завышенных ожиданий. Во всяком случае, нельзя допускать того, чтобы наши партнеры избыточно использовали наши сложности в отношениях с Европой для выгод своей капитализации.
На мой взгляд, России сегодня необходимо разворачивать вектор не только на Восток, но и на Запад — но уже скорректировано. Сейчас мы сделали ставку на взаимодействие со Старой Европой, в первую очередь, с Германией, Францией и Италией. И наше взаимоотношения с ними были доминирующими. Но с учетом зависимости их политиков от позиции Брюсселя и заокеанского влияния, более целесообразным предполагается развитие приоритета по линии Турция, Британия, Испания, Португалия.
Нам выгодно укреплять связи с Турцией, которая "обижена" Евросоюзом и проводит по отношению к России совсем другую политику. Полезно и укрепление отношений с Британией, которая никогда не будет следовать Брюссельскому диктату. Что в данной ситуации выгодно России.
Действительно, разве должно быть так, что Болгария непропорционально своему политическому и экономическому весу могла лишать энергобезопасности Австрию, Италию, Венгрию? Может ли Польша в своем антироссийском угаре заставлять Францию не продавать нам Мистрали и тем самым нести прямые финансовые убытки и подрывать свой имидж гарантированно надежного поставщика?
И, наконец, для России представляет интерес, на мой взгляд, португальско-испанский сегмент, который имеет огромный потенциал развития и пользуется заслуженным авторитетом в Латинской Америке.
Сейчас маятник наших международных отношений качнулся на Восток, и фокус нашего внимания сконцентрирован на Китай, Индию, Вьетнаме. Но к моменту достижения пика, в фокус должны попасть такие технологически развитые державы как Корея и Япония. Таким образом, наша задача выйти на оптимальное соотношение между западном и востоком. А дополнительно к этому у нас должны быть не подверженные колебаниям "Восток-Запад" глобальные отношения с Африкой, странами Меркосур и, в первую очередь, с Соединенными штатами Америки.
Это, во-многом, позволит нам превратиться из донора, который несет постоянные издержки на формирование зоны мягкого влияния, в бенефициара, получающего реальные выгоды, прежде всего, технологические от прагматично и оптимально выстроенных внешнеэкономических связей. А это чрезвычайно важно для того, чтобы наша страна в нынешней сложной политической и экономической ситуации смогла адекватно ответить на вызовы и успешно парировать ее угрозы, и в первую очередь, за счет подъема отечественной экономики.