>Производство Ан-140 на самарском авиационном заводе «Авиакор» приостанавливается из-за санкций Украины

Попытка реанимировать на самарском «Авиакоре» российско-украинский проект регионального самолета Ан-140 прекращена. Формальной причиной назван разрыв кооперации двух стран, но и до конфликта Москвы и Киева спроса на модель почти не было. Ан-140 самарской сборки штучно закупался Минобороны и авиакомпанией «Якутия», а на Украине заказов вообще не было. Эксперты полагают, что участники рынка не готовы сейчас покупать региональные самолеты без господдержки.

Самарский завод «Авиакор» приостановит выпуск Ан-140 «из-за непоставок с Украины», сообщил гендиректор предприятия Алексей Гусев. По его словам, «замещение в производстве в такой быстрый срок невозможно», поскольку на Украине находятся 34 поставщика и головное КБ «Антонов»; до конца года из имеющихся деталей соберут несколько самолетов. На фоне неравномерной загрузки «Авиакор» с мая создал временные рабочие места примерно для 500 человек (в федеральном и областном бюджетах на это заложено около 23 млн руб.), а всего пришлось сократить около 10% работников. В «Антонове» ситуацию не комментируют.

Алексей Гусев сообщил «Ъ», что среди украинских поставщиков были и «проблемные заводы», например «Южмаш», который поставлял шасси. «В связи с известными политическими событиями положение дел на таких производствах только усугубляется, возникли обстоятельства форс-мажора»,— отметил он, добавив, что завод получил имущество по сделанным авансам и поводов для судов с поставщиками нет. Он подчеркнул, что «Авиакор» продолжит выполнять работы по сервисному обслуживанию Ан-140. Эксплуатация самолетов только началась, и говорить о полном и необратимом прекращении программы Ан-140 пока рано, сейчас идет работа «над компенсационным заказом для сохранения загрузки», подчеркивают на заводе.

Ан-140 на 52 кресла предназначен для перевозок до 3,7 тыс. км, разрабатывался как замена Ан-24 и Ан-26. Его могут выпускать харьковское ХГАПП, «Авиакор» и иранская HESA (по лицензии «Антонова»). С 1997 года выпущены 33 машины, на Украине их эксплуатирует «Мотор Сич», в РФ — АК «Якутия».

В «Якутии» отказались от комментариев, но источник «Ъ», близкий к авиакомпании, сообщил, что полеты трех Ан-140 приостановлены в начале года из-за «прекращения поставок комплектующих с Украины», вместо них летают Bombardier Dash 8 Q-400 и Q-300. Все три Ан-140 были поставлены через «Сбербанк Лизинг». Собеседник «Ъ» добавил, что для возврата самолетов «к ресурсу» нужны большой объем работ и крупные инвестиции, но самолет малосерийный, окончательного решения о его судьбе нет.

Из-за малых объемов производства Ан-140 и фактического отсутствия заказов последние десять лет «Авиакор» практически простаивал и терпел убытки. Возможность возродить производство возникла в 2012 году. Регион рассчитывал на заказ Минобороны, но по отчету предприятия за 2012 год «Авиакор» передал военным только два из шести запланированных Ан-140, убыток завода по итогам года составил 675,3 млн руб. В 2013 году Минобороны передано только три самолета, убыток завода вырос до 760,6 млн руб. В 2014 году «Авиакор» впервые за много лет получил чистую прибыль 56,2 млн руб. (о поставках Ан-140 данных нет, но завод в последние годы занимался обслуживанием и ремонтом Ту-154). Глава аналитической службы «Авиапорт» Олег Пантелеев замечает, что и на Украине производство Ан-140 было единичным: его некоторое время делали в Харькове, но выпуск был приостановлен из-за отсутствия заказов.

На «Авиакоре» с прошлого лета рассчитывали на начало производства Ил-114, но вопрос пока не решен. В Объединенной авиастроительной корпорации (ОАК) «Ъ» сообщили, что сейчас в линейке нет аналогов Ан-140, организация в России производства Ил-114 или самолета такого класса обсуждается. ОАК ведет оценку рыночных перспектив в данном сегменте. Источник «Ъ» на авиарынке говорит, что приостановка выпуска Ан-140 «лишила еще одной надежды на возрождение региональной авиации». В 2013 году «Ростех» и канадская Bombardier планировали открыть в Ульяновске СП по выпуску Q-400 NG на 70-78 кресел, но после санкций проект отложили. Олег Пантелеев говорит, что Ан-140 «был наилучшей заменой Ан-24 с учетом климата и состояния аэродромной инфраструктуры в регионах», но экономически оправданный спрос отсутствует: приобрести такие суда можно лишь при региональной и федеральной финансовой поддержке.

Елизавета Кузнецова; Екатерина Вьюшкова, Самара
Подробнее:http://www.kommersant.ru/doc/2781174

от admin