>Прорыв в Арктику

Развитие заполярных территорий России обеспечит энергетическую и экономическую безопасность нашего государства в условиях обостряющейся геополитической обстановки. Основной объем работ разворачивается в центре российской части Арктики — в Ямало-Ненецком автономном округе

События, происходящие в последние несколько месяцев на Украине и вокруг нее, наглядно показали, что страны Запада не заинтересованы в дальнейшем развитии России при сохранении ее суверенитета. Это значит, что внешних помощников в продвижении и экономическом развитии у страны не будет, она может рассчитывать только на себя и свои внутренние ресурсы. Такой исторический поворот требует от России пересмотра стратегии развития целого ряда направлений. В этом контексте арктическое направление приобретает особенное значение. Регион исключительно богат природными ресурсами, через него может пройти новая важная транспортная артерия, связывающая Европу и Азию. В то же время Арктика сегодня требует от России наращивания военного присутствия. В связи с таянием вечных льдов Северный Ледовитый океан перестал быть недоступной для иностранцев зоной. А при заходе туда ракетоносцев ВМС США ракеты, выпущенные с кораблей, смогут достичь Москвы и европейской части России всего за 16 минут.

Арктика как вызов

Несмотря на громкие заявления западных политиков о том, что они «накажут» Россию и прекратят, например, закупки российского газа, ни одна страна Евросоюза так и не предприняла практических шагов в этом направлении. Это связано с тем, что экономика Европы в значительной степени зависит от российского газа и отказаться от него она может только ценой довольно значительных потерь для себя. В прошлом году, например, даже в условиях экономической стагнации потребление российского газа в Европе выросло на 16% по сравнению с 2012-м. В то же время Китай испытывает значительный дефицит газа. В Азии, по прогнозам Международного энергетического агентства (МЭА), спрос на газ до 2035 года ежегодно будет расти на 4,5% в год, в том числе в Китае — на 7%. Так что добыча газа и его экспорт остаются достаточно прибыльным бизнесом. По мнению же экспертов МЭА, 40–55% мирового потребления газа уже к середине нынешнего века может быть обеспечено за счет разворачивания его добычи в Арктике. Согласно обновленным данным Геологической службы США, которые в начале марта обнародовал начальник штаба ВМС США адмирал Джонатан Гринерт, неразведанные запасы традиционных углеводородов в Арктике составляют примерно 90 млрд баррелей нефти, 1,669 трлн кубических футов природного газа и 44 млрд баррелей газового конденсата. Это около 30% общего объема неразведанных запасов природного газа в мире, 13% общего объема неразведанных запасов нефти и 20% мировых запасов газового конденсата. При этом бо́льшая часть заполярного газа, и американцы это признают, находится в российской части Арктики. По подсчетам «Газпрома», только на полуострове Ямал и прилегающих к нему акваториях разведанные и предварительно оцененные (категории АВС1 + С2) запасы газа составляют порядка 16 трлн куб. м, перспективные и прогнозные (С3–Д3) — около 22 трлн куб. м. К этим объемам следует добавить запасы газового конденсата (АВС1) в 230,7 млн тонн и нефти в 291,8 млн тонн. Поэтому взоры большинства держав сейчас устремлены на cевер, в том числе на Россию, на долю которой приходится 40% всех арктических территорий планеты.

Реклама

Еще одна перспектива, открывающаяся благодаря освоению Арктики, — возможность круглогодичной транспортировки грузов между Европой и Юго-Восточной Азией по Северному морскому пути (СМП) вдоль российского побережья Северного Ледовитого океана. Сейчас львиная доля этих грузов перемещается на океанских судах по «южному» маршруту — через Индийский океан и Суэцкий канал. Однако их доставка с использованием СМП на треть короче «южного» пути, к тому же там нет сомалийских пиратов и простоя в проливах. «Если принять во внимание сборы за проход Суэцкого канала, стоимость топлива и другие показатели, определяющие тарифы на перевозки, Северный морской путь может снизить стоимость рейса крупного судна, перевозящего грузы в контейнерах, на 20 процентов — приблизительно с 17,5 до 14 миллионов долларов, что позволит экономить миллиарды долларов в год», — уверен американский эксперт Совета по международным отношениям Скотт Боргерсон.

Главная проблема СМП — лед, покрывающий поверхность Северного Ледовитого океана. Однако гидрогрaфы ВМС США уже подсчитали, что в результате глобального потепления к 2020 году период навигации в свободной ото льда воде в Беринговом проливе (он разделяет российскую Чукотку и американскую Аляску) составит до 160 дней в году. При этом еще в течение 35–45 дней переходного сезона суда в этом районе смогут передвигаться без поддержки ледоколов. Период свободной ото льда навигации по СМП, по их расчетам, составит до 30 дней в году с переходным сезоном до 45 дней. К 2025 году, по расчетам военных гидрографов США, время безледовой навигации в Беринговом проливе увеличится до 175 дней в году (плюс переходный сезон 50–60 дней), по СМП — до 45 дней в году (плюс 50–60 дней переходного сезона). Поэтому в британской страховой корпорация Lloyd’s прогнозируют, что к 2021 году транзитный грузооборот по Северному морскому пути вырастет в десять раз — с 1,5 млн тонн (2013-й) до 15 млн тонн в год. Однако США уже сейчас ставят под сомнение историческое и суверенное право России контролировать движение судов и кораблей по этому маршруту. «США не присоединились к конвенции ООН по морскому праву и оставили за собой право действовать так, как они хотят, в любой точке мира. И в Арктике они хотят действовать примерно так же. Поэтому при всех дипломатических спорах, которые разгораются все сильнее вокруг этого макрорегиона, важным подспорьем является военная мощь нашей страны», — убежден директор Центра стратегической конъюнктуры Иван Коновалов.

Пекин пока официально не заявил о своих планах в отношении Севморпути. Однако известно, что к 2025–2028 годам КНР готова перевести на трассы СМП до четверти своего внешнеторгового оборота со странами Европы. А это уже сейчас почти 1 трлн евро. Понятно, что регулирование и обеспечение движения этих гигантских китайских караванов в Северном Ледовитом океане будет для России очень непростой задачей.

Другой важный аспект, повышающий значимость Арктики, — военный. «Арктика играет все более важную роль с геостратегической, экономической, климатической, экологической точек зрения, а также в области национальной безопасности для США и всего мира. Огромные вызовы, стоящие перед нами в Арктике, имеют чрезвычайно большое значение для Соединенных Штатов», — не устает подчеркивать госсекретарь США Джон Керри. Поэтому новая военно-морская арктическая стратегия ВМФ США в Арктике, представленная общественности в виде доклада U. S. Arctic Roadmap 2014–2030, предполагает, например, создание специального ледового военного флота, в том числе постройку десяти новых ледоколов стоимостью 784 млн долларов каждый, и резкое увеличение присутствия американских подводных лодок в Северном Ледовитом океане.

Накачивают «арктические мускулы» и другие страны. «Китай создает дополнительный флот отнюдь не для того, чтобы действовать в районе Австралии, а как раз в направлении Северного полюса. Норвегия, Швеция и Финляндия тоже давно рвутся в Арктику. Если брать в количественном отношении, то боевая численность состава группировок сил в Арктике относительно других театров военных действий невелика. Но если оценивать удельную военную насыщенность, то есть соотношение походов боевых кораблей в этот район с оперативной емкостью этого театра военных действий, то в настоящее время этот регион делается одним из самых милитаризованных», — считает первый вице-президент Академии геополитических проблем, доктор военных наук Константин Сивков. И на все эти вызовы России нужно достойно и адекватно отвечать уже сегодня.

Вызов принят

Российские власти отдают себе отчет в важности арктического направления для будущего страны. Например, Россия не только доказывает в международных организациях законность своих притязаний на шельфы северных морей, но и ведет активную практическую деятельность по освоению Арктики. В первую очередь в ее центральной части — Ямало-Ненецком автономном округе (ЯНАО).

Осенью 2012 года «Газпром» запустил в эксплуатацию на полуострове Ямал, в 600 км севернее Полярного круга, первую очередь Бованенковского газоконденсатного месторождения, которое при выходе на проектную мощность будет ежегодно выдавать столько газа, сколько его требуется в год всей Европе: 140 млрд кубометров. «Мы наконец созрели, чтобы выйти в Арктику. Бованенковское месторождение во времена СССР пытались освоить трижды, но оказались: к этому не готовы — отсутствовали технологии. Сегодня это стало реальным», — подчеркивает губернатор ЯНАО Дмитрий Кобылкин. «Проект “Ямал” является беспрецедентным для мировой газовой промышленности. И сегодня Россия реально показала, что ей нет равных в Арктике», — не скрывал своего ликования при запуске Бованенково глава «Газпрома» Алексей Миллер.

Нефтегазовые проекты, массово реализуемые сегодня в центре российской Арктики — Ямало-Ненецком автономном округе, относятся к высшему сегменту мировой технологической мысли. Использование высоких технологий позволяет, например, зимой при температуре минус 60 нагревать нефтепровод длиной 485 км до плюс 60, чтобы обеспечить прокачку по нему вязкой нефти, а летом, напротив, охлаждать стойки, на которых лежит труба, чтобы не разморозить вечную мерзлоту. Именно такие задачи сейчас успешно решают строители магистрального нефтепровода Пурпе — Заполярное, по которому в 2016 году с самых северных нефтяных месторождений ЯНАО Сузунского, Русского, Мессояхинского, Пякяхинского, Тазовского и Заполярного в единую трубопроводную сеть страны начнет дополнительно поступать 50 млн тонн нефти в год.

Отдельная тема — строительство в Арктике заводов по производству сжиженного природного газа (СПГ). В мире есть примеры работы таких заводов на Севере. Самый северный на сегодня СПГ-завод в мире находится в норвежском поселке Хаммерфест и работает на сырье крупнейшего шельфового месторождения Норвегии Сневит. Однако его мощность — менее 5 млн тонн СПГ в год. На Ямале же, в районе поселка Сабетта, расположенном на 600 км за Полярным кругом, в прошлом году начал строиться российский завод мощностью 16,5 млн тонн СПГ в год. Его сырьевой базой станет Южно-Тамбейское месторождение, запасы которого оцениваются примерно в 1,3 трлн кубометров природного газа. Проект называется «Ямал СПГ», 60% в нем принадлежит компании «НоваТЭК», 20% — французской Total и 20% — китайской CNPC. Первый танкер-газовоз с ямальским СПГ должен отправиться к покупателям в 2017 году.

На соседнем Гыданском полуострове расположена сырьевая база для второго СПГ-завода «НоваТЭКа» — Геофизическое и Салмановское (Утреннее) месторождения. Их доказанные совокупные запасы по стандартам SEC на конец 2012 года составляли 365 млрд кубометров газа. Согласно распоряжению правительства РФ первая очередь этого завода годовой мощностью 5–5,5 млн тонн СПГ должна быть запущена в эксплуатацию в 2018–2022 годах. Общая мощность второго в ЯНАО завода по сжижению газа также составит 16,5 млн тонн СПГ в год.

Кроме того, технико-экономическое обоснование арктических СПГ-заводов сейчас осуществляет «Роснефть», запасы газа которой на лицензионных участках, расположенных на шельфе Карского моря и полуостровах Ямал и Гыдан, составляют около 21 трлн кубометров. «Осуществление только одного проекта экспорта СПГ мощностью 10–15 миллионов тонн в год требует прямых инвестиций в объеме свыше 15–20 миллиардов долларов, а через мультипликативный эффект приведет к росту ВВП на один процент в год», — обозначает «весомость» СПГ-проектов для России глава «Роснефти» Игорь Сечин.

Реализация на Ямале проектов строительства СПГ-заводов дает возможность диверсифицировать поставки российских энергоносителей. Ведь уникальность региона не только в том, что здесь добывается 90% российского газа, но и в том, что, по выражению президента России Владимира Путина, отсюда одинаково близко что до Парижа, что до Пекина. Согласно уже заключенным контрактам, 3 млн тонн сжиженного газа первой очереди проекта «Ямал СПГ» ежегодно будет отправляться в Китай, а 2,5 млн тонн — в Испанию. То есть Россия в нынешних геополитических условиях не только не уменьшает поставки ямальского трубного газа в Европу, но и фактически занимает благодаря ямальскому СПГ место европейских поставщиков. Ведь СПГ-завод в Хаммерфесте семь лет назад был построен специально для того, чтобы снабжать норвежским газом Испанию и США. «Россия была, есть и останется одной из крупнейших энергетических держав мира. Используя возможности Ямала, Россия может стать абсолютным и фактически безальтернативным центром поставок энергоносителей и продуктов их переработки для экономик государств всего континента. Судьба Ямала — быть энергетическим гарантом безопасности государства», — убежден губернатор ЯНАО Дмитрий Кобылкин.

Северный ход

Понятно, что эти масштабные проекты невозможно осуществить без скорейшего развития транспортной инфраструктуры. Поэтому уже в прошлом году на северо-восточном побережье полуострова Ямал на принципах государственно-частного партнерства начал строиться новый российский арктический морской порт Сабетта. Именно через него сейчас доставляется бо́льшая часть грузов для строительства завода «Ямал СПГ» и обустройства Южно-Тамбейского месторождения. И именно из этого порта, в строительство которого федеральный бюджет вкладывает более 47 млрд рублей, будут отправляться в Европу и Азию танкеры с российским арктическим СПГ.

Однако еще несколько лет ямальские власти обратили внимание, что если соединить Сабетту с железной дорогой и связать воедино железнодорожную сеть внутри округа, то можно получить совершенно ошеломляющий мультипликативный эффект и для бизнеса, и для Ямала, и для России в целом. Так родился проект «Северный широтный ход» (СШХ; предполагает организацию железнодорожного сообщения по маршруту Салехард — Надым — Пангоды — Новый Уренгой — Коротчаево). «Президент России Владимир Путин в Стратегии развития Арктической зоны РФ четко обозначил приоритеты. Для Ямала как воздух необходима транспортная инфраструктура, в том числе железнодорожная. Сегодня у всех есть понимание необходимости строительства Северного широтного хода с последующим выходом железной дороги к арктическому порту Сабетта. Эта дорога послужит локомотивом для новой экономики России. У нас есть все возможности для того, чтобы этот проект был осуществлен», — подчеркивает Дмитрий Кобылкин.

Северный широтный ход должны образовать 700 км железной дороги, которая соединит воедино одну меридиональную железнодорожную ветку, заходящую через Коми в западную часть округа и через станцию Обская идущую до Бованенково, со второй, которая проложена от Сургута (Ханты-Мансийский автономный округ) по восточной части округа до Нового Уренгоя и Ямбурга (см. карту).

Создание такой транспортной артерии принесет целый ряд весомых экономических выгод. Прежде всего, СШХ существенно разгрузит Транссибирскую магистраль и Свердловскую железную дорогу (СвЖД). По словам генерального директора «Корпорации развития» Сергея Маслова, грузовой транспорт по СвЖД сейчас «по пробкам и заторам движется со скоростью шесть-девять километров в час». Об этом же говорят и в «Российских железных дорогах» (РЖД). «Необходимо сдвинуть с мертвой точки проект “Северный широтный ход”. Без этого мы не сможем обеспечить перевозку грузов регионов», — подчеркнул глава железнодорожной монополии Владимир Якунин, подписывая соглашение о сотрудничестве и взаимодействии между РЖД и субъектами федерации, входящими в Уральский федеральный округ.

Кроме того, СШХ почти на тысячу километров укоротит путь грузов, следующих из восточной части УрФО в порты северо-запада страны, например в Усть-Лугу, а следовательно, обеспечит грузоперевозчикам миллионы рублей экономии и позволит начать освоение минерально-сырьевых богатств центральной части ЯНАО, в частности газоконденсатных месторождений Обь-Надымского междуречья с перспективными объемами добычи к 2020 году 28,5 млн тонн газового конденсата в год (напомним, что запуск в промышленную эксплуатацию знаменитого Бованенково тоже стал возможен лишь после строительства «Газпромом» железной дороги Обская — Бованенково). Помимо этого СШХ даст возможность прямого выхода миллионам тонн грузов с Урала, Сибири, Поволжья через порт Сабетта на Северный морской путь и далее — в страны Азиатско-Тихоокеанского региона. Все это превратит Сабетту в настоящий опорный порт на трассе Севморпути, через него будут переваливаться не только углеводороды, но и металл, уголь, древесина, зерно и т. д. Именно в таком универсальном качестве порт Сабетта сейчас и рассматривается в федеральном правительстве. Минтранс прогнозирует, что мощность этого заполярного порта по перевалке жидких углеводородов составит 32 млн тонн (без учета специализированного нефтяного терминала в поселке Новый Порт, который будет строить «Газпром»), по перевалке сухих грузов — 38 млн тонн в год. Итого 70 млн тонн грузов в год. Сейчас такой грузопоток проходит только через крупнейший российский порт в Санкт-Петербурге.

Еще одно немаловажное достоинство СШХ — обеспечение нормальных транспортных связей между населенными пунктами ЯНАО, которые дважды в год, весной и осенью, оказываются отрезаны друг от друга реками Обь и Надым.

Арктика в фокусе

Очевидно, что в федеральных министерствах и ведомствах с каждым годом растет понимание важности развития арктических территорий. «Речь идет о развитии не только порта Сабетта, но и всей транспортной инфраструктуры российского Севера. В Арктике заложен огромный потенциал для ее развития. Задачи по этому стратегическому направлению работы поставлены перед нами правительством РФ. Ямал обладает всеми необходимыми ресурсами, человеческим потенциалом, профессиональной командой, способной реализовать самые амбициозные планы», — подчеркивает министр транспорта РФ Максим Соколов.

Властям округа удалось заручиться поддержкой проекта СШХ практически у всех крупных грузоотправителей и перевозчиков: РЖД, «Геотрансгаза», «Газпромтранса», корпорации «Роснефтегаз» и Новоуренгойского газохимического комбината, «НоваТЭКа». «Строить Северный широтный ход сам бог велел», — заявил весной этого года председатель правления «НоваТЭКа», крупнейшего отечественного независимого газодобытчика, Леонид Михельсон. «Если раньше РЖД и “Газпром” с трудом садились за один стол переговоров, то теперь сидят и обсуждают. Северный широтный ход сплотил представителей различных структур, они начали совместно работать над запуском проекта, потому что его реализация сделает каждого из участников сильнее», — объясняет начальник управления арктическими проектами НО «Региональный инновационно-инвестиционный фонд “Ямал”» Александр Вылиток.

В этом году заканчивается строительство одного из двух стратегических мостов СШХ стоимостью 14 млрд рублей через реку Надым; оно ведется с 2011 года на средства ЯНАО и Тюменской области. Благодаря инвестициям из бюджета ЯНАО уже построено более половины круглогодичной автомобильной трассы между Надымом и Салехардом, которая прокладывается в одном транспортном коридоре с СШХ; по ней ежегодно будет перевозиться до 6 млн тонн грузов (общая стоимость этого объекта почти 40 млрд рублей). То есть процесс подготовки к строительству крупнейшей и важнейшей для российской части Арктики железнодорожной магистрали идет полным ходом. Поэтому летом прошлого года Владимир Путин подписал перечень поручений по вопросам реализации проекта строительства железнодорожного Северного широтного хода. Есть все основания полагать, что уже в этом году благодаря усилиям ЯНАО начнется строительство самого важного и дорогого объекта СШХ — железнодорожно-автомобильного моста через Обь между Салехардом и Лабытнанги, которое будет осуществляться с использованием обкатанного метода государственно-частного партнерства. На возведение моста предполагается направить 69 млрд рублей — почти треть суммы, в которую оценивается создание СШХ. Кроме того, должен быть проложен первый участок линейного пути СШХ Сырковый—Хорей протяженностью около 100 км.        

от admin