>Раритетные лайнеры заняли свое постоянное место в экспозиции Музея авиации
Социальный проект «Дальневосточный авиационный музейно-выставочный центр» вскоре станет ещё одним объектом в туристическом кластере города Арсеньева.
В первых числах июня была получена очередная субсидия на реализацию и деятельность этого проекта, а также на реставрационные работы в музейно-выставочном центре. Несмотря на то что работ по реставрации самолетов проделано очень много и они заняли центральное место на территории музея, еще многое предстоит сделать.
«На эти деньги мы должны провести комплекс работ по сооружению административно-выставочного павильона, – делится директор некоммерческого партнёрства «Дальневосточный музей авиации» Анатолий Маркович Бортник. – Здесь же непосредственно будет располагаться и музей авиации с оформленными экспозициями, куда войдут материалы по истории авиации, в том числе и авиакомпании «Прогресс». Нам удалось собрать много художественной и документальной литературы и подборку видеофильмов – 30 видеокассет по истории отечественной авиации, которые будут демонстрироваться для посетителей. Я привез этот видеоархив из города Жуковского, когда был в Москве».
Также на территории музея будет размещаться и ремонтно-реставрационная мастерская, чтобы содержать инструмент и выполнять небольшие работы для поддержания внешнего вида экспонатов.
Полным ходом продолжаются работы по благоустройству площадки. Сейчас устроители приступают к земляным работам – это высадка саженцев и озеленение газонов. А для того чтобы деревья принялись и появился красивый травяной покров, необходимо сделать подсыпку плодородного слоя. Еще одним емким и сложным вопросом является асфальтирование подъездных путей к музейно-выставочному центру, который в настоящий момент рассматривается на разных уровнях.
Сегодня полным ходом идет и реставрация авиатехники. Як‑40 уже готов встречать гостей. Эта машина сохранилась лучше всех, и поэтому на ней был произведен незначительный комплекс восстановительных работ: замена обшивки кресел, проведен ряд работ в кабине экипажа.
Большая работа идет по реконструкции самолета Ил‑14. Машина ждала своего возрождения 20 лет. В цехах завода занимаются обтяжкой авиационной тканью некоторых частей органов управления, где это необходимо, и полностью реставрируются кабина пилотов и грузовой отсек, где в свое время было размещено спецоборудование.
«Сейчас в самолете демонтировано все оборудование, и в дальнейшем мы планируем разместить в грузовом отсеке небольшой стенд по развитию полярной авиации, так как этот самолет работал в ледовой разведке в районе Крайнего Севера. Главное, что на самолете сохранилось все пилотажное и навигационное оборудование. Кабина «живая», просто необходимо обновить покраску», – добавил Анатолий Маркович.
Здесь хочется отметить самоотверженный труд бывшего авиатехника, много лет проработавшего в летном отряде предприятия, слесаря-инструментальщика цеха защитных покрытий и термообработки Николая Богомолова и начальника бюро отдела главного энергетика Андрея Лосева. Они каждую свободную от работы минуту проводят возле экспонатов, вопреки всем погодным условиям занимаются ремонтными работами, реконструкцией экспонатов. И, как никто, радеют за общее дело.
А вместе с ними отдает всего себя энтузиаст, почетный гражданин города Арсеньева, Заслуженный машиностроитель России, член Союза машиностроителей России Александр Яковлевич Захарьящев, который давно вдохновился идеей и принимает самое активное участие, возглавляя все ремонтно-восстановительные работы по реконструкции авиатехники.
«Благодаря ему было организовано перемещение техники с территории завода «Прогресс» на места сегодняшнего базирования. Работа была проделана очень объемная, трудная в организационном и техническом плане. Александр Яковлевич – любитель сложных задач, он со всем справляется на «отлично». Он и сейчас проводит большую работу по оформлению документации и организации работ», – восхищается директор музея своим другом.
Сегодня Александр Яковлевич занят ремонтом пассажирского салона и кабины пилотов огромного самолета Ту‑134. Впереди предстоит большая работа по восстановлению самолета Ан‑8.
Торжественное открытие Дальневосточного музея авиации планируется в четвертом квартале этого года, но в связи с тем, что работы только начинаются и очередная поддержка поступила совсем недавно, сроки открытия музея могут сдвинуться.