>Расширенное заседание Регионального совета Приморского регионального отделения Союза машиностроителей России
В конференц-зале ПАО «Завод «Варяг» состоялось расширенное заседание Регионального совета Приморского регионального отделения Союза машиностроителей России.
На заседание были приглашены представители Правительства Приморского края, законодательной власти города Владивостока, руководители промышленных предприятий и организаций Приморья, представители средних и высших учебных заведений, члены Регионального совета Приморского регионального отделения СоюзМаш России.
Модератор М. В. Колтович, первый заместитель председателя Приморского регионального отделения Союза машиностроителей России, оглашая повестку, отметил:
– Это не первый наш разговор о проблемах подготовки кадров и состоянии машиностроительной отрасли, в частности, оборонной промышленности. Мы периодически такие встречи проводим и принимаем решения. Возникла проблема подготовки специалистов, её поднял Е. Н. Леонов, председатель совета директоров ПАО «Завод» Варяг», член Регионального совета Приморского РО СоюзМаш России. Считаю, что эта проблема намного шире. Моё мнение, что Дальневосточный федеральный университет, сокративший набор специалистов по машиностроительной отрасли, не учёл ряд обстоятельств, что привело к критической ситуации – угрозе закрытия трёх филиалов в Приморском крае. Де-факто четыре, но есть уверенность в том, что Уссурийск не тронут. Но три филиала под угрозой закрытия: в Арсеньеве, Находке и в Большом Камне. Когда мы пытались разговаривать с властью, то услышали такой ответ: это не к нам, это в университет, он ведь федеральный. В этом месте хотелось бы возразить. Когда проходил Госсовет по вопросам образования под руководством Президента России Владимира Владимировича Путина, он в своей речи сказал: «Уже с 2021 года приёма ежегодно мы будем увеличивать количество бюджетных мест и отдавать их вузам именно в регионы. И прежде всего именно в такие регионы, которые нуждаются в современных, молодых, перспективных кадрах… В целом считаю необходимым наделить субъекты Федерации реальными полномочиями по развитию не только колледжей и техникумов, но и расположенных на их территории организаций науки и высшей школы. Считаю также необходимым убрать явно избыточные требования и регламенты, сделать более гибкими современные образовательные стандарты, перечень специальностей и направлений подготовки, нужно разрешить вузам с учетом запросов студентов и потребности регионов самостоятельно формировать профили обучения, в том числе в рамках так называемых коротких образовательных программ, чтобы студенты могли получать дополнительную квалификацию, например, навыки предпринимательской деятельности… Хочу подчеркнуть: все, о чем говорю, напрямую касается также колледжей и техникумов. Нужно продолжать работу по их модернизации, учитывая возросшие требования к рабочим специальностям, для которых еще фактически необходимо высшее образование». Это говорит Президент. Выходит, требования, в русле которых мы пытаемся вести диалог с властью, в общем-то, несут правильный посыл. Хочется верить, что мы все же наладим диалог и нас услышат.
Обозначив общее направление работы расширенного заседания, М. В. Колтович предоставил слово А. Е. Леонову, генеральному директору ПАО «Завод «Варяг».
– Уважаемые коллеги! Не просто так мы собрались на заводе. Ведь хотя мы сейчас разговариваем о нашем будущем, но давайте вернемся в историю. Вообще заводов на территории Приморского края много, но на Второй Речке во Владивостоке их три: это «Дальприбор», «Изумруд» и «Варяг». Сейчас на предприятиях работает порядка 2000 человек. Раньше только на «Варяге» работало больше 3000. Это было не в незапамятные времена, это было в начале девяностых годов. Каждый из работников завода представляет собой человека, который создает добавочную стоимость. Если обратиться к азам экономики, то добавочная стоимость – это как раз тот продукт, который мы получаем в виде зарплаты и который остается в виде налогов и тратится в виде той же зарплаты в регионе. И рабочие места на производственном предприятии дают больше добавочной стоимости, чем туризм, торговля и другие виды промышленности. То есть промышленность, связанная с машиностроением, наверное, самый трудоемкий вид деятельности. И все зарплаты, которые мы оставляем в крае, идут из федеральных денег, потому что все предприятия – это предприятия оборонного комплекса. Тут вроде бы все понятно с точки зрения экономики. Для того чтобы работали заводы, нам нужно всего две вещи. Нужна работа, и мы научились находить работу сами, и она сейчас есть, заказов очень много (у нас сейчас портфель заказов – больше 1 млрд), и можете представить, какие деньги мы приносим в край. Наши три завода на Второй Речке – крупнейшие налогоплательщики на территории района, города и входят в состав крупнейших налогоплательщиков Приморского края. И вторая проблема (та, по поводу которой мы собрались) – это проблема кадровая, потому что в ближайшей перспективе мы видим риск остаться без молодых кадров. Что это значит для региона? Наверное, все понимают, что если мы уйдем, «оборонка» здесь сократится, запад с удовольствием все это подхватит, начнут отсюда бежать люди. Потому что каждое рабочее место на заводе – это инфраструктура. Это семья, это магазины, детские сады, школы. Потеряете одно рабочее место – и вы потеряете 10 рабочих мест для инфраструктуры. Многие заводчане это все сами прекрасно понимают, но представителей власти хочется вернуть к этим азам, к экономике… Надеюсь, у нас получится хороший, продуктивный диалог и мы примем определённые решения и начнем дальше двигаться, тем более что у нас сформировалось новое правительство и в Российской Федерации, и в крае.
Слово взяла директор Владивостокского судостроительного колледжа И. В. Глушакова.
– Во-первых, хочется сказать, что наш колледж – старейший на территории Дальнего Востока, который готовит рабочие кадры. В этом году ему исполнилось 110 лет. У нас очень большая история, твердые традиции подготовки кадров именно для промышленности. В советские времена система была очень хорошо отлажена, работали с заводами вплотную. Работала система распределения выпускников, поэтому не было проблем и с набором – большой конкурс был в наш на тот момент техникум. Сейчас все выглядит по-другому. Мы с вами сейчас обсуждаем проблему подготовки кадров. В этой цепочке – два звена. Первое звено – это образовательное, а последнее, окончательное звено – это непосредственно производство, куда человек от нас приходит работать и где он отдает себя, как говорится, всю оставшуюся жизнь. Но в этой цепочке еще одно звено упущено, и я считаю, о нем надо начинать говорить. Это школа. Потому что не мы начинаем готовить кадры, кадры начинаются со школы. Мы находимся в промежуточной ситуации. Сейчас у нас начинается кампания по новому набору, профориентационная кампания. Точнее, продолжается, начинается она обычно в ноябре-декабре, когда мы начинаем работать со школами. Мы перерабатываем тот продукт, который нам отдает среднее образование. И если в прежние годы этот «продукт» был очень образованный, и причем образованный в разных направлениях, ребята сразу делились по техническому и гуманитарному направлениям. Все было очень четко. Сейчас это все настолько смазано, что нам невозможно вычленить ребят с инженерным складом ума и чисто гуманитариев. Мы получаем абсолютно сырой продукт. В школах сейчас нет типовой профориентации, которая была раньше…
Раньше в школах были профильные классы, и это было очень здорово, потому что ученики начинали понимать, в какую сторону им хочется двигаться дальше. Пока мы ходили в школы и вели профориентационную кампанию только от колледжа, это давало очень малую отдачу, а когда мы с Александрой Игоревной Балакерской, директором по персоналу ПАО «Завод» Варяг», отработали программу работы со школами, мы с представителями этого завода стали ходить в школы вместе. Мы агитируем школьников прийти к нам учиться, не потому что нам нужно их просто учить, по сути дела это нужно вам. Вам – промышленникам. Мы – промежуточное или даже начальное звено в этой цепочке. И когда мы агитируем ребят не идти к нам учиться, а агитируем ребят идти работать на этот завод, и когда специалисты завода начинают рассказывать, как здорово будет на этом производстве, что они получат от производства, а сейчас ребята слушают в первую очередь только то, что они получат. Они получат, в первую очередь, зарплату, во‑вторых, имеется в виду квартира, в третью очередь, только потом идет соцпакет, потому что ребята в молодые годы думают о соцпакете меньше всего. То есть нужно еще расчленить, как до них доносить эту информацию. Мы вместе начинаем говорить: «Ребята, смотрите, какая у вас в будущем красивая, замечательная перспектива». И только потом говорим: «Чтобы вам туда попасть, в эту очень комфортную, замечательную среду, вы должны прийти к нам учиться». И вот тут мы начинаем рассказывать, что мы для этого сделаем всё. Тогда у нас это здорово сработало, у нас пошел хороший набор на специальность «Технология машиностроения», хотя эта специальность очень тяжелая и набор сделать туда очень сложно.
Я в колледже работаю с 1985 года. Пришла простым преподавателем, теперь вот работаю директором колледжа. Я знаю все эти точки, и как при социализме это было, и как в перестроечные времена, и как это сделано сейчас. Я знаю все нюансы. Во-первых, у нас работал вот этот вариант, поэтому, для того чтобы кадры заработали во всех ваших направлениях, мы должны работать все вместе в плане набора, но работать должны со школы. В школе мы должны работать не с учеником. Давайте придем и начнем ученику рассказывать, как это все будет замечательно… Мы должны работать с родителями. Потому что в 15 лет ребенок совершенно не нацелен на то, чтобы идти конкретно по этому направлению. У него шатания, брожения и никакой четкой ориентации. Это у единиц четкая ориентация.
Следующий момент. У нас очень хорошо начала работать система, когда мы были федеральным учебным заведением, это было до 2012 г. Для того чтобы каким-то образом поддержать очень сложные специальности, а сложные – это «Технология машиностроения», «Монтаж и техническое обслуживание судовых машин и механизмов», очень сложная «Судостроение». Они практически не уровня колледжа, они уровня… к институту ближе. Какое там черчение! Там сумасшедшее черчение, там нужны другие мозги. И чтобы поддержать эти специальности, мы тогда договорились с Министерством образования, что нам из федерального фонда разрешили выплачивать нашим студентам дополнительную стипендию. Мы 2000 р. выплачивали судостроителям и по 1000 – механикам и технологам. Причем не четверочникам и пятерочникам, мы выплачивали всем, даже троечникам, потому что троечник зачастую потом будет отличным производственником, который даст все показатели. Финансовая сторона вопроса очень здорово поддержала студента, его интерес, его желание работать.
Сейчас у нас в разгаре профориентационная кампания, мы проводим дни открытых дверей, мы работаем со школами. Но школа очень тяжело отдает нам ребят, очень тяжело. Ни у какой школы нет желания отдать нам ученика, потому что у них тоже подушевое финансирование, у них тоже свои проблемы, и поэтому к нам приходят не лучшие, а те, которые уходят из школы. То есть мы это вот низшее звено школы доучиваем до уровня того технического состояния, которое нужно, чтобы постигать потом профессию. И всё это мы делаем за один год, за один первый курс – постигают они у нас 10–11 класс, плюс мы доучиваем буквально, я не буду скрывать: мы учим читать, писать, считать. И потом только уже постигаем профессию.
Продолжение следует.