>Расширенное заседание Регионального совета Приморского РО Союза машиностроителей России
В конференц-зале ПАО «Завод «Варяг» прошло расширенное заседание Регионального совета Приморского регионального отделения Союза машиностроителей России. В мероприятии приняли участие представители Правительства Приморского края, законодательной власти города Владивостока, руководители промышленных предприятий и организаций Приморья, представители средних и высших учебных заведений, члены Регионального отделения СоюзМаш России.
Прозвучали различные предложения о подготовке кадров в учебных заведениях края и состоянии машиностроительной отрасли сегодня. О состоянии среднего технического образования и взаимоотношениях с предприятиями рассказала директор Владивостокского судостроительного колледжа И. В. Глушакова:
– Несколько лет назад в наш колледж приезжали корейцы. Они хотели создать совместные программы, мы водили их по нашему учебному заведению, показывали специальность «Судостроение», знакомили с технологами. Они ходили и спрашивали: «Это точно колледж? А может, это институт?» Наш уровень образования для корейцев – это очень высокая планка.
Чего нам не хватает? Без чего мы сейчас не можем? Конечно, это материально-техническая база. И второе – кадры. С материально-технической базой ситуация такая. Мы пытаемся участвовать во всех грантах, какие только объявляет наше Министерство образования. В прошлом году мы выиграли грант по компьютерным направлениям. У нас 5 компьютерных мастерских, очень сильные мастерские, с великолепным оборудованием. В компьютерном направлении мы сегодня значительно все подтянули. Не буду лукавить, даже специалисты из ДВФУ пришли и сказали: «Мы вот этому вашему оборудованию и позавидовать можем». Компьютерщики (у нас сейчас работают три компьютерных специалиста) находятся на достаточно высоком уровне, ребята – специалисты высокого звена. WorldSkills – это новое веяние, которое подстегивает ребят участвовать в конкурсах и улучшать свое мастерство. WorldSkills вынес наши компьютерные специальности на новый уровень: мы выезжаем на чемпионаты страны, тут у нас все благополучно. Я поняла, что необходимо подкорректировать в нашем образовании. Мы сейчас всех своих технологов (цикл «Технология машиностроения») по дополнительному образованию, которое у нас обязательно (ребята вместе с основной специальностью постигают еще одну-две-три дополнительные профессии, мы выдаем им сертификаты по дополнительному образованию), будем обучать по компьютерному направлению. А компьютерщиков – на AutoCAD усиленно, и может быть, даже что-то выберем из механиков и технологов. Надо срастить эти два направления. Мы приходим в магазин один, второй, третий, и там мы видим наших выпускников. Сейчас нельзя четко отделить одну профессию от другой, происходит слияние специальностей.
С материально-технической базой сейчас очень сложно, потому что колледж своими силами и своими средствами, конечно, приобрести высокотехнологичное оборудование не в состоянии, да это и не нужно, наверное. Скорее всего, самое полезное, самое продуктивное направление – это такой образовательный кластер, когда мы вместе с производством работаем в одни ворота, так сказать, то есть теоретическая часть идет на базе учебного заведения, практическая часть образования в большей степени ложится на плечи производства. Тогда от производства что нужно? Это образовательные классы, причем нельзя так, что мы вошли в цех, и вот это пространство и будет образовательным пространством, нет. Производственное пространство не всегда удовлетворяет потребностям образования. Нужны действительно производственные классы, причем с оборудованием не по остаточному принципу, а с современным оборудованием, и конечно (я понимаю, что это будет дополнительная нагрузка на производство), от производственников должны быть кадры, специально ориентированные на то, чтобы учить нашего студента. Плюс вторая сторона – это практическое обучение. Со всеми предприятиями и организациями нашего края мы работаем очень хорошо, плотно, создаем особые дополнительные программы. Например, с «Восточной верфью» мы полностью построили программу, переработали весь наш учебный процесс, а это все очень сложно переделывается, потому что надо мной – образовательные стандарты, где все четко прописано: столько практики, столько – теоретическое обучение, тут – каникулы, тут – экзамены. И чтобы это все переделать, надо много всего перелопатить, при этом соблюсти все правила и точки закона и согласовать все это с производством. С «Восточной верфью» мы это всё делали. И где-то мы всю группу в 25 человек, например, планировали передать, переделали учебный план всей специальности, в результате «Восточная верфь» не смогла принять всю группу, а взяли 5 человек. А 20 куда? Их пришлось распределять на практику по производствам, по различным организациям. Наше производство не может поглотить целиком тех студентов, которых мы вам даём… Далее, запускаем мы новую специальность, например, под вас или какое-то новое направление, обучаться студенты по нему будут 3 года 10 месяцев. Вы будете столько ждать? Вам же специалист нужен сейчас. Заказ у вас сейчас, вам надо сейчас его реализовать. Для этого надо в колледже на каких-то конечных курсах переделать учебную программу, подогнать своего специалиста, который идет по прежней программе, под ваши новые требования. Эти проблемы тоже надо обдумывать и решать. К тому же у нас не индивидуальное обучение. У меня 25 человек в группе. И будем вам давать: в этом году 25, в следующем – 25, через год – 25 человек. Вы сможете принять столько специалистов? А мы самая трудно перестраиваемая в этом плане структура. Производство сложно перестроить с одной модели на другую, а систему образования еще тяжелее. Это все проблемы каждого дня, которые нам с вами все-таки как-то надо решать. И мы будем это делать.