>Река памяти нашей

«Бессмертный полк», это триумфальное шествие памяти нашего народа, охватившее не только Россию, но, в той или иной форме, все постсоветское пространство, прошло торжественным и скорбным маршем по центральной улице Владивостока уже шестой раз. Традиция, зародившаяся в 2014 году в Томске, приняла не просто всероссийский, более того – мировой масштаб. Каждый человек, чьи предки сражались на фронтах Великой Отечественной или Второй мировой, стояли у станка в тылу или обеспечивали солдат продовольствием, чувствует свою причастность к Великой Победе нашего народа над фашизмом.

Эта далекая и чудовищная война пришла в каждую советскую семью. Отцы и сыновья, матери и дочери встали на защиту своей Родины. Вся страна жила под лозунгом «Все для фронта! Все для победы!», сплотившись, наш народ сделал невозможное. На заводах и фабриках женщины, старики и дети заменили ушедших на фронт мужчин, неимоверными человеческими усилиями они добивались рекордных показателей выработки продукции, необходимой фронту. Самоотверженные советские граждане ценой непомерного героизма приближали этот день – День Победы. Практически каждый из этих длинных страшных 1 520 дней в жизни тех, кто прошел войну, был подвигом. В мясорубке войны погибли и умерли от голода, холода и болезней десятки миллионов советских людей.

Сегодня почтить память героев выходят на улицы городов их потомки. Люди всех возрастов несут в руках портреты своих родных – солдат «Бессмертного полка», подаривших нам право жить в свободной стране. Любить, заводить детей, смеяться, петь, работать и отдыхать. Право быть счастливыми. К сожалению, ради этого они прошли через ад.

Столица Дальнего Востока, как и все города нашей Родины, наводнилась людским потоком. Под музыку военных лет люди несли по главной улице города, Светланской, портреты своих родных и близких. Стар и млад. Вспоминая тех, кого они знали или нет, люди плакали. Многие с готовностью рассказали корреспонденту нашей газеты «Прогресс Приморья» о своих солдатах Победы.

С портретом Григория Никаноровича Абрамова прошагал в строю «Бессмертного полка» его сын Анатолий Григорьевич Абрамов, который рассказал об отце. Уроженец Алтайского края, Григорий Никанорович прошел всю войну от первого до последнего дня. Был танкистом; награжден четырьмя орденами, медали: «За отвагу», «За оборону Ленинграда», «За освобождение Варшавы», «За освобождение Праги». Демобилизовался в 1946 году из Берлина. Вернувшись с войны, Григорий работал шофером в Алтайском крае, потом – в Казахстане. Умер в 1991 году в Казахстане.

Журналист Федор Андреевич Терехов также прошел всю войну. Работал он военным корреспондентом газеты «Сталинская гвардия». Его корпус был знаменитым – Тереховский корпус. Дошел до Германии, служил и там. Имеет награды. Федор Андреевич, вернувшись с фронта, переехал жить во Владивосток, где и родился сын Владимир.

На шествии «Бессмертного полка» рядом с Владимиром Федоровичем – его жена Екатерина Ивановна с портретом своего отца. Иван Константинович Скрипка, уроженец Черниговской области, Украина, пошел на войну сапером, неоднократно был ранен, но вернулся с Победой. После войны он тоже переселился на Дальний Восток, был директором совхоза в Дальнереченске. Прожил, к сожалению, недолго. Мама Екатерины Ивановны была работником тыла – трудилась на железной дороге в Перми. Она была совсем юной девушкой и грузила уголь в вагоны.

Лидия Константиновна Терещенко – подруга Екатерины Ивановны. Женщина живет в Славянке, но приезжает на День Победы к подруге, и они вместе идут в «Бессмертном полку» с портретами родителей. «Наши родители жили вместе и вместе идут в полку, – говорит Лидия Константиновна. – Мы с первого класса дружим, и сейчас в “Бессмертном полку” проходим вместе – с тех пор, как началось это движение. Родители, я думаю, были бы рады, они воспитали нас так, что мы пронесли эту дружбу через много лет. И рады тому, что мы чтим их память». Лидия Константиновна – с портретом мамы, Тамары Устиновны Левченко. Ее мама с 1941 по 1945 годы служила в медчасти на Украинском фронте, была рядовой медсестрой. Закончила войну в Венгрии. После войны прожила недолго. Тамара Устиновна была родом из Житомирской области, но после вой­ны тоже приехала на Дальний Восток, где и родилась дочь Лидия.

Анастасия и Алексей Савченко прошли в строю с сыном Сашей и портретами дедушек Анастасии. Спиридон Федорович Яремич ушел на фронт 23 июня 1941 года, вернулся в ноябре 1945-го. Прошел всю войну, был контужен, обморожен. У него было 11 ранений. Сначала служил в звании рядового, ефрейтора, окончил вой­ну ездовым артиллерийской батареи. После вой­ны Спиридон Федорович работал в колхозе комбайнером. Петр Каленикович Никитюк ушел на фронт в 17 лет – в 1943‑м. Как тогда частенько делали, приписал себе год. Его оставили в Приморье, после перевели на Сахалин, где он принимал участие в боях с японскими милитаристами. Окончил войну в звании старшего сержанта, заместителя командира роты. В мирное время Петр Каленикович выбрал машиностроительную отрасль. Около 50 лет он проработал инженером – начальником опытно-промышленного производства на 92-м судоремонтном заводе.

Большая группа родственников – семьи Каранкевич, Евгений Анатольевич и Елена Александровна, и Гагнидзе, Георгий и Надежда, их дети Давид, Илья, Иоанн и Ксения – пронесли большое количество портретов. «Наши дедушки были призваны в июне 1941 года и прошли всю войну, – рассказала Елена Александровна Каранкевич. – Петр Ерофеевич Каранкевич, гвардии ефрейтор, в РККА, место службы – 48-я гвардия АСАПб 44-я гвардия СД, и Иван Аксеньтевич Петроченко, танкист. Гитлеровцы окружили его, и первый раз ему удалось вырваться, а второй раз не получилось… Им в танк попала граната, и они все сгорели заживо. Ольга Петровна Петроченко, его жена, вместе с ним служила. Работала в столовой. Она осталась живой. Николай Иосифович Концевов, младший сержант, служил с 1943 года. У него была длительная отсрочка – броня, так как он работал на военном заводе в Подмосковье главным инженером. Был тружеником машиностроительной отрасли. На фронте был дважды в окружении, но выходил из окружения со знаменем полка. На него не раз приходили похоронки, а он оставался живым. Дошел до Берлина. Были награды, ордена. Умер в мирное время, но в раннем возрасте – от рака. Оставил четверых сыновей. Давид Георгиевич Гагнидзе – медик, во время вой­ны работал в госпитале, лечил раненых. Мужчин среди медиков не слишком много, поэтому на нем была еще обязанность заготавливать дрова. Прошел всю войну, умер в глубокой старости достойной смертью – уснул».

Вот в колонне прошли женщина с двумя мальчиками – это Оксана Владимировна Гонза с сыном Егором и племянником Ильей. Пронесли портреты прадедов. Макар Платонович Довгалюк участвовал в войне с японцами, был сержантом. В 1946 году умер. Старшина Илья Андреевич Шубин воевал в 1941–1943 годах, участвовал в форсировании Днепра, был ранен, потерял руку. Награжден орденом Отечественной войны I степени. Умер в 1985 году. Работал после войны в колхозе.

Владимир, Сергей, Елена и Валерий Хлудеевы несут портреты своих родных, Степана Григорьевича и Марии Семеновны Федосовых. Начинал вой­ну их дедушка Степан в Западной Украине, был ранен, попал в концлагерь, потом бежал оттуда – вернулся в строй. Был тяжело ранен под Ригой. После войны демобилизовался. Бабушка тоже ушла воевать в 1942 году, была связистом.

Несут портрет Зинаиды Дмитриевны Потаповой, которая была ребенком войны – ей было 12 лет, когда началась Великая Отечественная. Стала труженицей тыла. Их семья состояла из пятерых детей, и она была старшей. Работали в колхозе в Тамбовской области – женщины и дети. Выращивали хлеб. Мужчины все ушли на войну. Все, что можно, отправляли на фронт. Умерла она в 2005 году. Отец Зинаиды Дмитриевны ушел на фронт и там погиб.

Елена Владимировна Капитова – с портретом Алексея Ивановича Марченко – двоюродного деда. В 1941 году его забрали на Белорусский фронт, ему тогда было 19 лет. Почти сразу он погиб, поэтому не осталось военной фотографии, точная дата гибели тоже неизвестна. Родственница Елены Марина Юрьевна Рузина несет портреты своих дедушек и бабушек по материнской и отцовской линии. Оба деда воевали, один, Кузьма Ермилович Чакин, с 1939 года – сначала с японцами в Приморье, потом – в Великой Отечественной. Его жена, Мария Андреевна, ждала мужа с 1939 по 1946 годы, пока он воевал и после этого служил. Она – труженица тыла. Генрих Федорович Припоров попал на фронт молодым человеком из военно-музыкального училища. Служил в автомобильных войсках. Кира Павловна, его жена, еще подростком работала в тылу.

Прошла Ирина Журба, пронесла портрет своего дедушки. Алексей Григорьевич Журба вырос в Приморском крае, его привезли еще ребенком при столыпинской реформе. Войну он встретил в железнодорожных войсках. Выжил, вернулся с войны, до пенсии работал на железной дороге. Награжден орденом Отечественной войны.

Галина Александровна Долженкова – с портретами родного дяди Николая Павловича Майстренко и дедушки Семена Васильевича Фролова. Оба воевали. Майстренко прошел всю войну, имеет много медалей. Фролов погиб в первые дни войны – совсем молодым человеком.

Евгений Очкасов и Анна Киреичева с сыном Димой несут портреты своих родственников. Григорий Александрович Костенко служил в танковых войсках, окончил войну в Берлине. Потом был переведен на Дальний Восток.

С портретами своих близких пришли Татьяна Владимировна Швайковская, ее дядя Александр Николаевич Скобелев, внук Александра Николаевича Руслан и двоюродный брат Татьяны Владимировны Александр Викторович Киселев – военный; он служил в Пограничном районе недалеко от того места, где нес службу Никита Карацупа, на Курильских островах, в Нижнем Новгороде, закончил службу военкомом. Их солдаты Победы – это Николай Михайлович Скобелев – участник двух парадов: 7 ноября 1941 года и 1945 года. Он дошел до Кенигсберга (ныне Калиниград), получил орден Отечественной войны I степени. Служил связистом. После войны работал сапожным мастером. 

Ефим Илларионович Старовойтов – дед Татьяны Владимировны, был кадровым военным, встретил первый день войны под Кишиневом. Служил в погранвойсках. Был ранен, возвращался из оккупации. Уже и похоронка домой приходила, но он нашелся в госпитале. Дошел до Германии, был комендантом одного из городов Германии, после войны служил в УВД, но умер рано, молодым, – в 1960-м году. Сказались ранения, контузия. 

Брат мамы Татьяны Владимировны Василий Иванович Зеленов был краснофлотцем, воевал в Маньчжурии. Он подполз под вражеский танк и с обратной стороны забросал его гранатами, уничтожив вражеский расчет. За это он был награжден орденом Боевого Красного Знамени.

Татьяна Максимовна Николаева и Григорий Анатольевич Дружинин рассказали о своих родных. Владимир Ефимович Николаев родился в Хабаровском крае, жил в Биробиджане. Окончил летное училище и сразу был призван на фронт. Он прошел всю войну, долетел до Берлина. Дослужился до лейтенанта, умер в 1978-м году. Григорий Григорьевич Кондратенко служил на Кольском полуострове, держал оборону против спецподразделения немецких егерей морской пехоты, где и погиб.

Сергей Васильевич Евпак прошел в строю с портретом дедушки Григория Гавриловича Евпака, который погиб в Сталинградской битве. Григорий был призван рядовым в 1942 году, ему было 26 лет. Родные увеличили и оцифровали единственную фотографию, которая от него осталась. Сохранилось похоронное письмо, оно передается из поколения в поколение.

Семья Автушенко, Евгений Валерьевич и Елена Ивановна рассказали о своих солдатах Победы. Оба деда остались живы. Игнат Ефремович Мымрин воевал на Белом море. Был морским десантником, защищал Север. Сам Игнат родом оттуда, с Севера, прошел всю вой­ну. У Игната была огромная семья, жена его, Галина, мать-героиня – родила восьмерых детей. Некоторые дети родились в войну, поскольку он защищал от фашистов практически дом родной – малую родину, и приходил на побывку: ему давали отпуск после ранения. Бабушка – ветеран труда, дед – тоже. Награжден орденом Отечественной войны, медалью. После войны поднимал страну – работал в колхозе в Архангельской области. Всех восьмерых детей его раскидало по России: двое на Дальнем Востоке, трое – в Сибири, четверо – в Приволжье.

Гаврил Яковлевич Автушенко, майор, служил в Приморье, защищал дальневосточный край от японских милитаристов. Был артиллеристом, отличником. Воевал он с Квантунской армией во Второй мировой: начал в 1939 году, закончил 6 сентября 1945 года. Награжден орденом Красной Звезды, Красного Знамени, имеет медаль «За отвагу», «За победу над Японией», также другие награды. Гаврил демобилизовался в 50-х годах и уехал из Приморья в Иваново, но его историческая родина – Кавалерово. Выбрал очень мирную профессию – стал работать продавцом в книжном магазине.

Сын героя войны Гаврила Автушенко, Валерий Гаврилович, около 45 лет работал на заводе Ленинского комсомола, строил подводные лодки в Комсомольске-на-Амуре. Тогда завод «Звезда» был филиалом комсомольского завода, а он был ответственным за сдачу лодок, поэтому приезжал сюда, в Приморье, на историческую родину. Евгений Валерьевич, внук героя, тоже работал в машиностроительной отрасли, на заводе «Аскольд», который в настоящее время входит в состав Приморского регионального отделения Союза машиностроителей России, в Амурске на заводе «Полимер» – в 90-е этот завод закрыли. Работал инженером-механиком, инженером-технологом, мастером участка, познал также много рабочих профессий: плавильщика, формовщика, крановщика. «К сожалению, сейчас не так много осталось отраслевых заводов», – говорит он.

Река народной памяти полноводна и неистребима. Как бы ни пытались обесценить движение «Бессмертный полк», что бы ни говорили злопыхатели или скептики – осознанно ли стараясь разрушить лучшее в нашей стране или из-за своих заблуждений, это ничего не меняет. Россияне объединились в своем желании мира и процветания своей стране, сплотились, используя историческую скрепу – Победу СССР в Великой Отечественной войне. Как когда-то наши отцы, деды и прадеды, сегодня мы, отдавая дань памяти им, встали на защиту мира. Встали не с оружием, как они, а с портретами героев. И дай Бог, чтобы так оно и было, потому что каждому здравомыслящему человеку ясно: случись третья мировая, человечества не будет.

от admin