>Референдум: что дальше

В Донецкой и Луганской областях на избирательные участки пришли более 70 процентов населения Текст: Евгений Шестаков (блог автора) 12.05.2014, 01:00    

Опубликовать в блоге 

Версия для печати

Голосование на референдуме о самоопределении в Донецкой области   Референдумы на юго-востоке Украины состоялись. К моменту закрытия избирательных участков явка избирателей в Донецкой области составила около 72 процентов, в Луганской области достигла почти 80 процентов. Представители иностранных СМИ, освещавшие голосование, сообщали об очередях на большинстве участков.

В среднем жители Донецка ждали 15-20 минут, чтобы подойти к урне. Но в районах, где избирательных комиссий оказалось недостаточно, выстраивались, как сообщали очевидцы, длинные очереди. Наиболее проблемным городом, по словам координатора Центральной избирательной комиссии Донецкой народной республики, стал Мариуполь, где в воскресенье с утра открылось только восемь участков для голосования. После проведенной 9 мая украинскими карателями из «национальной гвардии» военной операции, город еще скорбит по погибшим. В подготовленном для плебисцита бюллетене стоял один вопрос: «Поддерживаете ли вы акт о государственной самостоятельности», соответственно, Донецкой и Луганской народных республик. «Если в течение более 10 дней Киев вел боевые действия с использованием всех имеющихся средств, но не сумел подавить сопротивление не то что двух областей, а даже одного города, это означает, что он столкнулся с сопротивлением всего населения. И если люди взяли в руки оружие, то уж на референдум они тем более придут», — объясняет высокую явку на юго-востоке президент украинского Центра системного анализа и прогнозирования Ростислав Ищенко.

  • Блокпост в районе Славянска вновь обстреливают из минометов

  • Неизвестные подожгли военную часть и прокуратуру в Мариуполе

Даже нынешние украинские власти вынуждены признать: «многие в Донецкой и Луганской областях не доверяют правительству». Об этом заявил и.о. главы администрации президента Украины Сергей Пашинский. Тем не менее в течение всего воскресенья киевская власть не оставляла попыток сорвать референдум. В Луганской области в городе Новоайдар была проведена экстренная эвакуация территориальной избирательной комиссии после того, как на участки ворвалась «национальная гвардия». Как сообщила член ЦИК провозглашенной Луганской народной республики, боевики не давали людям приходить на избирательные участки. Но, несмотря на неспокойную обстановку, жители добирались к месту голосования «партизанскими тропами», чтобы выразить свое мнение относительно будущего региона.

К вечеру воскресенья бронетехника «нацгвардии» покинула Новоайдар. В воскресенье возобновились бои на окраинах Славянска. В Красноармейске Донецкой области голосование было прервано после того, как в город вошли боевики из батальона «Днепр-2». Однако к этому моменту в референдуме уже приняли участие свыше 47 тысяч избирателей, явка составила 77,8 процента. Организаторы плебисцита успели до появления карателей спрятать бюллетени. Любопытная деталь: в Красноармейск «Днепр-2» прибыл на инкассаторских автомобилях Приватбанка, принадлежащего олигарху Коломойскому.

Тому самому Коломойскому, который назначил награду в 10 тысяч долларов за каждого «москаля». С призывом немедленно вывести войска из Донецкой области обратился к Киеву принадлежащий миллиардеру Ринату Ахметову холдинг «Метинвест». В компании сообщили, что работники предприятия создают в Мариуполе совместно с местной милицией народные дружины для борьбы с мародерами и преступниками.

Все попытки нынешних украинских властей запугать жителей Донецкой и Луганской областей и сорвать референдум оказались безуспешными. После страшных событий в Одессе, Мариуполе, Славянске, после убийства десятков безоружных активистов прибывшими с западной Украины боевиками люди понимали: референдум едва ли не единственный шанс наглядно объяснить не столько турчиновым, яценюкам и парубиям, которым что-либо объяснять бесполезно, сколько Европе, как относятся крупнейшие промышленные регионы страны к действиям американских ставленников.

  • Пономарев: Киевская хунта только и умеет, что воевать с мирным населением

И сколько бы политики Евросоюза и США ни заявляли о том, что не признают результатов народного волеизъявления на юго-востоке Украины, им не удастся замолчать результаты голосования. Тем более что плебисцит освещали сотни иностранных журналистов. А его итоги, и это хорошо понимают так называемые украинские власти, продемонстрируют нежелание подавляющего большинства жителей юго-востока подчиняться киевским майданникам.

На встрече президента России Владимира Путина с председателем ОБСЕ Дидье Буркхальтером, которая прошла 7 мая, российский лидер предложил украинским регионам, где планировалось проведение референдумов, перенести его с 11 мая на более поздний срок в связи с неблагоприятной обстановкой в стране. Одновременно Путин призвал украинские власти прекратить военные операции и отказаться от применения силы для подавления народных протестов. Призвав юго-восток отложить проведение референдума, Россия сделала важнейший шаг, который мог прекратить кровопролитие.

 

Но аналогичных шагов, которые заставили бы Киев сесть за стол переговоров, не видно со стороны Запада. Поэтому в Донецкой и Луганской областях, отчаявшись наладить диалог с нынешними украинскими властями, все же решили провести референдум. Чем агрессивнее становится риторика киевских политиков, чем больше на юго-востоке проливается крови, тем решительнее действуют участники референдума. В ситуации, когда против гражданского населения применяют танки, БТР, артиллерию и авиацию, когда боевики «Правого сектора» зачищают от инакомыслящих населенные пункты, прикрываясь рассуждениями о единстве, Москва не сможет оставаться в положении равнодушного наблюдателя. Россия сделает все от нее зависящее, чтобы обеспечить благополучие и безопасность украинцев, борющихся за свои законные права. В том числе за право не опасаясь за свою жизнь высказать мнение на референдуме.

Кровавыми действиями в Мариуполе, Одессе и Славянске украинские власти буквально заставили жителей Донецкой и Луганской областей провести референдумы о независимости. И с учетом всего происходившего на Украине за последние дни Россия с уважением отнесется к результатам народного волеизъявления, обеспечит все необходимое, чтобы люди на юго-востоке Украины жили в мире и их законные требования были защищены.

Запугать не получилось

  Голосование на референдуме о самоопределении в Славянске     Референдум, которого боялись как огня в Киеве, проходит успешно. С 8 утра на участках очереди такие же, как в Крыму. Народный мэр Вячеслав Пономарев проголосовал с утра и теперь объезжает участки один за другим. Следит за порядком вместе с сотнями дружинников.

Две прозрачные урны под памятником Зое Космодемьянской. Школа №5 носит имя этой геройской комсомолки.

— Почему две? — Спрашивает журналист Максим Шевченко, который приехал мониторить референдум из Москвы. — Одна «за», другая «против»?

— Нет, — объясняет зампедседателя комиссии по имени Елена. — Просто у нас большой наплыв людей из пригородов. Вчера из-за обстрела они не сумели выбраться домой. Вот они здесь проголосуют и на работу поедут. Боюсь, что бюллетеней не хватит нам самим проголосовать. Такой наплыв, такой наплыв. Раза в три больше, чем на последних выборах Януковича.

У ступеней появился ветеран на костылях. Его медали и ордена бросали солнечные зайчики по всей улице Урицкого.

— Ах, что ж это! — всплеснула руками Елена и кинулась в школу за стулом. — Мы же ему урну переносную отправляли!

  • В военной операции в Славянске участвуют американские солдаты

  • В Славянске утро референдума началось со стрельбы

88-летний Степан Спиридонович Ботвинов не пожелал голосовать в постели. Ринулся на участок при полном параде. В комиссии нашли компромисс: усадили ветерана на стул, принесли ему документы и переносную урну. Под аплодисменты прохожих старшина в отставке Ботвинов опустил Бюллетень.

А накануне Славянск замер в тревожном ожидании. Начался минометный обстрел постов ополченцев на выезде из города. Ухало так, что временами стекла дрожали. В темени хорошо были видны сплохи разрывов и пламя горящих покрышек. Все это сдабривалось пулеметным и автоматным огнем. Мы с коллегами кинулись к посту Андреевка, откуда раздавалась стрельба. По пути встретили разбомбленную «Газель» ополченцев.

Она еще дымилась. На переезде к нам выскочили люди в форме и, передергивая затворы, матом приказали выходить из машины.

— Российские журналисты! — только и успели сказать.

— Вот что, ребята, валите поскорее отсюда по-хорошему, — произнес тихо, но страшно командир. — Здесь только-только кончился один минометный обстрел. Пролетел беспилотник. Значит, начнется второй. Быстро в машину, я сказал!

  • В Донецкой и Луганской областях проходит референдум о самоопределении

Ничего не оставалось делать, как повиноваться. Украинские СМИ потом сообщат, что это повстанцы брали телевышку. Чушь! В Андреевке была типичная оборона. Уже на обратном пути на очередном блокпосту ополченец нам посоветовал больше не ездить. Скоро начинается комендантский час.

— А у нас разрешение!

— Мы сначала стреляем, а потом уж читаем разрешения.

Командир был прав. Только мы въехали в город — начался новый обстрел. Жители Славянска были уверены, что это массированное наступление на город, чтобы не допустить референдум. Но мы-то знали, что минометный обстрел это не артподготовка. Нацгвардии нужно основательно пошуметь, чтобы отпугнуть славянцев от урн. Ровно в час ночи все стихло. Нацгвардия, расстреляв боезапас, отправилась спать. Ну а утром начался референдум.

Юрий Снегирев


от admin