>Славный трудовой путь аскольдовцев
В начале 1946 года коллективу завода № 515 (ныне Акционерное общество «Аскольд», входит в состав Приморского регионального отделения Союза машиностроителей России) поручили важнейшее правительственное задание – освоить выпуск судовой трубопроводной арматуры.
Израненные войной корабли Дальневосточного флота становились в доки заводских гаваней Владивостока, Находки и других дальневосточных городов как на текущий и капитальный ремонт, так и для поддержания технической и боевой готовности судов. Если корпуса судов судоремонтники ремонтировали быстро, то трубопроводной арматуры катастрофически не хватало. В связи с этим правительство принимает решение создать на Дальнем Востоке собственное производство по выпуску судовой продукции на Государственном Союзном заводе № 515 в посёлке Семёновка Приморского края. Директором предприятия назначается Георгий Андреевич Маркевич, главным инженером – Владимир Николаевич Заварзин.
26 сентября 1946 года Государственный Союзный завод № 515 прошёл государственную регистрацию, согласно которой предприятие было введено в подчинение Министерства судостроительной промышленности СССР. Основание: распоряжение СНК СССР от 9 января 1946 года и письмо Министерства судостроительной промышленности СССР от 20 апреля 1946 года.
Новое руководство приняло заводское хозяйство. Все цеха и склады были завалены десятками тысяч тонн взрывчатки, заряженными снарядами и минами. Поэтому с Министерством обороны был решён вопрос о передаче им боеприпасов, а также об оплате за произведённую продукцию. Для перевозки опасного груза потребовалось более десяти железнодорожных эшелонов. Завод за поставленную продукцию получил по тем временам немалые деньги и стал разворачивать новое производство по изготовлению судовой арматуры.
На предприятие поступает трофейное оборудование – немецкое, итальянское, австрийское, французское. Один из острейших вопросов на заводе – кадровый. Очень выручили амурские судостроители. Из Комсомольска-на-Амуре приехала группа опытных инженеров, техников и рабочих. Возвращались из армии демобилизованные воины. Остались работать и некоторые сотрудники военного времени. Заводчане быстро осваивают новые для них профессии. Литейщики, шлифовщики, лекальщики, строгальщики впервые получили прописку на заводе. Пополнялись ряды и молодых специалистов, приехавших на предприятие после окончания вузов и техникумов.
В 1947 году завод № 515 выпустил первую судовую продукцию. Освоено производство десяти наименований арматуры, в том числе водомерных колонок, водоразборных кранов, запорных и муфтовых клапанов, а также крепёжных изделий. Одним из основных заказчиков продукции предприятия являлся владивостокский «Дальзавод».
1949-й, а потом и 1950-й стали для завода знаменательными по освоению большого количества новых изделий судовой арматуры. Наряду с увеличением номенклатуры у завода практически в два раза возросли объёмы валовой и товарной продукции. Предприятие становится одним из лучших среди крупнейших заводов края. Его продукция получает высокую оценку и признание.
Большую инициативу во всех заводских делах проявляла молодёжь, которая активно участвовала в заводских, общественных и культурных мероприятиях, занималась спортом. И конечно, отлично работала. Многие из них были стахановцами и были занесены на заводскую Доску почёта. 7 августа 1949 года по инициативе заводского комитета ВЛКСМ был проведён первый слёт стахановцев завода. В период его подготовки вся молодёжь и комсомольцы завода были охвачены социалистическим соревнованием.
Из года в год на предприятии продолжают расти производственные мощности, завод оснащается новым технологическим оборудованием, осваиваются новые изделия арматуры и трубопроводов. Уже работают цехи: литейный № 1, кузнечно-прессовый № 2, сборочные № 3 и № 4, инструментальный № 5, ремонтно-механический № 6, электроцех № 7, транспортный № 9, деревообрабатывающий № 10. Завод выпускает сотни наименований судовой и сантехнической арматуры, одновременно начинает выпуск товаров народного потребления.
В 50-е годы у заводчан появилась возможность основательно заняться благоустройством заводской территории и рабочего посёлка. Хозяйственным способом, собственными силами заводчан интенсивно велось заводское и жилищное строительство. Закладываются первые многоэтажные дома со всеми коммунальными услугами по улицам Щербакова и Октябрьской. В это же время в живописном таёжном уголке на берегу реки Дачной по инициативе партийной и комсомольской организаций началось строительство пионерского лагеря «Смена», который через год уже принял первых 70 детей. В строительстве заводского Дворца культуры участвовал весь коллектив предприятия. Какой задор, какой трудовой подъём царили на стройке! Одновременно со строительством Дворца на прилегающей территории закладывается парк культуры и отдыха.
С апреля 1951 года директором завода № 515 назначается Николай Ефимович Горбачёв, с 1953 по 1957 год предприятие возглавляет Борис Алексеевич Груздев.
18 мая 1953 года на основании постановления Совета министров СССР от 28 марта 1953 года и приказа Министерства транспортного и тяжёлого машиностроения от 31 марта 1953 года Государственный Союзный завод № 515 прошёл государственную регистрацию, согласно которой предприятие переходит в подчиненность восьмого Главного управления Министерства транспортного и тяжёлого машиностроения СССР.
1 июля 1954 года на основании постановления Совета министров СССР от 4 марта 1954 года и приказа министра судостроительной промышленности от 7 мая 1954 года завод № 515 проходит очередную государственную регистрацию и переходит в ведение восьмого Главного управления Министерства судостроительной промышленности СССР.
Заводчане успешно выполняют плановые задания по выпуску продукции на уровне передовых предприятий Министерства судостроительной промышленности. Под руководством директора Б. И. Груздева и главного инженера Г. И. Соколова для изготовления судовой арматуры широко внедряется высокопроизводительная прогрессивная техника собственного производства. Снижение трудоёмкости и себестоимости изготовления изделий позволило образовать собственный фонд развития завода и осваивать всё более сложные изделия. Предприятие становится одним из лучших среди крупнейших заводов края. К 40-й годовщине Октября за досрочное выполнение государственного плана коллектив завода № 515 МСП награждён Красным знаменем.
Из воспоминаний директора завода Бориса Алексеевича Груздева:
«На заводе были скомплектованы очень хорошие кадры инженерно-технических работников, служащих и рабочих. Дисциплинированных, высокосознательных, активных общественников, всегда болеющих за производственный план, за свой завод. В 1957 году предприятие добивается высоких результатов, трижды окупает все затраты по строительству завода и культурно-бытовых объектов. Приморский КК КПСС и Крайисполком награждают завод Красным знаменем. Знамя было передано на вечное хранение коллективу завода. Я с большой теплотой всегда вспоминаю то далёкое героическое время и коллектив завода как самых близких мне людей».
Труженики завода в самое трудное послевоенное время отдали все свои знания, опыт и силы во благо становления и развития родного предприятия, добились по тем временам невероятных успехов, поднимая завод к новым трудовым рубежам и свершениям. И что самое главное, старшее поколение работников предприятия сумело передать молодому поколению все самое лучшее: чувство патриотизма и ответственности, любви и гордости за родное предприятие, чувство долга и стремление к новым высотам.