>СоюзМаш оценил потенциал развития экологического машиностроения в России
8 декабря 2020 года на заседании Комитета по энергетическому, нефтегазовому машиностроению и новым производственным технологиям Союза машиностроителей России участники обсудили возможности диверсификации деятельности предприятий энергетического машиностроения и применение импортозамещающего оборудования в ТЭК. Большое внимание было уделено реализации экологических проектов и созданию в России отрасли экологического машиностроения.
Мероприятие состоялось при поддержке Экспертного совета по энергетическому машиностроению, электротехнической и кабельной промышленности при Комитете Государственной Думы по экономической политике, промышленности, инновационному развитию и предпринимательству на площадке АО «ЗиО-Подольск» (входит в машиностроительный дивизион Росатома — АО «Атомэнергомаш»).
В заседании в офлайн— и онлайн-формате приняли участие депутаты Государственной Думы, представители Министерства промышленности и торговли РФ, руководители крупных российских промышленных предприятий.
Александр Козловский, председатель Экспертного совета по энергетическому машиностроению, член Бюро Ассоциации «Лига содействия оборонным предприятиям», в своем выступлении остановился на изменениях, внесенных в федеральные законы № 44-ФЗ и № 223-ФЗ в части квотирования закупок товаров отечественного производства. Принятие в 2020 году закона о квотировании стало одной из мер поддержки отечественных производителей, в том числе выходящих на рынок с новыми продуктами и технологиями.
Андрей Никипелов, председатель Комитета по энергетическому, нефтегазовому машиностроению и новым производственным технологиям Союза машиностроителей России, член Бюро Союза, генеральный директор АО «Атомэнергомаш», выразил общее мнение коллег: «Перед всеми нами сейчас стоит задача развития предприятий, освоения новых видов продукции, создания и запуска бизнесов с целью повышения конкурентоспособности отечественного машиностроения. В Российской Федерации существует огромный потенциал для дальнейшего импортозамещения, имеются кадровые, технические и административные ресурсы для освоения нового востребованного оборудования, ориентированного как на внутренний рынок, так и на экспорт».
Центральное место в повестке заседания занял пилотный проект, направленный на сокращение количества мусорных полигонов в России. В рамках федеральной программы «Чистая страна» национального проекта «Экология» предприятия машиностроительного дивизиона Росатома изготавливают оборудование для четырех подмосковных мусоросжигательных заводов (МСЗ) и одного завода в г. Казани. В 2020 году завершена отгрузка основного оборудования для первого МСЗ. В перспективе в рамках трехстороннего соглашения между Росатомом, Ростехом и ВЭБ РФ планируется масштабировать пилотный проект еще на 25 МСЗ по всей стране.
Владимир Гутенев, первый заместитель председателя Комитета Государственной Думы по экономической политике, промышленности, инновационному развитию и предпринимательству, первый вице-президент Союза машиностроителей России, отметил: «Сегодня остро стоит вопрос об экологической ответственности производств — о грамотной переработке отходов и их утилизации. Это задача не только ресурсного обеспечения предприятий, которые могут повторно использовать вторсырье, но и личной ответственности. Только объединив усилия, можно реализовать столь масштабные проекты как национальный проект «Экология», обеспечить экономическое и технологическое развитие страны, сохранив и приумножив ее экологические богатства».