>СоюзМаш России: «Профориентация в школах должна быть направлена на машиностроение»
Стоит ли давать преференции при поступлении в образовательные организации среднего профессионального образования выпускника школ, имеющим квалификацию и каким должен быть порядок их приема обсудили на заседании Комиссии по молодежной политике Союза машиностроителей России.
Сегодня в субъектах Российской Федерации реализуются региональные программы профессионального обучения, в ходе которых учащиеся старших классов общеобразовательных организаций могут получить квалификацию одновременно с общим образованием. Ряд успешно прошедших обучение по данным программам учеников в дальнейшем выбирают профессии и специальности для получения профессионального образования в соответствии с полученной квалификацией.
«Одна из ключевых проблем системы подготовки кадров — процент последующего трудоустройства по полученной специальности», — обозначил проблему председатель Комиссии по молодежной политике Союза машиностроителей России, советник генерального директора ОАО «РПКБ» Олег Стогов. СоюзМаш России активно содействует повышению квалификации работников на предприятиях и их адаптации на производстве. Важным аспектом молодежной политики Союза являются профриентационная акция «Неделя без турникетов» и крупнейшая в России многопрофильная инженерная олимпиада для школьников «Звезда». В рамках этой работы в адрес Союза поступают обращения от технических вузов, образовательных организаций среднего профессионального образования и предприятий.
Стогов отметил, что сегодня при поступлении в учреждения среднего профессионального образования учитывается только средний балл в аттестате, который не всегда показывает объективную картину, а затем результаты индивидуальных достижений, в т.ч. участие в олимпиадах и пр., но никаких преференций выпускникам, получившим на базе школы, колледжа или техникума квалификацию, не предоставляется.
О реализации программ дополнительного профессионального образования в рамках городских проектов предпрофессиональной подготовки школьников города Москвы рассказал директор Московского государственного образовательного комплекса (МГОК) Игорь Артемьев: часть базовых кафедр организации уже вынесены на территории будущих работодателей, которые четко понимают, по каким компетенциям готовят ребят образовательный комплекс и заключают «отложенные трудовые договора». Результатом обучения в МГОК становятся в том числе победы слушателей комплекса на международных чемпионатах рабочих профессий. Он отметил, что преференции выпускникам с профквалификацией должны предоставляться.
О ходе реализации проекта «Путевка в жизнь школьникам Подмосковья — получение профессии вместе с аттестатом доложили представители колледжей Московской области. Они также высказали свои мнения относительно предоставления преференций выпускникам школ при поступлении. Ряд представителей организаций среднего профессионального образования считают, что наличие квалификации у абитуриента должно стать бонусом при поступлении; другие считают, что средний балл в аттестате должен остаться основным критерием при приеме на дальнейшее обучение; есть также предложение выделять определенные квоты для 2-3 человек с профквалификацией. По мнению некоторых представителей колледжей — главным поводом для преференций должен быть целевой набор, а не просто наличие первичного профессионального образования.
Заместитель председателя Ассоциации родителей детей-инвалидов АРДИП Светлана Шуллер отметила, что программа «Путевка в жизнь» на сегодняшний день для ее подопечных — единственный способ получить профессию, так как на конкурсе аттестатов многие из них не могут конкурировать. «Однозначно нужен дополнительный балл — все дети, у кого есть желание, смогут принять участие и это должно поощряться», — прокомментировала Шуллер.
Начальник учебно-методической части центра профессионального образования авиационного кластера госкорпорации «Ростех» на базе ПАО «ОДК-УМПО» Наталья Павлова сообщила, что в настоящий момент ряд непопулярных среди абитуриентов технических колледжей профессий на самом деле очень востребованы на производствах, но учеников не мотивируют к их получению — это нужно пересматривать. Она привела статистику профориентационного тестирования, которое показало, что 90% учеников «не понимают, чего они хотят и не знают, где искать»; 8,5% — определились с желаниями, но не знают, что искать; и лишь 1,5% следуют в выбранном направлении. По ее словам, задача работодателей сделать так, чтобы ситуация изменилась на противоположную и к 9 классу ученики школ уже подходили самоопределенными. Павлова также обрисовала картину трудоустройства выпускников: 40% из них сталкиваются с проблемами из-за отсутствия опыта, 20% — вообще невостребованы; 12% не могут устроиться по специальности; 5% отказываются от работы из-за низких зарплат, еще 23% ссылаются на иные причины. «Такое количество выпускников с высшим образованием на предприятиях не нужны. Потребность у предприятия в кадрах очень большая, но это потребности не в «белых воротничках», а «синих воротничках» — нужны именно рабочие кадры», — констатировала Павлова. По ее мнению, необходимо внести изменения в правила приема в образовательные организации среднего профессионального образования, реализовывать программы профессионального обучения (возрождить учебно-производственных комбинатов (УПК)) а в рамках профильной подготовки.
Доцент МГТУ им. Н. Э. Баумана, отвечающий за направление подготовки №15.00.00 «Машиностроение», к.т.н. Алексей Малолетков подчеркнул, что дискуссии о профориентации вообще не должно быть, профориентация необходима. Он отметил неоднородность отрасли машиностроения: есть ряд недефицитных специальностей (например, робототехника) — где достаточно желающих и большой конкурс; а есть направления, находящиеся в стагнации — в них необходимо привлекать абитуриентов. Малолетков подчеркнул, что в разных формах преференции были всегда и можно было поступать по упрощенному конкурсу. О необходимости преференций для ребят, имеющих квалификацию, сообщила и заместитель директора по учебной работе Ивантеевского филиала Московского политехнического университета Наталья Барышникова, отметив также, что основным инструментом должны быть договоры о целевом обучении.
Заместитель директора департамента государственной политики в сфере профессионального образования и опережающей подготовки кадров Министерства просвещения РФ Наталья Бебенина напомнила о необходимости соблюдения нормы конституции РФ, предписывающей общедоступное среднее профессиональное образование. «Я предлагаю подходить к решению этих вопросов комплексно, учитывая все особенности регионов, у каждого из которых есть свои особенности. На сегодняшний день перечень профессий и специальностей оптимизируется, более ста профессий и специальностей утратили актуальность, следовательно региональная сеть должна предложить с точки зрения профессий и специальностей, что требуется пересмотреть», — сказала представитель Минпросвещения.
Комиссия по молодежной политике Союза машиностроителей России считает, что реализуемые проекты получения специальности вместе со школьным аттестатом должны быть направлены на профориентацию в реальный сектор экономики и в первую очередь на специальности машиностроения, где высокая добавленная стоимость труда. Первый вице-президент Союза машиностроителей России Владимир Гутенев подчеркивает важность направления по целевому отбору молодежи и ее профориентации на инженерные специальности. О необходимости ранней профориентации говорил президент России Владимир Путин, отмечая, что такая работа должна проводиться совместно со школой, высшей школой и с крупнейшими предприятиями.