>Тыл – фронту: война и дети
В библиотеке им. И. У. Басаргина МБУК «ВЦБС» в рамках празднования Дня Победы прошло мероприятие, организатор которого – Приморское региональное отделение Союза машиностроителей России.
«Войной испепелённые года…» – так назвала свою презентацию о приморских предприятиях «Прогресс», «Аскольд» и «Дальзавод», выпускающих продукцию военного назначения в 40-е годы прошлого столетия, Наталья Евгеньевна Матяш, член Союза машиностроителей, сотрудник библиотеки им. И. У. Басаргина. Она рассказала ученикам владивостокских школ и их родителям о том, как дети вставали за станки вместо ушедших на фронт родителей и работали не покладая рук. Ведущий библиотекарь продемонстрировала фотографии прежних времен, на которых изображены заводы «Прогресс», «Аскольд», «Дальзавод». Она напомнила историю их возникновения.
Авиационная компания «Прогресс» в прошлом – завод № 116. «В Арсеньеве нет семьи, чья судьба не была бы так или иначе связана с авиацией и, естественно, с заводом, – отметила она. – Авиация и небо – судьба этого города». Завод был основан в 1936 году для ремонта авиатехники, стоявшей на вооружении ВВС. Затем началось производство учебно-тренировочных самолетов. Первый самолет, произведенный на авиазаводе, поднялся в воздух в 1941 году. С 1941 по 1946 годы – выпущено более 3 800 самолетов УТ-2. Наталья Евгеньевна продемонстрировала школьникам фотографию учебно-тренировочного двухместного низкоплана. Она подчеркнула, что завод носит имя Н. И. Сазыкина – директора, который воевал на фронтах Великой Отечественной, был награжден орденом Красной Звезды, медалями.
«Аскольд» – завод № 515 в 1943 году приступил к выпуску продукции для фронта. Завод выпускал мины калибра 82, 120, фугасные авиабомбы весом 100, 175 килограммов, гранаты типа Ф‑1, в конце войны – противотанковые мины. Корпусы и стабилизаторы к минометным минам поступали на завод готовыми. Заводчане начиняли мины взрывчаткой, запечатывали и укладывали в ящики. Эту работу выполняли женщины и дети, инвалиды.
«Дальзавод» был основан в 1887 году как судоремонтные мастерские военного флота. 1891 году на обратном пути из Японии Владивосток посетил цесаревич Николай, будущий царь Николай II. Он не только заложил железнодорожный вокзал и памятник Г. И. Невельскому, но и сухой док будущего «Дальзавода», получивший название дока имени цесаревича. В советское время «Дальзавод» считался главной ремонтной базой Тихоокеанского флота. После Гражданской войны трудовой коллектив предприятия принял активное участие в восстановлении народного хозяйства, освоил выпуск необходимой продукции. До войны на заводе было создано сталеплавильное депо. Тогда завод одним из первый в стране выпустил трехколесный трактор, изготовил оборудование для Спасского цементного завода, конвейеры для Владивостокского торгового порта, стропильные фермы и отопительные котлы для предприятий. В годы Великой Отечественной войны, несмотря на то что основная часть рабочих ушла добровольцами на фронт, завод увеличил выпуск продукции.
Труд ложился на плечи подростков непомерной тяжестью. Наталья Евгеньевна рассказала о том, что знакома с человеком, который работал в детстве на «Дальзаводе». Одиннадцатилетний мальчик попал из села в город и встал к станку, подставив под ноги ящик, чтобы дотягиваться до рабочего места. Спустя какое-то время ребенок бежал вместе с другими мальчишками домой, в село, прижался к маме и, плача, сказал: «Я не могу больше!» Потом он вынужден был вернуться на завод, позже был призван в армию, оказался во Владивостоке и снова работал на «Дальзаводе». Был отличным специалистом.
После презентации школьники талантливо и воодушевленно декламировали стихотворения о войне, исполнили песни. За лучшее исполнение стихов о войне Благодарностью Приморского регионального отделения Союза машиностроителей России была награждена Светлана Дегтярёва. Журналист Сергей Юдинцев рассказал ребятам о советских наградах, а затем провёл викторину. Интересно то, что о награждениях Золотой Звездой Героя Советского Союза ребята знают, но о медалях Великой Отечественной войны знают не всё. В ходе викторины участники уяснили, что медали вручались за оборону городов: «За оборону Москвы», «За оборону Ленинграда», «За оборону Киева», «За оборону Одессы», «За оборону Кавказа», «За оборону Севастополя», «За оборону Сталинграда». Как сказал Сергей Михайлович, под Сталинградом без вести пропал один из его дедов. Ещё одной наградой была медаль «За оборону Советского Заполярья». Ребята также узнали, что было несколько медалей за взятие городов: «За взятие Будапешта» «За взятие Кенигсберга», «За взятие Вены» и «За взятие Берлина».
Красная Армия развила мощное наступление и освободила ряд европейских стран от коричневой чумы – фашизма. Так появились медали: «За освобождение Белграда», «За освобождение Варшавы», «За освобождение Праги». Практически все дети знают о медалях «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.» и «За победу над Японией». Многие видели их на груди у своих прадедов и прабабушек. Большинство наград, которые любезно предоставил из личной коллекции заместитель председателя Приморского регионального отделения Союза машиностроителей России Михаил Колтович, мальчишки и девчонки увидели впервые в жизни.
За активное участие в викторине Сергей Юдинцев вручил школьникам призы – модели для сборки броненосца «Потёмкин» и крейсера «Аврора» отечественного производства. Ребята ушли с мероприятия не только воодушевленные, но и с новыми знаниями – о машиностроительных предприятиях Приморья, о подвиге работавших в тылу во время Великой Отечественной войны их сверстников и о советских наградах, которых удостаивались герои той войны.