>Фронтовой путь солдата и художника
Виктор Андреевич Ваганов – личность легендарная. И не только потому, что дошёл тяжёлыми дорогами Великой Отечественной войны от Москвы до Кёнигсберга, но и потому, что всю свою сознательную жизнь оставался верен одной профессии – художника.
Творчество В. А. Ваганов выходит далеко за рамки художника-оформителя. До самых своих последних дней Виктор Андреевич помнил мельчайшие подробности тех боёв, в которых участвовал. Более того, он многие мгновения запечатлел в карандаше на куске картона, листе ватмана, однажды, по его рассказам, нарисовал русалку на стене комнаты, когда артиллеристы квартировали в одной из освобождённых полуразрушенных деревень. По этой причине Ваганов оставил потомкам немало портретов своих боевых товарищей, рядовых и офицеров, с которыми был лично знаком. В последние годы жизни он много рассказывал о войне, видно, память давила, не отпускала. Как-то Виктор Андреевич рассказывал о том, как после долгого марша в блиндаже он распалил огонь да принялся из концентратов кашу варить. И тут прилетел немецкий снаряд. Завалило брёвнами, оклемался к утру, рука плетью висит, головокружение и тошнота преследовали бойца. Но жив… Его однополчане погибли. Как дошёл Ваганов до этого места, задрожал его голос, это, похоже, исковерканный палец на руке начинал зудеть. Ваганов позже понял, что не суждено ему было тогда умереть, да и с рукой повезло: кисть пусть и покалеченная, но есть. Рисовать позволяет, хотя и работает уже не так, как прежде. Эта рана всю жизнь сопровождала его, и коллеги старались не расспрашивать художника о той тяжёлой ночи.
Если писатель-фронтовик рассказывает о войне словами, то Ваганов-художник рассказазал о ней своими рисунками, плакатами, набросками. И у него это здорово получалось. Приметил эту особенность член Союза писателей России, заслуженный работник культуры, капитан 2 ранга запаса Владимир Михайлович Тыцких. Одно время они вместе работали во флотской газете, и, вероятно, творческий тандем писателя и художника зрел, ждал своего часа, чтобы вылиться в то, что называют творческим воплощением. Всему, как говорится, своё время. И оно пришло, когда в 2005 году увидела свет книга В. Тыцких «На честную память». Она довольно биографична – о жизни ветерана самой страшной войны ХХ столетия В. А. Ваганова. В ней нет ни одного постороннего, ненужного, неработающего рисунка или фотографии. В ней всё на месте.
Начинается книга с предисловия Александра Гельбаха «Правда и память». Вот о чём писал тогда журналист, отец которого тоже прошёл тяжёлыми дорогами войны. «День Победы. Два слова, которые и сегодня в России не надо объяснять. Какой победы и в какой войне – знают все от мала до велика. В той самой, жертвенной, которая унесла миллионы жизней. В той, в которой «страна огромная» встала на «смертный бой»…
Сегодня, по прошествии шести десятилетий после Победы, русофобами и неонацистами предпринимаются наглые и циничные попытки пересмотреть итоги Великой Отечественной войны. Защитники фашизма врут о схватке двух диктаторских режимов – Сталина и Гитлера. Они замалчивают, что к началу войны с СССР фашистская Германия поработила почти всю Европу, ежедневно бомбила Англию. Уже начался кошмар концентрационных лагерей, принявших в свои смертельные объятия тысячи евреев, цыган, представителей других «неполноценных» рас.
Прежде всего советский, русский солдат встал на пути человеконенавистников, спас мир от мракобесия и порабощения, а многие народы – от полного уничтожения. Память об этом подвиге должна, как пепел сгоревших в адской бойне, стучать в наши сердца. Она свята и нетленна.
Такой памятью продиктована документальная повесть писателя Владимира Тыцких о русском солдате и художнике Викторе Андреевиче Ваганове. В её основе безыскусные воспоминания ветерана, который прошёл полями сражений от Москвы до Восточной Пруссии. Потом освобождал от японских захватчиков Маньчжурию…
В книге нет захватывающего приключенческого сюжета. Нет пафоса и героики боевых схваток. Повествование будничное, порой даже отстранённо-бесстрастное. Но предельно честное, производящее глубокое впечатление, заставляющее задуматься о солдатской правде, о природе мужества и стойкости русского воина.
Перед нами драгоценные крупицы памяти человека, прошедшего ад, выстоявшего и победившего в великой и страшной войне. Мы обязаны ему всем – самим своим существованием, жизнью наших детей и внуков. Мы обязаны и благодарны писателю Владимиру Михайловичу Тыцких за то, что он навсегда сохранил воспоминания солдата, облёк их в добротную, сильную прозу».
Стоит сказать, что по прошествии без малого двадцати лет повесть о русском солдате-художнике не устарела, наоборот, она приобрела ту ценность, если хотите, зрелость, когда есть потребность её читать. Пожалуй, «На честную память» можно поставить в один ряд с так называемой лейтенантской прозой. Да, у нас есть книги о войне, увиденной глазами офицеров, но «солдатской» прозы, увы, в нашей литературе мало. Виктор Астафьев, пожалуй, единственный, кто рассказал в своих романах и повестях о солдатской доле. Повесть В. Тыцких «На честную память» – это подспорье, в год 75-летия Великой Победы вспомнить Виктора Ваганова, награждённого орденами Отечественной войны, Красной Звезды и многими медалями. Его нет с нами, но память о нём сохранена не только в кругу родственников, коллег и друзей, но и в нашей литературе.