>Экспертный совет при Комитете ГД наметил перспективы развития транспортного машиностроения в рамках реализации программы импортозамещения

12 апреля 2021 года в Государственной Думе состоялось первое заседание Экспертного совета по развитию транспортного машиностроения при Комитете ГД по экономической политике и промышленности. Темой заседания стало развитие транспортного машиностроения в Российской Федерации.

В мероприятии приняли участие Владимир Гутенев, координатор Экспертного совета по развитию транспортного машиностроения, первый заместитель председателя Комитета ГД по экономической политике и промышленности, первый заместитель председателя Союза машиностроителей России; Кирилл Липа, председатель Экспертного совета по развитию транспортного машиностроения при Комитете ГД по экономической политике и промышленности, председатель Комитета по транспортному машиностроению, член Бюро Союза машиностроителей России, генеральный директор АО «Трансмашхолдинг»; Александр Морозов, заместитель министра промышленности и торговли РФ; Олег Валинский, заместитель генерального директора – начальника Дирекции тяги ОАО «Российские железные дороги»; Валентин Гапанович, член Бюро Союза машиностроителей России, президент НП «ОПЖТ»; Борис Мягков, заместитель генерального директора по гражданской продукции АО «Концерн «Уралвагонзавод», представители промышленных предприятий, банков и корпораций развития, депутаты Государственной Думы.

На заседании были рассмотрены вопросы реализации программы импортозамещения в транспортном машиностроении, создания условий для уменьшения финансовой нагрузки, повышения привлекательности, гарантий для научного и производственного блока предприятий, сосредоточенных на создании отечественной продукции.

Участники заседания отметили, что, реализуя программу импортозамещения в промышленном секторе, необходимо создавать условия для переориентации с иностранных поставщиков на производителей отечественной компонентной базы, добиться полноценной локализации программного обеспечения по ключевым позициям продукции машиностроения.

По словам Владимира Гутенева, в прошлом году был принят закон о квотировании, направленный на поддержку российских товаропроизводителей. Он позволяет не просто проводить импортозамещение, но и стимулировать трансферы технологий ведущих зарубежных компаний. Кроме того, в настоящее время у экспертного совета есть возможность внести необходимые предложения и инициативы в рамках 44-ФЗ. «Работа над 44-ФЗ продолжалась долгое время. В итоге на рассмотрение в Правительство РФ был направлен фактически новый закон. Стоит отметить, что 80-90% его изменений были предложены в ходе работы отраслевых Экспертных советов при Комитетах ГД. Уверен, что до конца этой весенней сессии он будет рассмотрен во всех чтениях, поэтому еще есть время дополнить его необходимыми предложениями Экспертного совета по развитию транспортного машиностроения», — отметил Владимир Гутенев.

Учитывая, что транспортное машиностроение является одним из стратегических секторов российской экономики, в настоящее время Министерство промышленности и торговли РФ выделяет три приоритетных направления его развития. Речь идет о повышении локализации продукции, экологизации производства (переход на водородный транспорт), внедрении цифровых технологий. Было отмечено, что ведется активная работа над внедрением универсальной балльной системы оценки уровня локализации в рамках действующего постановления №719, — как конечной продукции, так и ее компонентов.

По словам заместителя министра промышленности и торговли РФ Александра Морозова, одним из важнейших направлений работы отечественного транспортного машиностроения, способным обеспечить его конкурентоспособность, должно стать создание подвижного состава с низким углеродным следом. Учитывая новые вызовы в части развития водородной энергетики и транспорта, государство готово продолжать оказывать поддержку проектам по созданию водородного подвижного состава и его ключевых компонентов.

Кирилл Липа, в свою очередь, отметил, что «тематика импортозамещения в промышленности приобретает совершенно новое звучание – это вопрос способности обеспечить в долгосрочной перспективе работоспособность критически важной инфраструктуры, в нашем случае – транспортной». Он обратил внимание собравшихся, что на протяжении всех последних лет ТМХ проводит планомерную работу по реализации проектов, направленных на импортозамещение, к примеру, объем инвестиций в организацию новых производств электротехнического оборудования для локомотивов на собственных мощностях составил более 1,2 млрд. руб.

Кирилл Липа позитивно оценил работу по внедрению в России балльной системы оценки уровня локализации производства продукции железнодорожного машиностроения. «Она представляет собой инструмент объективной оценки работы по импортозамещению, позволяет обеспечить эффективную поддержку отечественных промышленных предприятий. Внедрение балльной системы позволит обеспечить поддержку отечественных предприятий, развитие собственной компонентной базы, повышение общего уровня локализации выпускаемой продукции», — подчеркнул Кирилл Липа.

В числе направлений для дальнейшей работы экспертного сообщества, касающихся реализации программы импортозамещения, председатель Экспертного совета по развитию транспортного машиностроения назвал необходимость формулирования позиции по долгосрочному контракту, решение проблем экспортного потенциала и ценообразования.

На заседании был также обозначен вопрос, связанный с ростом цен на металл. Учитывая, что данная проблема характерна не только для транспортного машиностроения, предложено консолидировать усилия представителей всех заинтересованных отраслей.

Для выработки предложений и инициатив по вопросам повестки дня в рамках Экспертного совета будет создана рабочая группа.

от admin