>Эксперты обсудили сотрудничество машиностроителей и металлургов
Совещание по разработке и реализации «Комплексной программы работ по освоению производства металлопродукции для обеспечения нужд отечественного сельскохозяйственного машиностроения, в соответствии со Стратегией развития сельскохозяйственного машиностроения России на период до 2030 года» прошло в Москве 21 марта 2019 г.
В мероприятии, организованном Союзом машиностроителей России, Ассоциацией «Росспецмаш» и ФГУП «ЦНИИчермет им.И.П.Бардина», приняли участие член Бюро Союза машиностроителей России, Председатель Комиссии по стратегии развития сельскохозяйственного машиностроения, президент Ассоциации «Росспецмаш» Константин Бабкин, Председатель Комитета по металлургии и тяжелому машиностроению, Генеральный директор ФГУП «ЦНИИчермет им.И.П.Бардина», Советник Министра промышленности и торговли Виктор Семенов, директор департамента сельскохозяйственного, пищевого и строительно–дорожного машиностроения Минпромторга России Евгений Корчевой, руководители компаний специализированного машиностроения, представители предприятий металлургии, Союза машиностроителей России и науки.
Виктор Семенов, открывая заседание, подчеркнул, что перед российской металлургией и учеными стоит задача создавать инновационные материалы, удовлетворяющие стратегические потребности машиностроителей. Сейчас, по его словам, материалы исчерпали свои технологические возможности дальнейшего развития, например, совмещение прочности и пластичности. «Мы должны поставить задачу металлургам и ученым создавать материалы, которые будут работать через 10-20 лет», — сказал докладчик.
Евгений Корчевой обратил внимание на проблему взаимодействия машиностроительных предприятий и металлургов. «Практически на каждом предприятии жалуются на невозможность приобрести определенные виды стали», — подчеркнул он, отметив при этом и позитивные происходящие моменты: «вы видите, какими темпами развивается машиностроение, выросла потребность в комплектующих, сырье, материалах». А в целом, добавил Корчевой, хотелось бы, чтобы работа по металлургии была выстроена «системно, прогнозируемо, планируемо».
«Металлургия – одна из прибыльных отраслей экономики, доказательством чему служит помощь государства в период кризисов», — отметил Константин Бабкин. Однако, по его словам, проблем хватает. Среди них – цены на металлургическую продукцию (которые на внутреннем рынке значительно выше, чем при зарубежных поставках), недостаточное госрегулирование отрасли, что приводит к низкому качеству и ассортименту продукции, высокой доле брака, отсутствию российских аналогов по некоторым видам продукции. Кроме того, Бабкин отметил невысокое качество металлургической продукции и устаревшие стандарты (в настоящее время производство российского горячего проката происходит в соответствии с ГОСТом 1974 г.), а это влечет за собой плохое качество поверхностного листового металла, высокий допуск на плотность и не регламентируемое внутреннее остаточное напряжение в металле.
Решить эти проблемы предлагается с помощью ряда мер госрегулирования. Например, ввести таможенные пошлины на вывоз продукции цветной и черной металлургии, необходимой для машиностроительной отрасли России, и внедрить на нее современные стандарты качества. Кроме того, по мнению участников совещания, необходимо ввести инвестиционные льготы по налогу на прибыль, снизить налоговую нагрузку с предприятий специализированного машиностроения, смягчить условия денежно-кредитной политики, увеличить спрос на отечественную металлургическую продукцию за счет крупных инфраструктурных проектов и ряд других предложений. «Только такой комплексный подход позволит решить вопросы сотрудничества и дальнейшего развития, стоящие на сегодняшний день перед двумя отраслями», — резюмировал Константин Бабкин.
Комитеты и комиссии Союза машиностроителей России являются экспертной площадкой, которая позволяет консолидировать мнения и предложения представителей машиностроительной отрасли. В основе деятельности лежит заинтересованное и результативное участие руководителей крупнейших промышленных предприятий и объединений, ведущих специалистов и экспертов машиностроительного комплекса, научно-исследовательских организаций, федеральных органов исполнительной власти и др.
В структуре Союза – 20 Комитетов, 9 Комиссий, 2 Координационных совета и 9 Экспертных советов, которые представляют собой приоритетные сектора и направления инновационного развития российского машиностроения и смежных с ним высокотехнологичных отраслей.