>«Я поведу тебя в музей…»

Да, именно так, поэтической строкой, высказался мой коллега, журналист редакции газеты Приморского регионального отделения Союза машиностроителей России «ПП», когда встал вопрос о том, как лучше организовать погожий, солнечный и тихий воскресный осенний день.

Собрались и поехали в Музей автомотостарины А. Козицкого, который действует при военно-патриотическом клубе «Техника ХХ века в Приморском крае». Сразу скажем, нисколько не пожалели ни о поездке на электричке до станции «Садгород», ни о том, что потратили на билеты в музей каждый по 200 рублей. Зрелище того стоит. Колёсная техника практически всего ХХ столетия собрана на большой территории этого удивительного музея. Что интересно, здесь есть даже фаэтон анархиста Нестора Махно, привезённый из Украины. По крайней мере, текст на табличке указывает на это. Есть и другие экспонаты, которые в музее в единичном экземпляре, например, шикарный автомобиль ГАЗ М-20 «Победа». Разработка этого автомобиля началась ещё в разгар Великой Отечественной войны, в 1943 году, а первые серийные экземпляры сошли с конвейера Горьковского автозавода 28 июля 1946 года. Заслугой конструкторов автомобиля во главе с Андреем Александровичем Липгартом является применение несущего кузова и независимой передней подвески в сочетании с неприхотливым бензиновым двигателем. Однако самые первые «Победы» обладали рядом заводских дефектов, из-за которых Липгарта по личному указанию Сталина отправили на завод на Урал простым инженером. Вскоре неполадки автомобиля были устранены. В свою очередь дизайнеры под руководством Вениамина Самойлова едва ли не впервые в мире обратились к идее кузова понтонной компоновки — силуэта выступающих наружу крыльев и подножек. Позднее это решение советских специалистов начали массово копировать иностранные концерны. Будучи задуманным как автомобиль массовый, «Победа» производилась не только для государственных служб, в том числе и для такси, но и одной из первых стала доступной рядовым гражданам.

Для советской промышленности ГАЗ М-20 «Победа» стала не просто совершенно новой моделью, но и одним из символов так называемой «оттепели». В силу своего статуса, эту машину в большинстве своём покупали только уважаемые специалисты, учёные и представители творческой интеллигенции. Так, экземпляр «Победы», выпущенный в 1953 году и сохранённый коллективом клуба «Техника ХХ века в Приморском крае», был приобретён директором владивостокского доблестного «Дальзавода», с которым у Приморского регионального отделения СМР хорошие партнёрские связи, и долгое время хранился в его семье.

Заметим, что у каждого экспоната музея своя «личная» история. Вот, например, путь удивительного и удачного по своей конструкции отечественного танка Т-54. Он сильно отличается от своего старшего собрата — легендарной, овеянной неувядаемой славой «тридцатьчетвёрки». Т-54 стал основой для множества серийных модификаций, в том числе и для гусеничных машин. Базовый средний танк серии в течение всего периода своего выпуска — до 1959 года — всё время модернизировался с учётом постоянно меняющихся условий сражений. Так, в 1955 году в серию вошла версия Т-54А, отличная от своих предшественников предохранительным устройством от самопроизвольного спуска в затворе пушки и механизмом повторного взвода орудия. Также модификация получила автоматизированный электропривод поворота башни с дублированным управлением и новый прицел. В распоряжении механика-водителя появился прибор ночного видения, делающий машину пригодной для маршей в тёмное время суток.

Одна из последних модификаций знаменитого танка стал Т-54Б образца 1957 года, оснащённая орудием с двухплоскостным стабилизатором «Циклон», также представлена в коллекции музея. Другие особенности этого образца — инфракрасный ночной прицел наводчика и командирский прибор ночного видения, оборудование для подводного вождения и вращающийся полик боевого отделения.

В своё время Т-54 экспонировался в общей сложности в 39 странах мира, с вооружения нашей армии танк сняли в 1994 году. На тот момент в войсках находились модернизированные на ремзаводах Минобороны до уровня Т-54М боевые машины, которые во многом отличаются от ранних образцов. Так, боекомплект пушки на поздних образцах увеличен до 43 снарядов, а вместо пулемёта системы Горюнова установлен легендарный пулемёт Калашникова.

Или вот ещё один интересный экземпляр — грузовой автомобиль ЗИЛ-164. К разработке нового поколения грузовиков на столичном автозаводе имени Сталина приступили до начала Великой Отечественной, вернулись к перспективному направлению во второй половине войны, когда Советская армия громила врага на всех фронтах. 30 октября 1947 года была выпущена первая установочная партия 4-тонных грузовиков под индексом ЗИС-150, которые вскоре и стали основной продукцией завода. Впервые в отечественном автомобилестроении в конструкции были применены 5-ступенчатая коробка передач и пневматический привод тормозов. В ходе выпуска автомобиль заметно модернизировался, и в октябре 1957 года заводской индекс модели сменили на ЗИЛ-164, а завод к тому времени переименовали в честь И.А. Лихачева — инженера и первого директора предприятия. Обновлённый грузовик получил новые элементы мотора, модернизированную подвеску и усиленную раму. В своём первоначальном виде автомобиль выпускался до 1961 года, когда четырёхтонник в очередной раз обновили и применили на нём целый ряд узлов и агрегатов от перспективной модели ЗИЛ-130. В частности, машина стала комплектоваться новыми карданами, сцеплением, коробкой передач и амортизаторами.

Несмотря на то что серия ЗИЛ-164 и ЗИЛ-164А к середине 1960-х безнадёжно устарела, дешевизна и ремонтопригодность во многом делали такие машины незаменимыми в автохозяйствах. Известно, что было выпущено 385691 грузовиков  этого семейства, и заметная доля из этого числа приходится на спецверсии. Среди таковых и сельскохозяйственный самосвал ЗИЛ-ММ3-585К с трёхсторонней разгрузкой. Такой грузовик, служивший во владивостокском горзеленхозе, представлен в коллекции музея А. Козицкого.

Увы, но чтобы в обозрение вместить хотя бы часть экспонатов, необходима многостраничная книга. Мы же рекомендуем гостям и жителям Приморья, в том числе и работникам машиностроительных предприятий, входящих в состав Приморского регионального отделения СоюзМаш России, посвятить один из выходных дней посещению Музея автомотостарины. И обязательно возьмите с собой детей. Зрелище запомнится им надолго. В этом можно не сомневаться.

Марк Сергунин

от admin