>На ССК «Звезда» встретили высоких гостей
В рамках V Восточного экономического форума президент Российской Федерации Владимир Путин и премьер-министр Индии Нарендра Моди посетили судостроительный комплекс «Звезда» (входит в состав Союза машиностроителей России), расположенный в городе Большой Камень. Мощности судоверфи позволят строить суда ледового класса, танкеры, газовозы и морскую технику любой сложности. В этом году ССК «Звезда» определена единственным исполнителем работ по строительству головного атомного ледокола «Лидер» мощностью 120 МВт.
«Это самый крупный атомный ледокол в мире. Этот ледокол сможет ломать льды толщиной до четырёх метров, – заявил Владимир Путин. – Принято решение о строительстве этих кораблей ледокольного класса для обеспечения круглогодичной проводки судов по северному маршруту».
Главный исполнительный директор НК «Роснефть» Игорь Сечин в своём докладе о реализации проекта строительства ССК «Звезда» сообщил главам двух государств: «Проект ССК «Звезда» реализует консорциум инвесторов во главе с ПАО «НК «Роснефть». В настоящее время в эксплуатацию введены основные объекты первой очереди, такие как открытый достроечный стапель, блок корпусных производств и окрасочные камеры. Опережающими темпами идет строительство второй очереди».
Делегация осмотрела ключевой производственный объект второй очереди строительства – крупнейший в России сухой док, который будет сдан в эксплуатацию на три года раньше запланированного срока – в 2020 году. Строительство основных достроечных цехов сухого дока также начнется раньше графика – в сентябре 2019 года.
Технические параметры сухого дока позволят осуществлять строительство большинства типов существующих и перспективных судов практически без ограничения тоннажа и спускового веса корпусов. Строящийся сухой док размерами 485 х 114 х 14 м – единственный док в России с такими характеристиками и одно из крупнейших в мире гидротехнических сооружений.
Как сообщили газете Приморского регионального отделения Союза машиностроителей России в пресс-службе ССК «Звезда», за время строительства дока было залито 140 тысяч кубометров бетона, забито 6 600 буровых свай. На сухом доке установлен кран-гигант «Голиаф». Его высота 120 метров, ширина – 189. Это уже второй кран такого типа, установленный на ССК «Звезда». Первый кран обеспечивает работу тяжелого открытого достроечного стапеля с 2018 года. В ближайшее время сухой док оснастят четырьмя кранами башенного типа с прямой стрелой грузоподъемностью 60 тонн, а также установят батопорт.
Владимир Путин и Нарендра Моди ознакомились с принципиально новым для России продуктом – винто-рулевой колонкой для судов ледового класса, разработанной в центре «Сапфир».
Мощность проекта по локализации проектирования и производства винто-рулевых колонок составит до 20 МВт. С этой целью созданы два совместных предприятия: Прикладной инженерный и учебный центр «Сапфир» (г. Санкт-Петербург) и завод по производству винто-рулевых колонок «Сапфир» (г. Большой Камень).
Главной задачей предприятия «Сапфир» является локализация производства винто-рулевых колонок (ВРК). Проектные мощности завода позволят удовлетворить потребность в данном оборудовании для судов различного класса, в том числе газовозов высокого ледового класса. ВРК является основным элементом систем электродвижения судов. Завод ВРК будет выпускать винто-рулевые колонки высокого ледового класса мощностью от 7,5 МВт до 20 МВт.
Глава «Роснефти» доложил о производственной программе верфи и текущем портфеле заказов: «Портфель заказов ССК «Звезда» постоянно увеличивается и в настоящее время составляет 39 судов, а с учетом опционов – 59. «Роснефть» разместила заказы на 28 судов. Сейчас в производстве 9 судов, в том числе суда снабжения и танкеры класса «Афрамакс», работающие на газомоторном топливе и отвечающие самым последним экологическим стандартам. Сейчас идет подготовка к строительству судов-газовозов вместимостью 172 тысячи кубометров газа высокого ледового класса для работы в Российской арктической зоне. В числе потенциальных заказов: серия газовозов для проекта «Арктик СПГ‑2», среднетоннажные танкеры класса MR на газомоторном топливе и самый мощный в мире атомный ледокол «Лидер».
В ходе визита Игорь Сечин доложил президенту Российской Федерации Владимиру Путину о готовности компании приступить к реализации проекта по строительству Дальневосточного завода по сжижению природного газа.
Мощность завода составит 6 миллионов 200 тысяч тонн СПГ в год. Ресурсной базой завода являются месторождения проекта «Сахалин‑1» и собственные запасы газа «Роснефти» на шельфе Сахалина в общем объеме свыше 350 миллиардов кубометров.
По расчетам «Роснефти», поступления в бюджет в течение срока реализации проекта превысят 5 триллионов рублей, будет создано 5 тысяч рабочих мест, в период эксплуатации – 700 постоянных рабочих мест. Новый завод укрепит позиции России на мировом газовом рынке.
СПРАВКА «ПП»
Судостроительный комплекс «Звезда» создается на базе Дальневосточного центра судостроения и судоремонта Консорциумом АО «Роснефтегаз», ПАО «НК «Роснефть» и АО «Газпромбанк». Пилотную загрузку комплексу обеспечивает компания «Роснефть», которая заключила с ДЦСС эксклюзивное соглашение о размещении всех заказов на строительство новой морской техники и судов на его мощностях.
В продуктовую линейку «Звезды» войдут суда водоизмещением до 350 тысяч тонн, элементы морских платформ, суда ледового класса, коммерческие суда для транспортировки грузов, специальные суда и другие виды морской техники любой сложности, характеристик и назначений, в том числе техника, которая ранее в России не выпускалась в связи с отсутствием необходимых спусковых и гидротехнических сооружений. К моменту завершения проекта мощность верфи по металлопереработке составит более 330 тысяч тонн в год.
Производственная программа судостроительного комплекса «Звезда» разработана до 2035 года исходя из потребностей основных заказчиков и возможностей верфи. Портфель заказов насчитывает 178 единиц судов и морской техники различных типов.
На сегодняшний день в портфеле заказов ССК «Звезда» 39 судов, а с учетом опционов –59 судов.
Якорный заказ НК «Роснефть» включает 28 судов:
• 12 танкеров класса «Афрамакс»;
• 10 танкеров-челноков ледового класса;
• арктический танкер-челнок ледового класса Arc7 дедвейтом 69 тысяч тонн;
• буровое судно;
• 4 многофункциональных судна снабжения усиленного ледового класса.