>«Есть улицы центральные…»
Новогодние и рождественские каникулы, которые для россиян стали привычными, не миновали и приморцев.
Вступив в новый 2020 год, жители нашего края стали ещё ближе к главному событию наступившего года – 160-летию города Владивостока. Он по глобальным меркам довольно молод, но в то же время успел повидать на своём веку немало. Это город, повидавший первых переселенцев, возводивших первые улицы и дома, переживший и тревожные годы Русско-японской войны, и бурные революционные годы, и интервенцию гражданской междоусобицы, и победное вступление войск НРА, и тот период строительства, когда возводились заводы оборонно-промышленного комплекса, которые работают до сих пор и входят в состав Приморского регионального отделения Союза машиностроителей России, и многое-многое другое, что вписано золотыми буквами в славную историческую канву города у моря – славного Владивостока. Город расположен примерно на 43° с. ш. и 132° в. д. и занимает юг полуострова, имеет ограничения с востока, запада и юга морским берегом, а с севера – долиной реки Лянчихэ (Богатой). Территориально он делится на несколько районов. Помимо полуострова городскими районами считаются острова архипелага Императрицы Евгении: Русский, Попова, Рейнеке, Рикорда, группа мелких необитаемых островов и полуостров Песчаный на западном берегу Амурского залива. Климат в этих местах достаточно мягкий, с легко предсказуемой погодой в зависимости от сезона: тёплая весна, дождливое лето, сухая солнечная осень, ветреная малоснежная зима. Амурский залив, мелководный и узкий, зимой покрывается льдом, Уссурийский же залив, широкий и глубокий, не замерзает.
Если говорить о первых обитателях, которые селились на берегах залива Петра Великого, то это произошло очень давно. Учёные предполагают, что ранние следы человека датируются здесь примерно третьим тысячелетием до нашей эры и относятся к временам новокаменного века. Впрочем, считается, что в первом тысячелетии до нашей эры на полуострове Песчаном, на перешейке полуострова Басаргина, а также на крупных островах архипелага жили люди «янковской» культуры, как называют тот период исследователи. Они оставили после себя следы многочисленных стоянок, несметное количество ракушек, устричные изделия, каменные орудия, отполированные практически до зеркального блеска.
В более поздние времена (8–13 века) земли близ залива входили в состав тунгусских государств – Бохайского царства и Золотой империи чжурчжэней. Однако летописных упоминаний о жизни в этих местах немного, находок артефактов, относящихся к той поре, крайне мало. После натиска монголов и падения чжурчжэньского государства земли Приморья обезлюдели почти на 600 лет. Правда, периодами сюда перебирались беглецы из охваченного различными смутами Китая, причаливали к берегу японские пираты, были смельчаки, кто промышлял панты и женьшень. Заметим, что карты местности составлялись по рассказам путешественников, затем их свидетельства сопоставлялись, и таким образом на бумаге фиксировалась географическая действительность. В годы Крымской войны 1854–1855 годов англо-французская эскадра преследовала в этих водах русский крейсер «Аврора». Несмотря на то что крейсер так и не удалось поймать, были обследованы берега залива и наложены на карту.
После основания поста Владивосток в 1860 году полуостров Муравьёва-Амурского и местные земли начали активно заселяться. Владивосток с самого начала занял статусное положение в здешних местах и остаётся таковым до сих пор. Спустя время город превратился в первоклассный порт и коммерческий центр, был застроен каменными домами и отгорожен от недругов несколькими поясами крепостных укреплений. На островах и противолежащих берегах залива появились рыбалки, промысловые посёлки, оленепитомники и многочисленные заимки. Там добывали уголь, дары моря, в ряде мест мыли золото. Время шло, одни посёлки исчезали, другие возводились, разрастался город. Недаром Покровский парк, где хоронили горожан, считался когда-то городской окраиной, а сегодня – это центр Владивостока.