>Ракетные войска стратегического назначения
Каждый год российские ракетчики отмечают свой профессиональный праздник 17 декабря. Несмотря на мирное положение в стране, наши военные стоят на страже рубежей Родины и делают это умело и грамотно.
Сегодня в распоряжении ракетных войск находятся различные боевые комплексы, исследовательские институты, специализированные заводы, полигоны, учебные заведения, благодаря которым поддерживается развитие и усовершенствование в этой важнейшей области Вооружённых сил России.
60 лет назад, 17 декабря 1959 года, Правительством СССР было принято решение о создании новых ракетных войск, которые бы занимались стратегическим обеспечением и были бы тесно связаны с космической отраслью. В 2006 году согласно решению Президента Российской Федерации был образован новый праздник – День ракетных войск стратегического назначения (РВСН).
Стоит сказать, что в советские времена ракетные войска страны представляли собой грозную силу и являлись фактором сдерживания гонки вооружений, развязанной Соединёнными Штатами Америки. Сегодня ракетные войска выполняют те же функции и так же надёжно стоят на страже российских рубежей. Впрочем, традиции прошлого наши ракетчики не только не забыли, они их преумножили многократно. А главная заповедь: оборона и только потом атака – усвоена ракетчиками на отлично. Атака – не наша прерогатива, мы первыми не нападаем, мы защищаемся. И так было всегда.
Если вернуться в прошлое, то можно назвать ситуации, когда противоположная сторона не просто угрожала миру ядерной войной, а была близка к выполнению этой бесчеловечной задачи. Приведём лишь несколько примеров прошлого, чего, впрочем, не стоит повторять в настоящем.
В 2006 году в здании ООН в Нью-Йорке принимали особого гостя из России. Им был подполковник Советской армии в отставке Станислав Петров. Его пригласили в ООН для вручения награды международной общественной организации «Ассоциация граждан мира». Хрустальную статуэтку подполковнику Петрову, оперативному дежурному командного пункта противоздушной обороны (ПВО), вручили за то, что в 1983 году он, получив сигнал о запуске в сторону СССР с территории США баллистических ракет, оценил его как ложный и тем самым предотвратил ответный удар. Однако и за океаном, как стало известно, был человек, от которого зависело, быть ядерному хаосу на планете или не быть? Этот гамлетовский вопрос поставила жизнь перед офицером Ульямом Бассетом в 1962 году, когда он служил на японском острове Окинава, где располагалась американская военная база. Частично рассекретили после смерти в 2011 году американского офицера Джона Бордна, тоже служившего на военной базе Окинавы. Остров был напичкан баллистическими ракетами различных параметров. Пентагон сделал Окинаву цитаделью как для Военно-морского флота США, так и для размещения там пусковых установок крылатых ракет, нацеленных на объекты Советского Приморья и наших союзников – КНР, КНДР и Вьетнама. На острове находились 32 ракеты класса Масе В, имевшие термоядерные боеголовки, мощность каждой из которых значительно превышала мощность заряда атомной бомбы, сброшенной на Хиросиму. Дальность стрельбы достигала 2,3 тысячи километров. Пусковые установки управлялись из нескольких командных пунктов, на одном из которых служили офицеры ВВС США Уильям Бассет и Джон Бордн. Служба проходила в режиме повышенной боеготовности, но до 28 октября 1962 года никаких нештатных ситуаций не возникало.
В то утро после смены дежурных операторов, как обычно, пришла радиосводка о метеорологической обстановке. Следом дежурный по штабу зачитал зашифрованное сообщение, состоявшее из двух частей. По инструкции после получения сообщения командиру расчёта предписывалось вскрыть специальный контейнер и распечатать хранившийся в нём конверт с третьей частью. Офицер вскрыл конверт, и у командира расчёта Бассета не осталось сомнений: получен приказ о нанесении ракетного удара по введённым в прибор управления стрельбой целям на территории советского Дальнего Востока…