>Приморское РО Союза машиностроителей России организовало профориентационное мероприятие в ДВФУ
Учащиеся Инженерного класса, достойно окончив учебный год, в качестве итогового мероприятия получили возможность посетить лабораторию Инженерной школы ДВФУ на острове Русский, для того чтобы на практике сделать сравнительный анализ материалов, используемых в ПАО ААК «ПРОГРЕСС» (входит в состав ОООР «СоюзМаш России»).
В составе делегации, помимо школьников, были представители учебно-методического центра Арсеньевского городского округа, мастер участка механического цеха программной обработки деталей «Прогресса» Денис Курочкин и помощник руководителя аппарата Приморского регионального отделения Союза машиностроителей России, ведущий специалист службы управления персоналом Ирина Клочкова. Организатором мероприятия выступило Приморское РО СоюзМаш России.
Заведующий лабораторией кафедры Механики и математического моделирования ДВФУ Александр Ратников на разрывной машине «Shimadzu» (Япония), предназначенной для испытания материалов на растяжение с максимальной нагрузкой в 5 т и 500 кг, продемонстрировал методику и порядок испытания образцов из материалов авиационного назначения, при этом были определены отдельные механические свойства материалов. Первый образец, подвергшийся испытаниям, выполнен из ПКМ. О полимерно-композиционных материалах и их свойствах ребятам рассказал Денис Курочкин.
«Если брать два материала – наполнитель и смолу, то по отдельности они недостаточно надежны по своим механическим свойствам, а соединив их, мы получаем композицию, удовлетворяющую по запросам на механические свойства изделия (на растяжение, изгиб, кручение). Использование такого материала делает изделие в разы легче, что и является главной причиной того, что данные материалы практически незаменимы. Основными его свойствами являются удельная жёсткость, удельная прочность, небольшая плотность, устойчивость к разного рода химическим воздействиям, электроизоляционность и другие. Стоит также отметить, что ПКМ имеют ряд преимуществ, в отличие от других материалов, которые заключаются в технологичности, относительно низкой стоимости, простоте изготовления, а также низкой плотности», – добавил он.
Далее на лабораторных установках были проведены испытания стандартного образца на растяжение, а потом и на изгиб. Александр Ратников показал ребятам, как при помощи компьютерной программы можно рассчитать модуль упругости данного образца, прошедшего испытания.
Следующие образцы для проведения испытания были выбраны из металлического сплава с различной термообработкой, их проверили на изгиб. Ребята внимательно наблюдали за растущими показателями нагрузки на экране монитора и фиксировали момент разрушения образца, по которому можно рассчитать предел прочности образца на изгиб. Школьники фиксировали в своем инженерном уме все цифры при испытании образцов, достигшие пикового состояния. Далее Денис Курочкин провел мастер-класс по закалке и обработке металла и его свойствам.
Следующим образцом для испытания стали сотоблоки. Небольшой образец также претерпел всевозможные испытания и подтвердил свои механические свойства. Денис рассказал о применении сотоблоков на авиапредприятии, их роли в производстве лопастей и их механических свойствах. Ребятам было интересно все – они трогали каждый образец, наблюдали за процессом и очень внимательно слушали лекцию. Когда дело дошло до испытания панели из ПКМ, заполненной сотоблоками, ребята стали проявлять свои знания, только что полученные, и предсказывать результат испытаний.
«Во время лабораторных опытов мы сравнили свойства материала, который использовался в авиастроении раньше в виде разных металлических сплавов, и тот, что применяется сейчас в виде ПКМ. Мы увидели, что композитные материалы легче, по прочности не уступают металлу, и пришли к выводу, что современные материалы лучше, надежней и практичней», – добавили в заключение десятиклассники Вячеслав Колобенко и Александр Баландин.