>От гигантских танкеров и газовозов — до буровых платформ
Право перевозить нефть и газ по Северному морскому пути должны иметь только суда под российским флагом. Такое предложение сформулировал Владимир Путин. Это лишь одна из мер, которые помогут загрузить заказами отечественные судоверфи, в первую очередь — комплекс «Звезда» в Приморье. Чем ещё государство может помочь судостроителям, решали в Кремле участники специального совещания.
Судостроительная «Звезда» — первая в России верфь крупнотоннажного судостроения, где будут спускать на воду суда от гигантских танкеров и газовозов до буровых платформ; она должна стать еще и одной из крупнейших в мире.
Но мало построить завод. Главное — обеспечить его стабильным заказом.»Знаю, что утвержден перспективный план загрузки «Звезды» до 2035 года. Мы и на предприятии об этом говорили, когда я был там последний раз. И этот план, конечно, должен четко выполняться, причем не только «Роснефтью», но и другими заказчиками. Да, занимается этим «Роснефть», но она занимается по моему поручению. Это не задача только «Роснефти», это задача всей промышленности российской судостроительной отрасли. Это вообще общегосударственная задача — развитие производственных мощностей и создание современных рабочих мест на Дальнем Востоке. Поэтому я прошу вас не воспринимать это как ведомственную или узкоотраслевую задачу. Это наша с вами общая ответственность», — отметил Владимир Путин.
Судостроительный завод в Большом Камне был и в советское время. Сегодня здесь функционирует АО «ДВЗ «Звезда», лидирующее предприятие Приморского регионального отделения Союза машиностроителей России. В настоящее время на деньги нефтяников обеспечивается пилотная загрузка специально под шельфовые проекты.
В сентябре 2017 года в присутствии Президента здесь заложили сразу четыре судна снабжения ледового класса: «Екатерина Великая», «Святая Мария», «Владимир Мономах» и «Александр Невский», которые спустят на воду в 2019 году. Весь же портфель заказов от «Роснефти» — это 24 судна, в том числе пять танкеров типа «Афрамакс» — экологичных, на газовом топливе. Еще 15 СПГ-танкеров арктического класса заказывает «Новатэк». Но для того чтобы через 17 лет вывести «Звезду» в плюс, нужно строить в разы больше.
«План загрузки верфей до 2035 года должен в окончательном виде составлять 178 судов различных типов. «Роснефть» со своей стороны в полном объеме выполнит поручение о загрузке за счет своих проектов, это порядка 56 судов, около 32 судов будет заказано «Газпромом», а значит, будут подготовлены до конца года. Подписаны основные условия заказов с «Новотэком» и другими потребителями», — проинформировал общественность Игорь Сечин, главный исполнительный директор ПАО «НК «Роснефть».
«Хочу напомнить о взаимной ответственности судостроителей и заказчиков. Заказчики должны быть уверены в четком исполнении контракта, знать, что получат продукцию надлежащего качества по экономически обоснованной цене и в установленные сроки. На этот счет собственники верфи должны давать внятные финансовые гарантии», — предостерег Президент России.
Известно, что к мощностям «Звезды» уже присматриваются в Южной Корее и в Китае. Судостроительный комплекс на полную мощность должен заработать в 2024 году.
Президент не раз давал понять: строительство крупнейшей в России судоверфи на Дальнем Востоке он держит на личном контроле. Но совещание в Кремле должно придать новый импульс развитию всего российского судостроения.
Сейчас заказами загружены верфи и Калининграда, и Мурманска, и Петербурга. «Балтийский завод» недавно спустил на воду крупнейший в мире атомный ледокол «Сибирь». В планах — еще три таких же. А корабелы уже разрабатывают конструкторскую документацию для ледокола, что станет вдвое мощнее «Сибири».
«Лидер»– настоящий арктический внедорожник. Причем собрать его вполне по силам и новой «Звезде», где уже начали оформление документов для получения лицензии на атомное судостроение. Тем более что в планах России сделать Северный морской путь всесезонной глобальной транспортной артерией. Судам, что идут по нему под российским флагом, Путин пообещал предоставить исключительное право на перевозку и хранение углеводородов, чтобы укрепить позиции российских судоходных компаний.