>ВПК Приморского края – поиск путей взаимодействия и кооперации
Круглый стол Приморского регионального отделения Союза машиностроителей России состоялся на одном из ведущих оборонных предприятий края.
На нём была поднята тема "Дальневосточный центр судостроения и судоремонта и ДВЗ "Звезда": вчера, сегодня, завтра. ВПК Приморского края – поиск путей взаимодействия и кооперации".
На мероприятие собрались представители администрации, Законодательного собрания и Общественной палаты Приморского края, партии "Единая Россия" и государственной корпорации "Ростех", специалисты высшего звена Дальневосточного центра судостроения и судоремонта и Дальневосточного завода "Звезда", оборонных заводов: ААК "Прогресс им. Н.И. Сазыкина", "Дальприбор", Владивостокского предприятия "Эра", Центра судоремонта "Дальзавод", ВОП "Гранит", "Аскольд", "Автоматика", "Варяг", "Восточная верфь", "Изумруд", "322 авиаремонтный завод", — ДВ РУМЦ и Дальневосточного центра производительности. С целью принять участие в Круглом столе и установить ещё более прочные деловые отношения с другими его участниками – предприятиями ОПК — в Большой Камень прибыла внушительная делегация дирекции Инженерной школы ДВФУ в составе кафедр судовой энергетики и автоматики; сварочного производства; технологий промышленного производства; кораблестроения и океанотехники.
Совещанию предшествовала экскурсия по производственным цехам и площадкам завода "Звезда". Большое впечатление на гостей произвел масштаб идущего на заводе строительства, современное оборудование, технологии и производственные линии. У всех остались яркие впечатления от увиденного. Председатель регионального отделения "Союзмаша", генеральный директор ААК "Прогресс" Ю.П. Денисенко обратил внимание коллег на то, что это проект не столько регионального, сколько федерального уровня.
Генеральный директор ААК "Прогресс им. Н.И. Сазыкина" Юрий Денисенко: Один из главных вопросов и предмет обсуждения этого совещания — это производственный персонал, который должен решать стоящие перед нами в текущий период большие задачи. К ним относится адаптивное производство, берущее во внимание конъюктуру рынка; внедрение лин-технологий бережливого производства, которые должны вывести наши промышленные площадки на новый уровень, с точки зрения организации производительности труда. Сюда же можно отнести и широкий спектр инфраструктурных преобразований, которые помогут нам привлечь и рабочую силу, и решить вопросы эффективности нашего производства.
А задачи нашей общественной организации – Союза машиностроителей России — развивать такие технологии, начиная от пропаганды машиностроения в регионе, и продолжая рассмотрением организационных вопросов, которые мы можем решить. И поэтому совещание собрало, практически, всех руководителей, которые входят в Союз машиностроителей. Присутствует на нём и Александр Иванович Костенко – председатель комитета по экономической политике и собственности Законодательного собрания Приморского края и руководитель департамента транспорта и промышленности Сергей Револьтович Ковалёв.
Задачи перед промышленниками стоят очень большие. Наша промышленность – это в основном оборонно-промышленный комплекс, и мы все понимаем, что впереди нас ждёт спад заказов по линии министерства обороны. Нам надо готовиться к тому, чтобы встретить все эти изменения конъюктуры заказов и быть гибкими, и готовыми к дальнейшей работе после 2020-го года.
Задачи всех директоров и промышленности в целом — организовывать адаптивные производства, которые имеют высокий уровень производительности труда. Уже сегодня мы должны решать вопросы, а как мы адаптируем свои производственные площадки к тому, что нас ждёт впереди. Как мы войдём в новый рынок и будем выглядеть уже в структуре новых заказов – это, я считаю, у нас сейчас самый больной вопрос.
Генеральный директор ДЦСС Юрий Анатольевич Фильчёнок поблагодарил всех собравшихся на Круглый стол. В своём докладе он подробно рассказал о масштабах предстоящего развития и потенциале предприятия ДВЗ "Звезда", а также о возможностях кооперации с этим предприятием. А сотрудничество с заводом должно быть интересно многим руководителям ОПК Приморья, поскольку здесь будут освоены большие в масштабах государства финансовые ресурсы.
Генеральный директор ДЦСС Ю. А. Фильчёнок: На самом деле мы давно ждали, что Союз машиностроителей в таком вот представительном составе пребудет к нам на "Звезду". И я думаю, что это не последнее ваше посещение. И цель нашей встречи — наметить возможные направления взаимодействия в составе того судостроительного кластера, который создаётся сегодня на базе ТСР "Большой камень". Наш судостроительный комплекс "Звезда" строится на основании федеральных решений, которые были определены поручениями президента РФ Владимира Владимировича Путина – указом президента РФ от 21 июля 2014 года, различными распоряжениями правительства в лице Д.А. Медведева и Д.О. Рогозина и Ю.П. Трутнева.
Юрий Анатольевич рассказал, что непрерывно проводятся совещания по руководству стройки на "Звезде" и по решению проблем, которые в ходе неё возникают. И без такой правительственной поддержки грандиозный судостроительный проект бы не состоялся.
Спрос на сегодняшний день составляет более 600 новых морских судов, включая большое количество морских платформ. Многие суда – чрезвычайно сложные в строительстве – это атомные и линейные ледоколы, дизельэлектроходы для Росморпорта, большое количество добывающих судов и транспортные суда. Из этого количества было выбрано 25 процентов номенклатуры по тоннажному судостроению. Они и легли в основу проекта верфи, и на заводе теперь идёт движение не только в плане строительства цехов завода, а и подписаны уже первые судостроительные контракты. Ситуация такова, что если эти суда не будут строиться здесь, транспортники будут вынуждены заказывать их за границей, и из страны по-прежнему в большом количестве будет уходить валюта.
Создаётся крупнейшей в России завод, и это только первый шаг по формированию в Приморье судостроительного кластера.
Стоимость программы, которая была представлена вниманию участников Круглого стола – более триллиона рублей. Это и есть те реальные деньги, которые уходили до сегодняшнего дня за рубеж.
Юрий Анатольевич назвал тему судоснабжения – одной из самых перспективных для обсуждения. Он нацелил всех директоров нашей военной промышленности прорабатывать спецификации по типовой номенклатуре судов, которые будут строиться на верфи в Большом Камне, чтобы увидеть для себя, что можно взять в работу на своё предприятие, поскольку серия судов, за которую берётся завод, будет продолжаться и дальше. Это востребованный тип судов, и первые корабли этого типа "Витус Беринг", "Феско Сахалин", "Алексей Чириков", построенные на верфях в районе Санкт-Петербурга на Дальневосточный бассейн уже поступают. 16 мая в Приморье поступит судно из этой серии "Геннадий Невельской". И есть надежда, что теперь такие суда уже будут строиться у нас в крае.
Генеральный директор ДЦСС Ю. А. Фильчёнок : Железо железом, а всю саму серьёзную работу выполняют люди, и самая большая проблема, с которой мы столкнулись ещё в прошлом году – это наращивание численности производственных рабочих для того, чтобы все основные фонды, как говорится, "задышали". Планы амбициозные, и к концу года нам надо выйти на 1700 работающих на судостроительном комплексе "Звезда". В дальнейшем численность будет ещё наращиваться до 3 тысяч человек, и к 2023 году к запуску сухого дока и цехов его обеспечения надо будет иметь 7.5 тысяч работающих в самом комплексе. С учётом состава семей работников в Большом Камне надо будет разместить, примерно, 18 тысяч человек. И это только то, что касается сборки корабля – изготовление корпуса, надстройки; насыщение и установка оборудования, которое будет поступать на верфь извне. Но судно – это громадное количество оборудования, поэтому речь идёт не только о создании судостроительного завода, а о кластере, который будет обеспечивать строительство и изготовление оборудования для насыщения корпусов. Уже сегодня нами созданы 4 предприятия, которые являются резидентами ТСР.
2018 год – будет годом столетия инженерного образования на Дальнем Востоке и уже сегодня в дальневосточном федеральном университете началась работа по организации и проведению мероприятий, приуроченных к этому большому событию. Был поднят вопрос о том, чтобы Инженерная школа ДВФУ, по аналогии с Восточным институтом — Школой региональных и международных исследований, получила двойное название как ДВПИ им. Куйбышева — Инженерная школа ДВФУ. Ведь речь идёт о преемственности и о сложившихся традициях, об именах инженеров с большой буквы, чей вклад в развитие технической мысли сегодня хотят широко пропагандировать через именные стипендии, персональные кафедры, названия конференций, музейные экспозиции и так далее. Директор Инженерной школы Александр Тевьевич Беккер во время Круглого стола внёс это предложение для его широкого обсуждения. Он также подробно представил в своём докладе основные кафедры, взаимодействие которых со "Звездой" и другими предприятиями очень важно для всех сторон.
Подробно о таком "Расширении взаимодействия научной и промышленной базы Инженерной школы ДВФУ с предприятиями ОПК Приморского края" говорилось в докладе заведующего кафедрой Технологии промышленного производства Константина Змеу. Константин Витальевич уже имеет опыт успешного сотрудничества с использованием государственного финансирования на "Прогрессе", работает с другими заводами и готов использовать аутсорсинг, гарантируя при этом, что руководители заводов получат не только выполненный на базе его кафедры заказ, но и хорошо подготовленных и высоко технологичных специалистов. В этом заключается решение одной из больших проблем, о которой говорили на совещании директора предприятий.
Другой вопрос, который волнует всех, без исключения, директоров – это повышение эффективности производства. Директор АНОО ДПО Дальневосточного центра производительности Ольга Баркова уже более 20 лет помогает предприятиям региона и отдельным предпринимателем стать успешнее и в разы производительнее. Тема её выступления на совещании называлась "Организация и внедрение программы "Бережливое производство" на промышленных предприятиях Приморского края". И такие заводы, как арсеньевский "Прогресс", уже на собственном опыте убедились в необходимости такого обучепния и в том, что она потребует изменения всей внутренней системы качества, а также изменения психологии людей, их отношения к делу и командной работе на результат. Процесс этот не такой простой, но без него невозможно добиться успеха. По словам Юрия Денисенко и заводу "Звезда" начинать внедрение лин-технологий стоило ещё на этапе проектирования судостроения.
Круглый стол стал информативным для его участников и в неожиданном для них ракурсе: они узнали много интересного об Орденах Российской империи и увидели их воочию. Первый заместитель председателя Приморского регионального отделения СоюзМаш России Михаил Владимирович Колтович продемонстрировал всем уникальную коллекцию, которую он изготовил собственными руками. С высших российских наград и предложения подумать об учреждении высокой награды и для лучших машиностроителей началась работа этого выездного совещания.
Окончился Круглый стол принятием проекта решений, среди которых и проведение подобных выездных мероприятий уже по тематике, связанной с приборостроением, радиоэлектронными системами, авиастроением и авиаремонтом. Департаменту промышленности Приморского края совместно с предприятиями ВПК было предложено приступить к разработке плана поддержки перехода предприятий на выпуск гражданской продукции и продукции двойного назначения. В проект решений внесено предложение о создании Фонда развития промышленности Приморского края и о начале подготовки к выпуску книги "Директорский корпус оборонки Приморья новой России".
Решено было поддержать и инициативу Дальневосточного центра производительности и наметить проведение конференций по этому вопросу и обучение руководителей и специалистов предприятий.
В целях поддержки государственной молодёжной политики в области технического образования и подготовки квалифицированных рабочих и инженерно-технических кадров руководителям промышленных предприятий Приморского края было рекомендовано принять участие в праздновании "100-летия инженерного образования на Дальнем Востоке". А это подразумевает активное участие заводов во всех общественно-значимых мероприятиях , направленных на популяризацию промышленной отрасли, которые будут длиться в течение целого календарного года. 2017 год – также юбилейный для машиностроителей, поскольку исполняется 10 лет Союзу машиностроителей России.
В резолюции было намечено уделить особое внимание разработке совместных проектов по объединению промышленного и научно-производственного потенциала в лице специалистов Инженерной школы ДВФУ. На ряде специальных засединй рассмотреть вопросы, связанные с формированием современной системы обучения и восстановления преемственности профессиональных кадров промышленного комплекса. Приморскому РО СоюзМаш России совместно с руководителями предприятий рекомендовано провести работу по обследованию предприятий ВПК края для выявления проблем, к решению которых целесообразно привлечь научные ресурсы ДВФУ и ДВО РАН. Принять ряд других мер с целью развития проектного обучения и выпуска инженерно-технических специалистов, адаптированных к реальным производственным задачам.