>Российские машиностроители: контрафактная продукция наносит серьезный урон отечественным производителям техники
В Совете Федерации состоялось совещание на тему "Контрафактная продукция в сфере коммунальной, строительно-дорожной и сельскохозяйственной техники: меры по защите отечественных производителей", организованное Комитетом по тракторному, сельскохозяйственному, лесозаготовительному, коммунальному и дорожно-строительному машиностроению при Бюро ЦС Союза машиностроителей.
На заседании под председательством члена комитета Совета Федерации по конституционному законодательству и госстроительству Олега Цепкина рассматривались вопросы борьбы с производителями контрафактной техники и комплектующих, проблемы недобросовестной конкуренции в процессе торгов, риски, возникающие при эксплуатации контрафактной продукции. В обсуждении приняли участие представители машиностроительной отрасли, а также государственных органов власти.
Предваряя разговор по главной теме, сенатор Олег Цепкин отметил, что проблема контрафактной техники сегодня чрезвычайно актуальна, так как обусловлена "фактором цены, который в России является превалирующим при проведении государственных или частных закупок. Поставщики дешевого контрафакта побеждают на торгах. Контрафактная техника ломается, приводит к необратимым последствиям, связанным с авариями, простоями, с финансовыми потерями, а зачастую и с человеческими трагедиями, что, конечно, влияет на объемы производства и имидж добросовестных отечественных производителей техники".
С сообщением о состоянии дел в области повышения качества услуг по техническому обслуживанию и ремонту коммунальной техники выступил Александр Халецкий, член Комитета по тракторному, сельскохозяйственному, лесозаготовительному, коммунальному и дорожно-строительному машиностроению при Бюро ЦС Союза машиностроителей России, генеральный директор ЗАО "Коминвест-АКМТ". Он отметил, что анализ результатов проводимых закупок показал, что не все победители могут осуществлять квалифицированное техническое обслуживание и ремонт. Так, в рамках требований Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" не учитывается статус участника, наличие у сертификата дилера или субдилера. Кроме того, не рассматривается квалификация персонала и прохождение обучения у производителя, а также наличие специального инструмента и диагностического оборудования, в соответствии с требованиями производителя. Не оговаривается законом и требование применять только оригинальные запасные части и расходные материалы.
В свою очередь Андрей Печеркин, директор по стратегическому маркетингу и взаимодействию с госструктурами компании "ЧТЗ-Уралтрак", рассказал о "сером" рынке производства бульдозеров в России. Сейчас в Российской Федерации существует ряд организаций, которые из бывших в употреблении деталей собирают гусеничные машины низкого качества, в том числе под брендом "ЧТЗ" и реализуют их потребителям. "Серые" производители уже занимают около 20% российского рынка бульдозеров класса 10. В 2015 году в связи с резким ростом курсов валют и удорожанием китайской техники "пиратские" производители активизировались. Основной причиной выбора потребителем "серой" продукции является цена, которая значительно ниже, чем у других производителей на рынке.
В числе мер по противодействию производителям контрафакта представитель "ЧТЗ-Уралтрак" предложил Федеральном агентству по техническому регулированию и метрологии совместно с Министерством внутренних дел Российской Федерации провести внеплановый государственный контроль требований Технического регламента ТР ТС 010/2011 "О безопасности машин и оборудования" в ряде организаций, занимающихся восстановлением техники и реализацией её под видом новой. При этом необходимо запрашивать у производителей техники комплекты документов, подтверждающих приобретение ими у изготовителей новых основных узлов, которые используются при сборке всей техники (рама трактора, корпус бортовых фрикционов, рама тележек, двигатель, трансмиссия).
В своем докладе Виктор Четвериков, заместитель председателя Комитета по тракторному, сельскохозяйственному, лесозаготовительному, коммунальному и дорожно-строительному машиностроению при Бюро ЦС Союза машиностроителей России, сообщил, что в машиностроении оборот фальсифицированной продукции особенно широк в группе повышенного спроса и широкого применения, которую трудно контролировать: это материалы, комплектующие и запасные части. Например, в автомобилестроении он может достигать 50%, в других областях машиностроения, например, по тяжелым бульдозерам марки "ЧЕТРА" – до 22% рынка. Причина – слабая законодательная база, отсутствие действенных рычагов контроля рынка.
В настоящий момент борьба с незаконным оборотом промышленной продукции ограничена двумя инструментами: товарный знак и патент. Поэтому необходимо расширение законодательной базы, в том числе за счет:
– внесения в Гражданский кодекс РФ следующих понятий: "оригинальная продукция", "воспроизводимая продукция", "фальсифицированная продукция";
– в административном и уголовном законодательстве необходимо четко прописать, что значит "мошеннические действия со стороны незаконного производителя", "халатные действия со стороны недобросовестного потребителя", а также ответственность правонарушителей.
По итогам заседания принято решение инициировать внесение в Гражданский кодекс РФ таких понятий, как "оригинальная продукция", "воспроизводимая продукция", "фальсифицированная продукция". Единодушно поддержана инициатива по ограничению оборота контрафакта в области комплектующих и запасных частей путем создания специальных методов защиты (дополнение составляющих элементов сертифицированной техники) через обозначения и номенклатурные номера (буквенно-цифровую кодировку). Другой действенной мерой, по мнению машиностроителей и представителей органов госвласти, является создание в Ростехнадзоре единой базы учета каждой единицы техники на протяжении всего ее жизненного цикла. Большое значение будет иметь и создание под эгидой Минпромторга РФ специального интернет-ресурса "Портал "Осторожно: контрафакт".