>Военно-технический форум «Армия-2016»
Международный военно-технический форум Восточного военного округа «Армия-2016» открылся во Владивостоке одновременно с другими городами в разных регионах России, на котором были представлены состоящие на вооружении машины и технические средства, а также перспективные разработки. На четырех площадках в столице Приморья жители и гости города смогли увидеть образцы техники, разработанные научными объединениями. Удивили гостей форума недавно прибывшие на Дальний Восток «Искандеры».
33-й военный причал, Дом офицеров флота, военный аэродром села Угловое и кампус ДВФУ стали площадками форума. В течение недели все желающие могли посмотреть новейшие и перспективные образцы военного оснащения, подняться на корабли, приобрести армейскую косметику и футболку с «самым вежливым человеком», поинтересоваться тактико-техническими характеристиками вооружения.
На 33-м причале состоялся динамичный показ вооружения сухопутных войск и береговых сил ВМФ, а также действий подразделений специального назначения по освобождению захваченного судна и оказанию помощи судну, терпящему бедствие.
Одним из новейших образцов, вставших на вооружение ВВО, которые представила «Армия-2016», стали ракетные комплексы «Искандер-М». Это высокоточное оружие нового поколения, в котором процесс выработки данных для нанесения удара максимально автоматизирован, связан со спутниковой группировкой и занимает минимум времени. В настоящее время комплекс может применять три вида аэробаллистических ракет и один тип крылатой ракеты Р-500.
Рядом с исполином «Искандер-М» был развёрнут автоматизированный комплекс радиопомех КВ-линиям радиосвязи «Мурманск-БН». Если включить эту установку, то радиосигналы будут подавляться в радиусе 5 тысяч км (половина Азии!).
Наряду с различными рациями и передатчиками здесь можно было увидеть и вполне обычный (хоть и раскрашенный в армейские цвета) телефонный коммутатор. Зачем в цифровом веке нужны проводные телефонные коммутаторы?
— Дело в том, что крупный источник радиосигнала создает излучение, на источник которого может быть наведен снаряд противника. Отдельные группы могут использовать радиосвязь, потому что они постоянно передвигаются, но для полевого штаба предпочтительно использовать проводную связь, чтобы соблюдать радиомаскировку, — рассказал офицер, дежуривший у этого экспоната.
Неподалёку на этой же площадке представлялись настоящие военные беспилотники-разведчики-ретрансляторы, костюмы саперов и водолазов, пулеметы и подводные аппараты.
В Доме офицеров флота все желающие познакомились с экспозицией инновационных разработок, образцами продукции военного и двойного назначения, представленными предприятиями оборонно-промышленного комплекса, а также научно-исследовательскими организациями и вузами, в том числе и входящими в состав Приморского регионального отделения СМР. На базе в Угловом — с экспозицией образцов вооружения ВКС, морской авиации ВМФ и легкомоторной авиации ДОСААФ. А вот площадка в ДВФУ на Русском предназначалась только для военных начальников и вип-участников форума, поскольку там были представлены особые разработки.
Дом офицеров флота
«Нам нужны такие корабли на море, чтобы мы могли с любой волной поспорить» — слова этой песни невольно приходили на ум на выставке в Доме офицеров флота. Здесь были представлены стенды и экспозиции предприятий оборонно-промышленного комплекса нашего края. Компетентный представитель АО «Восточная верфь» подробно рассказал корреспонденту газеты ПРО СМР «Прогресс Приморья» о задачах и перспективах своего предприятия.
Начальник планового бюро технического отдела АО «Восточная верфь» Игорь Петрович Жученко: «Предприятие «Восточная верфь» создано во Владивостоке в 1952 году как базовое предприятие, снабжающее кораблями и судами морские силы пограничных войск и Тихоокеанский флот. В настоящее время мы строим корабли и суда водоизмещением до 2 тысяч тонн и сдаём по 5-6 заказов в год; за последние три года сдали 22 заказа, из них 9 боевых кораблей. На выставке «Армия-2016» представлены образцы техники, которую мы выпускаем.
Многие корабли, которые построены на нашей верфи, вы могли видеть на военно-морских праздниках в бухте Золотой Рог. Здесь на стенде представлено малое гидрографическое судно «Виктор Фалеев», которое служит уже почти 5 лет на Тихоокеанском флоте, выполняя задачи по ограждению морскими средствами фарватеров и путей судовождения. Сейчас строится на нашем заводе малый морской танкер для ТОФ. Он будет приспособлен для бункеровки кораблей и судов в условиях Арктики, так как он имеет ледовый класс. Танкер приспособлен для перевозки четырёх видов топлива, на нём будет установлено оборудование по борьбе с разливами нефти и для сбора нефтесодержащих хлопьев. Корабль многофункциональный.
Кроме него идет строительство третьего по счёту судна второго ранга для пограничных сил — корабля типа «Рубин». Эти суда предназначены для службы в Тихоокеанском флоте: один служит на Сахалине, другой — в Находке. Месяц может провести такой корабль в море, при этом экипажу созданы хорошие условия для несения службы: двухместные каюты, имеются на борту корабля сауна и бассейн.
Помимо кораблей и судов мы строим для флота плавучие причалы. Нашими причалами оборудованы берега в Золотом Роге и в бухте Улисс. Мы поставляем их на Камчатку, в Вилючинск. Так что наше предприятие развивается, стабильно работает. И заказы, и контракты у нас есть постоянно.
Начиная с 2001 года на «Восточной верфи» не было ни одного месяца с задержкой зарплаты — это тоже о многом говорит. Наша администрация и акционеры общества строят совместно с ВГУЭС жильё эконом-класса в Голубиной пади для сотрудников завода. Со ВГУЭС у нас длительное сотрудничество, мы создали совместно учебный центр для сварщиков, который находится на территории завода. Центр оснащён новейшим сварочным оборудованием известных компаний.
Студенты Судостроительного колледжа ВГУЭС постоянно проходят практику у нас на заводе. В колледже есть специальности по судостроению и судоремонту, готовят также сварщиков и судосборщиков. Студентам, обучающимся по этим специальностям, инженерно-технические специалисты нашего завода читают лекции, учащиеся практикуются на рабочих местах предприятия. Так мы растим кадры и для себя, и для других судостроительных заводов. Молодые инженерные кадры к нам идут в основном из ДВФУ. Уровень их подготовки хороший.
Я сам пришёл на наш завод молодым специалистом в 1977 году, потом какое-то время работал на других предприятиях, а в 2004 году вернулся на завод. Все свои силы и знания вкладываю в работу. Был главным технологом, начальником технического отдела, сейчас уступил дорогу молодым.
На сегодняшний момент вплоть до 2020 года у нас полный портфель заказов. Мы спокойно смотрим в будущее, у нас есть работа и кадры, думаю, мы и дальше будем вносить свой вклад в укрепление обороноспособности России».
Владимир Викторович Астахов, временно исполняющий обязанности начальника Технического управления ТОФ: «Восточная верфь» — это одно из старейших предприятий Дальнего Востока. Оно всегда успешно справлялось со строительством кораблей для ВМФ. В перспективе, после посещения замминистра обороны Юрием Ивановичем Борисовым, прорабатывается вопрос дальнейшего совместного сотрудничества с этим предприятием даже в большем объёме, чем сегодня. Три «грачонка» сейчас здесь достраиваются, и это экономически выгодно для государства, что именно во Владивостоке находится такой завод. Будет неправильно, если вся судостроительная отрасль сосредоточится только в западной части страны.
Помимо «Восточной верфи» на площадке представлен также головной исполнитель сервисного обслуживания и ремонта кораблей «Дальзавод», в другом зале размещены научные предприятия. Заводы успешно выполняют работы, заявленные Военно-морским Тихоокеанским флотом, и благодаря этому поддерживается его боевой потенциал.
Без заводов существование флота невозможно. Судостроительные и судоремонтные заводы в основной массе существуют за счёт выполнения работ по строительству и ремонту военных кораблей. Корабли, которые сегодня находятся в ремонте, участвуют не только в учениях, но и в боевых операциях, в том числе и по защите наших рубежей».
Технологии лазерной наплавки
В Доме офицеров флота во Владивостоке на Международной выставке «Армия-2016» свои возможности продемонстрировал АО «Центр судоремонта «Дальзавод». В экспозиции крупнейшего предприятия судоремонтной отрасли Приморья, которое входит в структуру Дальневосточного центра судостроения и судоремонта (ДЦСС), были представлены инновационные разработки с применением промышленных лазеров. Технологии лазерной наплавки впервые в отечественном судоремонте решено применять для восстановления деталей судовых механизмов.
К реализации этого новаторского проекта дальзаводцы совместно с учёными ДВО РАН и ДВФУ приступили с начала 2015 года, став обладателями гранта Минобрнауки на перспективные разработки инновационных технологий. В процессе реализации проекта в Институте автоматики ДВО РАН был создан лазерный центр и получены первые технологические образцы.
— На втором этапе работы над проектом предприятие сформировало заказ на приобретение собственного роботизированного производственного комплекса на основе отечественной лазерной установки, — рассказал генеральный директор «Центра судоремонта «Дальзавод» Игорь Евдокимов. — Комплекс будет смонтирован на технологической площадке нового производственного участка. Нами предусматривается применение промышленного лазера при работе со всеми видами металлов, сплавов и пластмасс в процессе ремонта и сервисного обслуживания боевых кораблей ТОФ в рамках гособоронзаказа.
Отметим, что в Центре судоремонта «Дальзавод» впервые за последние 40 лет реализуется программа масштабной модернизации. На приобретение современных высокоточных станков с ЧПУ направлено более 350 млн. рублей собственных инвестиций.