>Экологический тоннель действует
Первый в России экологический тоннель, необходимый для сохранения путей миграции дальневосточных леопардов, открыт на «Земле леопарда». Участие в торжественном открытии принял руководитель Администрации президента РФ, председатель Наблюдательного совета АНО «Дальневосточные леопарды» Сергей Иванов.
Еще до образования «Земли леопарда» краевая трасса разделяла ареал дальневосточного леопарда на две части, представляя опасность для животных, пересекающих это шоссе. Не раз на дороге сбивали тигров, а осенью 2015 года под колесами автомобиля на трассе погиб знаменитый леопард Меамур. Очевидно, что автомобиль — каждодневная, прямая угроза для популяции самой редкой крупной кошки в мире, и даже гибель одной особи — большая потеря. Нарвинский тоннель строился не для передвижения по нему леопардов, а именно для машин. Старая дорога, проходящая через перевал, теперь закрыта, благодаря чему угроза для пересекающих трассу животных значительно уменьшилась.
«У меня сегодня очень праздничное настроение — вспоминаю, как в 2011 году я ехал по нарвинскому серпантину, и прямо на обочине мне впервые показали проект тоннеля, — рассказал на открытии Сергей Иванов. — Теперь автомобилистам не придется карабкаться по сопкам, а леопарды смогут спокойно ходить своими историческими тропами. Сегодня мы вернули то, что отняли у природы. При этом строителям удалось соблюсти смету в 1 миллиард 800 миллионов рублей. Это правильно вложенные средства».
Место для строительства такого перехода было выбрано не случайно. Это — самое сердце «Земли леопарда». Участок характеризуется большой плотностью леопардов.
«В окрестностях тоннеля сегодня живет девять мам-кошек, которые теперь спокойно смогут переходить через сопку и не учить котят правилам дорожного движения», — отметила директор ФГБУ «Земля леопарда» Татьяна Барановская.
Кроме того, в непосредственной близости от тоннеля проживают шесть самцов леопардов и котята. Большую роль это сооружение может сыграть и в жизни нового хозяина заповедника «Кедровая Падь» — самца Тайфуна.
Как объяснили корреспонденту редакции газеты Приморского регионального отделения Союза машиностроителей «ПП», создание Нарвинского тоннеля является отражением современной природоохранной тенденции, направленной на взаимовыгодное сосуществование человека и дикой природы. Хотя тоннель строился в первую очередь для сохранения популяции леопардов, данный проект значительно улучшит жизнь автолюбителей. Летом дорога на этом перевале была очень пыльной, здесь часто образовывались заторы. А благодаря подогреву проезжей части на въездах в тоннель здесь никогда не будет снега. Кроме того, объект находится под круглосуточной охраной, а также оборудован средствами связи, которые могут пригодиться в экстренных случаях.