>СоюзМаш России изложил свою позицию по вопросу повышения эффективности НИОКР в ОПК
На заседании одной из экспертных групп совета ВПК при Правительстве РФ по вопросам ценообразования и финансово-кредитной политики при выполнении государственного оборонного заказа предложения Союза машиностроителей России и Первого зампреда Думского Комитета по промышленности Владимира Гутенева изложил главный специалист информационно-аналитического Департамента Союза Александр Костенко.
В своем докладе представитель Центрального аппарата СоюзМаш России напомнил, что государство на переоснащение Вооруженных Сил современным вооружением и военной техникой выделяет беспрецедентные средства. "Только на 2014 год гособоронзаказ увеличен по сравнению с предыдущим годом на 30%. При этом руководство страны постоянно подчеркивает необходимость разработки новых, высокоэффективных образцов ВВСТ и прорывных технологий, выделяя для этого в 2014 году около 20% объема ГОЗ на проведение НИОКР", — подчеркнул Костенко.
Однако существующие научно-технические, финансовые и организационные подходы не приводят к появлению прорывных решений при создании ВВСТ. Одной из возможных причин такой ситуации Александр Костенко назвал проблемы ценообразования при проведении оборонных НИОКР. Из-за недостаточных цен на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы предприятия, не укладываясь в выделенные средства, вынуждены экономить, в том числе за счет сокращения натурных испытаний. Если в советские годы для отработки, например, изделия ПВО проводилось по 150 пусков, то сейчас в 10 раз меньше. Отсюда исправление огрехов в процессе серийного производства и дополнительные затраты…
Ожидалось, что остроту проблемы ценообразования на оборонную продукцию снимет постановление Правительства, определяющее порядок государственного регулирования цен на продукцию, поставляемую по ГОЗ. Произошло это лишь отчасти. У предприятий остались вопросы и к порядку калькулирования затрат, и к задаваемым величинам дефляторов, и к принятому порядку определения нормативов рентабельности по известной формуле "20+1", а также к видам и типам цен.
Говоря о научных исследованиях и разработках, как об особой сфере государственного регулирования, Костенко уточнил, что их стоимость должна основываться на индивидуальных затратах конкретного предприятия, положенных в основу контракта. Основным типом такого контракта, по мнению представителей машиностроительного сообщества, должен явиться контракт, основанный на принципе "возмещение издержек", а вокруг него должны строиться более сложные по своему механизму государственные экономико-хозяйственные соглашения. "Это могут быть контракты "разделения издержек" или "долевого участия", "издержки производства плюс поощрительное вознаграждение" и другие. Несмотря на сложность управления контрактами на основе подобных соглашений, они позволяют создать гибкий и стимулирующий механизм, учитывающий разделение рисков и ответственности заказчика и исполнителя и в то же время обеспечивающий значительное повышение эффективности затрат при проведении оборонных НИОКР", — пояснил Александр Костенко.
Члены Союза считают, что при планировании и организации финансирования НИОКР по разработке новых образцов ВВСТ может быть использован контракт по типу "компенсации издержек с поощрительным вознаграждением" за превышение согласованных научно-технических характеристик. "Контракт такого типа будет стимулировать исполнителя на повышение качества работ и превышение требований ТЗ. При этом для количественной оценки дополнительного вознаграждения может быть использован регрессионный метод", — отметил представитель Союза.
Еще одно предложение машиностроительного сообщества касается широкого использования заимствованной интеллектуальной собственности для ускорения, повышения качества и технического уровня выполняемой НИОКР. Для этого необходимо расширить финансовые возможности при ценообразовании за счет включения в стоимость работ, приобретаемых головными исполнителями ГОЗ, продуктов частной и государственной интеллектуальной собственности, включая лицензии и патенты, техдокументацию, "ноу-хау" и включении их в плановую калькуляцию в качестве единовременных затрат. Компенсация же этих затрат должна производиться заказчиком НИОКР.
Третья инициатива СоюзМаш России связана с возможностью проведения предконтрактных конкурсов на проведение НИОКР с возможностью приобретения для победителя за счет Заказчика результатов интеллектуальной собственности других участников конкурса, использование которой может привести к сокращению сроков и повышению эффективности при выполнении НИОКР.
В завершении своего доклада на заседании экспертной группы совета ВПК при Правительстве РФ по вопросам ценообразования и финансово-кредитной политики при выполнении государственного оборонного заказа представитель Союза машиностроителей России и Первого зампреда Думского Комитета по промышленности Владимира Гутенева Александр Костенко подчеркнул, что в области оборонных НИОКР сегодня сложились методы управления, выработанные применительно к материальному производству и, зачастую, игнорирующие особые черты научного производства, принципиальные различия между наукой и другими областями деятельности. "Наука во всем мире является очень затратной сферой, и общество вынуждено мириться с затратами, которые она требует. Вместе с тем, нет необходимости и в абсолютном противопоставлении науки всем другим видам производственной деятельности, что означало бы отрицание возможности планирования, управления и организации проведения оборонных НИОКР вообще. Наши предложения являются попыткой совершенствования технологии ценообразования оборонных НИОКР, в том числе за счет дополнительных возможностей использования интеллектуальной собственности для повышения эффективности научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ в области вооружения и военной техники", — резюмировал главный специалист информационно-аналитического Департамента Союза машиностроителей России Александр Костенко.