>В ближайшие 3 года на развитие российской фундаментальной науки будет выделено почти 48 млрд. рублей
Система финансирования фундаментальных исследований в России нуждается в модернизации. Задача — рационально использовать значительные средства, которые выделяет государство. Об этом заявил Владимир Путин на заседании Совета по науке и образованию. Речь также шла о том, что мешает развитию науки. Это — бюрократизм и некомпетентность чиновников.
За последние годы объемы финансирования российской науку выросли значительно. И сейчас Россия входит в десятку тех стран, где на научные исследования денег не жалеют. Такая государственная поддержка, заявил на сегодняшнем заседании президентского Совета по науке и образованию Владимир Путин, уже позволила значительно обновить техническую базу исследовательских институтов. Тем не менее, подчеркнул Президент, современная российская наука до сих пор опирается на задел, сложенный ещё в советское время. И бесконечно его эксплуатировать не получится. Нужно двигаться дальше.
«В текущем году была запущена долгосрочная программа фундаментальных научных исследований в России. До 2020 года на её реализацию будет выделено 834 миллиарда рублей. Что при этом хотел бы сказать. И наш собственный опыт, и мировая практика показывают, что мощный импульс фундаментальной науке дают именно масштабные проекты с длительным горизонтом реализации», — отметил Президент.
Деньги, в размере сорока 48 миллиардов рублей, получит и недавно созданный Российский научный фонд, занимающийся распределением грантов на развитие фундаментальной науки. Выделяемые средства, действительно, колоссальные. Но деньги — не единственное, о чем хотели поговорить с президентом. Ученые пожаловались Владимиру Путин на то, что в результате проведенной реформы, в научный процесс все чаще стали вмешиваться чиновники, что, по мнению Президента, совершенно не правильно.
«Никакого командования научными исследованиями, даже при выборе этих приоритетов, быть не может, не должно и не будет. Разумеется, хочу это подчеркнуть, прежде всего мы будем основываться на вашем мнении, на мнении не только Совета, что, конечно, важно, но прежде всего на мнении Академии наук самой. Здесь не может быть никаких сомнений», — заявил Путин.
Другая проблема, о которой говорили собравшиеся, — это отчетность о проведенных исследованиях. Какой она может быть — глава Российской академии наук Владимир Фортов президенту показал наглядно. Для сравнения принес на совет два документа: зарубежный и российский.
Президент РАН Владимир Фортов: «Вот передо мной, Владимир Владимирович, две стопки бумаг. Вот это — отчет института Макса Планка, 5 страниц, я потратил на него 20 минут времени, взял ручку и написал. А вот это — то, что надо на такую же сумму, только в рублях, представить мне как директору института. Вот чувствуете разницу?»
В. Путин: «Вы правы, безусловно, бюрократия душит не только науку, но и многие другие секторы нашей жизни, экономику точно совершенно».
Для решения этой проблемы на заседании было предложено ввести так называемые экспертные критерии, чтобы в отчетах больше уделять внимание на научные результаты, и меньше — на бухгалтерию, которая позволила их достичь. По крайней мере, так работают за рубежом, куда тоже приглашают российских исследователей. И причем их вклад в то или иное открытие может быть весьма велик. Но их труд за границей зачастую остается в тени, особенно, когда дело доходит до мирового признания
«Часто во время вручения Нобелевских премий благодарят наших ученых за вклад в премии. Вот сидит прямо передо мной Сергей Анатольевич Лукьянов. В 2008 году трое ученых – двое американцев и один японец – получали Нобелевскую премию, и теплые слова благодарности были сказаны в его адрес. Но вообще говоря, пора уже переходить от того, что нас благодарят, к получению непосредственно премий. И для этого у нас есть все предпосылки», — говорит глава Института молекулярной биологии РАН Александр Макаров.
И действительно в так называемой науке о жизни наши исследовательские коллективы занимают лидирующие позиции. Например, в области изучения вопросов старения и работы мозга. Здесь у нас один из самых высоких показателей цитируемости в мировых научных журналах. И увеличение финансирования позволит в будущем добиться ещё большего. Причем по многим направлениям.
Помимо этого в российской науке ждут молодых и перспективных людей, количество которых среди российских ученых в последние годы хотя и увеличилось — с десяти до двадцати процентов, но для реализации современных научных задач нужно как можно больше.