>В Пушкинском театре — аншлаг!
Ни пронизывающий ветер, ни снегопад не стали препятствием для сотен, и это не оговорка, молодых людей, прибывших в гостеприимный Пушкинский театр, в котором в прошлом столетии выступал известный актер и поэт Владимир Высоцкий. Ему 25 января исполнилось бы 75 лет. Впрочем, он тоже после школы выбрал инженерную специальность…
Отнюдь не субботняя премьера стала причиной такого повышенного любопытства и похвальной целеустремленности молодых людей, заполняющих холл и зрительный зал Пушкинского театра. Не ошибусь, сказав, что определение «премьера» имеет право на существование для описания случившегося мероприятия. Ибо этот День открытых дверей стал первым в наступившем году в Инженерной школе ДВФУ, входящей в состав Приморского регионального отделения Союза машиностроителей России.
О том, насколько этот День популярен у потенциальной «абитуры», «Прогресс Приморья» писал уже неоднократно. Еще и потому, что для Инженерной школы каждое такое мероприятие сопровождается заслуженным триумфом — число интересующихся именно инженерными специальностями растет год от года. Не стал исключением и год 2013. Уже к началу «официальных мероприятий», выражаясь театральным языком, «зал был полон». Это отнюдь не преувеличение, ибо зрительный зал Пушкинского театра (именно здесь Инженерная школа традиционно проводит презентацию) был забит до отказа. Но в качестве зрителей выступали те, кто уже пообщался с сидящими за столиками в холле специалистами и преподавателями. Еще несколько сотен «опоздавших», подошедших не к 10 часам, а чуть позже, в зале не уместились. И вместе с мамами и преподавателями, одноклассниками и приятелями они продолжали атаковать вопросами доброжелательных консультантов.
Следует отметить, что явных фаворитов среди «направлений» и «специальностей» замечено не было (если не считать столпотворения возле «нефтяников»). Вероятно, это связано с тем, что и ДВФУ вообще, и Инженерная школа в частности все же сделали выводы из ошибок прошлого года, и агитация прошла более широко и понятно. И, тем не менее, в целях улучшения работы с «целевой аудиторией» непосредственно в зале работали сотрудники Центра маркетинга федерального вуза. Оно и понятно — как своего врага, так и своего друга желательно знать.
«Мы занимаемся исключительно исследованием предпочтений наших абитуриентов, чтобы знать нашу целевую аудиторию и рынок образовательных услуг вообще, — поясняет сотрудник центра Ольга Беляева. — Уже можно сказать, что растет популярность ДВФУ за пределами края, благодаря чему увеличивается число абитуриентов и студентов из других регионов России. Хочу сказать, что в прошлом году у нас были ребята из центральной части страны и даже из-за рубежа, в основном из стран СНГ (Украины, Белоруссии, Казахстана, Узбекистана…).
Важная составляющая
Несмотря на весьма юный возраст (функционирует второй год), ДВФУ становится крайне привлекательным для студентов. И связано это, по мнению маркетологов, именно… с приставкой «дальневосточный».
«Абитуриентов привлекает тот факт, что это Дальневосточный регион, — дополняет коллегу другой сотрудник Центра маркетинга Ольга Виланд. — Напомню, что сейчас мы интегрируемся в страны АТР, которые серьезно увеличивают обороты развития. Достаточно напомнить, как развиваются Китай, Япония и Корея. Возможно, именно близость Дальнего Востока к ним и привлекает абитуриентов, потенциальных студентов».
А это значит, что число тех, кто подаст документы в ДВФУ вообще и в Инженерную школу в частности, возможно, вырастет. И не исключено, что наконец-то в стены старейшего (и одновременно новейшего) учебного заведения Дальнего Востока вернется долгожданный конкурс, позволявший в свое время отбирать лучших, обучать достойных, выпускать подготовленных к самостоятельному «плаванию».
Впрочем, вне зависимости от пожеланий конкурс все равно будет. Значительное повышение цены на обучение автоматически вызвало повышенный интерес к бюджетным местам. Иными словами, бесплатное обучение становится с каждым днем все популярнее. Что, в свою очередь, резко повышает ценность получаемых знаний. Ценность в самом прямом, утилитарном (если хотите, рублевом) значении. По этой причине практически все пришедшие познакомиться с Инженерной школой, играющей не последнюю роль в мероприятиях, предлагаемых Союзом машиностроителей, задерживались у столика с предложениями от подготовительных курсов. Эффективность их доказана почти сорокалетней (!) историей.
«Если говорить об эффективности подготовки на курсах, то процентов 75 поступали обязательно, — говорит директор подготовительных курсов Валентина Галюк. — Поступали исключительно благодаря дополнительной подготовке на курсах. Но так было прежде. Сегодня пользоваться курсами стали меньше. Причины разные. И стоимость курсов стала выше, и самих ребят стало меньше, в связи с демографической обстановкой. Но польза от курсов огромная. Не секрет, что в школах большие сложности с преподавателями физики. По этой причине именно на физику идет основной упор и больше всего желающих. Кроме того, наиболее популярными направлениями у нас являются математика, информатика и, естественно, русский язык. ЕГЭ нужно сдавать, и подготовительные курсы в этом деле серьезный помощник».
Люди в форме
Что еще бросилось в глаза? Необычно много людей в военной форме. Оказалось, что в отличие от создателей военной техники, «эксплуатационники» этой самой военной техники в кадрах заинтересованы больше. Еще и потому, что, как и все общество, армия реформируется, успешно встраиваясь в создавшиеся условия. Примером тому могут считаться обновленные (и как показывает опыт — успешные) формы работы с подрастающим поколением. Предложения, поступающие от представителей Министерства обороны, можно смело относить к категории «сложно отказаться».
«Мы здесь не впервые. Но именно в этом году поступил государственный заказ на подготовку офицеров в гражданском вузе», — по-военному четко объясняет присутствие здесь своего подразделения заместитель начальника Учебного военного центра полковник Александр Мышлов.
Тут будет уместна небольшая справка. Учебные военные центры — это новая система подготовки офицеров на базе гражданских вузов. Экспериментально она была опробована в более чем 40 вузах страны. По результатам эксперимента в 37 из них были открыты военные центры. Один — во Владивостоке, на базе ДВФУ. Основное отличие от военных училищ состоит в том, что студенты учатся по гражданским специальностям (у нас четыре инженерных и одна специальность «переводчики») и один-два дня в неделю проходят подготовку по военно-учетной специальности. Таким образом, по выпуску студенты получают и гражданскую, и военную специальности.
«Еще одно отличие, на этот раз от привычной нам военной кафедры, — продолжает свой рассказ полковник Мышлов. — Последняя готовит офицеров запаса, и объем подготовки там — 450 часов. Мы же готовим кадровых офицеров инженерного и гуманитарного профиля, объем подготовки не менее 1500 (!) часов.
После выпуска студенты получают звание «лейтенант» и обязаны отслужить не менее трех лет на офицерских должностях. Это, помимо прочего, возможность попробовать себя в качестве офицера. Удобство и отличие от военного училища состоит в том, что у ребят статус студентов. Иначе говоря, они живут дома и приходят в Учебный центр один-два раза в неделю. Плюс, у нас только бюджетные места и выплата повышенной стипендии».
И все же упор в Инженерной школе сделан по-прежнему на инженерные специальности. Именно ради них и перспективы получить диплом «технаря» пришли в Пушкинский сотни молодых приморцев. Причем, важно заметить: никакой «обязаловки» или принуждения. Все — исключительно добровольно и по желанию. Современный подросток — человек самостоятельный, хоть и не отказывающийся от помощи опытных взрослых. Благо многим из будущих студентов повезло с окружением.
«Я сегодня привела сюда своих мальчиков и девочек посмотреть перспективы будущей жизни, — говорит классный руководитель 11 «А» школы №62 г. Владивостока Елена Щетинина. — Почему именно инженерная школа? Это просто. Те ребята, что пришли сюда, помимо того, что головой думают, еще и руками что-то умеют делать. Именно поэтому — Инженерная школа. В классе 26 человек, из них сюда пришли 8, получается, треть ориентирована на инженерную специальность. Если говорить о прежних временах, таких желающих было значительно меньше, максимум 2-3 человека из класса. И они зачастую не справлялись, не выдерживали обучения. А вот как сейчас будет, пока не знаю…»
О том, что учиться в Инженерной школе непросто, известно давно. И, к слову, в этом вопросе ничего не меняется — тяжело и сложно по-прежнему. Но это — то немногое, что остается в бывшем «политене» неизменным. В основном же «кузница технических кадров» меняется, понятное дело, только к лучшему.
Новые направления
«В этом году мы собираемся кое— что изменить, — говорит заместитель директора по учебной и воспитательной работе Инженерной школы ДВФУ Владимир Цуприк. — В частности, открываем новые специальности, такие как «Строительство дорог, мостов и аэродромов». Для Дальнего Востока это сегодня очень актуально: у нас возрождается малая авиация, а без дорог просто ничего не будет. И хоть такие специальности есть у «соседей», в частности, в Хабаровском крае, нам от их выпускников мало что достается — там ведь тоже идет развитие. Кроме того, мы открываем на направлении «Приборостроение» специальность, связанную с космической и авиационной отраслями. Открываем направление подготовки по транспортной логистике, поскольку также считаем это направление очень перспективным. Еще и потому, что развитие логистики на Дальнем Востоке — одна из приоритетных задач развития региона».
Владимир Григорьевич не скрывает своего удовлетворения от того факта, что в День открытых дверей у Инженерной школы уже традиционный аншлаг.
«Впечатления от происходящего — самые радужные. Мне очень импонирует тот факт, что народ стал разворачиваться к инженерному образованию. Видимо, сказалась и политика правительства, и то, что в стране идет кампания по повышению престижа инженерной профессии, и то, что мы делаем здесь. Все это сказывается на том, что мы сейчас видим. В 2013 году этот День открытых дверей первый. Планируется еще один — накануне 1 марта. Кроме того, уже не в масштабе ДВФУ, а непосредственно внутри Инженерной школы планируем еще несколько локальных Дней открытых дверей».
Эффективность такого знакомства будущей «альма-матер» (с латыни — «мать кормящая») со своими «детьми» в дополнительной рекламе не нуждается. Это тот редкий случай, когда вместе встречаются обе заинтересованные друг в друге стороны. И сложно сказать, для кого такие встречи более полезны. Ведь преподаватели вузов и выпускники школ учатся друг у друга, помогая друг другу ответить на вопрос «как жить лучше?» Современный школьник стал мудрее, опытнее, дальновиднее — это признают все. Развитие Интернета, доступность информации и невероятно расширившийся (благодаря тому же Интернету) круг общения делает из вчерашнего тинейджера эксперта. Хотя бы в той области, что интересует его особенно. Поэтому и приходят они на такие дни, чтобы пообщаться почти на равных с теми, кто знает уже все. Цель — уточнить детали, выяснить частности и сделать окончательный выбор. И — жить дальше, согласуясь с возможностями, и родителей в том числе. Может, по этой причине здесь так много взрослых — мам, пап, даже бабушек. Но они лишь сопровождают, узнавая важные детали.
«Я привела сюда сына, выпускника 60-й школы, — рассказывает мама будущего абитуриента Елена Ковалева. — В Инженерную школу пришли потому, что он интересуется только техникой, только машинами, только компьютерами. Осталось подобрать то, что ему подходит. Уверена, выбранное им имеет перспективу. Достаточно сказать, что сын хочет получить специальность, связанную с автомобилестроением. Это его личный выбор, и переубеждать бесполезно. Но это его будущая жизнь, и потому — пусть… Я только поддержу».
Покидая гостеприимный Пушкинский театр, имеющий богатую историю, я порадовался за то, что молодые люди, выходя на воздух, не торопились уходить. Они стояли у входа, рядом с памятником Пушкину, обсуждали увиденное и услышанное, читали буклеты, брошюры, на которых бросалась в глаза надпись «Инженерная школа приглашает…». Почему-то подумалось: эти парни и девушки придут еще и обязательно поступят именно в Инженерную школу ДВФУ, идущую с ПРО СМР к единой цели — обеспечить кадровый потенциал оборонных предприятий нашего края.