>Андреевский флаг на великой реке
165 лет назад в Николаевске-на-Амуре стала действовать главная база ТОФ. Это произошло в 1856 году. Это стало возможно после плаваний по реке Геннадия Ивановича Невельского, которому удалось доказать, что Сахалин – остров, и поднять русский флаг на мысе Куегда.
К этому событию готовились долго и тщательно. Еще в начале лета руководитель русской Амурской экспедиции капитан 1 ранга Геннадий Иванович Невельской отдал своему помощнику Дмитрию Ивановичу Орлову распоряжение: «К 1 августа на оленях, горою, прислать на мыс Куегда 2 матросов с топографом…»
Именно Орлов на вопрос Невельского, где лучше всего в низовьях Амура поставить военный пост и батарею, ответил: «На этот предмет лучшим местом будет Куегда. Здесь Амур всего в милю шириною. Неподалёку впадает река Личь, единственная, по которой есть береговое сообщение с гаванью Счастья…»
Место для поста на мысе было расчищено заранее. Водружён флагшток. Всё подготовили к подъему флага.
И вот 1 (13 – по новому стилю) августа 1850 года Геннадий Иванович собрал местных гиляков из селения Куегда, выстроил моряков и, полностью соблюдая ритуал, под барабанный бой поднял российский Андреевский флаг на Амуре. На посту было оставлено 6 матросов с фальконетом и шлюпкой. А топографу было приказано сделать береговую съёмку Амура от только что созданного Николаевского поста до лимана, северо-восточного берега лимана и берегового залива Счастья до Петровского зимовья. Так был заложен город Николаевск-на-Амуре. Охотская флотилия стала называться Сибирской, а 46-й флотский экипаж – Амурским. Первым командиром Сибирской военной флотилии и портов Восточного океана стал капитан 1 ранга П. В. Казакевич. Он же был назначен военным губернатором Приморской области с производством в контр-адмиралы. На него и его ближайших соратников – военных инженеров А. Н. Орбручева, И. Ф. Пальца, Ю. Ф. Пальца и В. И. Овсеенко – легла вся тяжесть организации строительства города и порта.
В 1858 году после заключения Айгунского договора с Китаем Приамурье навсегда было признано русской территорией. В Иркутске при резиденции генерал-губернатора Восточной Сибири было образовано морское управление «…для заведования делами Сибирской флотилии». Несмотря на многочисленные трудности, город и военный порт росли и укреплялись. С 1856 по 1866 год флотилия пополнилась 18 пароходами, 17 из которых были речными и один, водоизмещением 554 т, – морским. В адмиралтействе были построены мастерские и два крытых эллинга для ремонта судов. Командование флотилии старалось создать судостроительную базу, но больших результатов не добилось. В основном Сибирская флотилия пополнялась судами, построенными на Балтийском море.
С 1857 года в связи с обострившейся во второй половине XIX века борьбой за овладение тихоокеанскими землями и политическое господство на Дальнем Востоке Балтийский флот стал ежегодно отправлять в Тихий океан отряды военных судов, позднее получивших название Тихоокеанской эскадры, для защиты морских границ России. Так, в 1863 году после очередного обострения отношений с Англией и Францией в Сан-Франциско была направлена Тихоокеанская эскадра в количестве 5 кораблей под командованием контр-адмирала А. А. Попова. В Нью-Йорк пришла Балтийская эскадра контр-адмирала С. С. Лесовского. В случае возникновения войны они должны были вести военные действия в Атлантическом и Тихом океанах на коммуникациях Англии и Франции. Это произошло в разгар гражданской войны в США. Мятежников-южан активно поддерживали Англия и Франция. Появление русских кораблей отрезвляюще подействовало на них и значительно укрепило позиции правительства Авраама Линкольна.
В это время Сибирская флотилия вместе с Тихоокеанской эскадрой охраняла морские границы империи, перевозила в военные посты (Ильинский, Муравьёвский на Сахалине, Александровский, Константиновский и Владивостокский на побережье Японского моря) людей, продовольствие и другие грузы. В 60-е годы паровые и парусные суда флотилии совершали рейсы в Японию и Китай.