>История восстановления Ил-4 на «Прогрессе»
В Москве на Поклонной горе находится Центральный музей Великой Отечественной войны 1941-1945 гг., ныне называемый Музеем Победы. Это главный военно-исторический музей России по тематике Великой Отечественной и Второй мировой войн, один из крупнейших военно-исторических музеев мира. Это то место, где хранится память о героической истории нашего народа.
На его открытых площадках размещена коллекция военной техники – одна из крупнейших в Европе. И на одной из них в 2004 г. занял свое место восстановленный самолет Ил‑4 (ДБ‑3Ф) как наиболее известный самолет Второй мировой войны, главная ударная сила авиации дальнего действия и минно-торпедной авиации ВМФ, самым известным достижением которого были бомбардировки Берлина в начале войны.
Сегодня мы напомним нашим читателям, как восстанавливался этот самолет. Потому что происходило это в нашем городе Арсеньеве, а конкретнее – на заводе «Прогресс». И еще важно заметить, что самолет Ил‑4 (ДБ‑3Ф) в числе первых ремонтировался на авиаремонтном заводе № 116 до начала Великой Отечественной войны.
Свое новое название самолет ДБ‑3Ф получил в марте 1942 года. Так и будем называть его далее. Этот самолет является ценнейшим историческим раритетом – в Российской Федерации сохранилось всего не более пяти Ил‑4. Восстановленный на «Прогрессе» стал одним из них. Восстанавливали его тогда три организации: авиационный военно-спортивный клуб АВСК «Поиск» (г. Арсеньев, руководитель В. В. Акимчук), ООО «Авиационно-реставрационная группа» (г. Москва, руководитель О. Лейко) и ААК «Прогресс».
Где обнаружен?
В 1994 году у поселка Светлая Тернейского района был найден один такой самолет. Позже станет известно, что в августе 1945 г. при выполнении боевого задания в районе китайского г. Мулина самолет был подбит японской зенитной артиллерией и, не долетев до аэродрома, совершил вынужденную посадку в тайге. И здесь, у приморского побережья, самолет пролежал почти 50 лет. Местные охотники даже приспособили его под жильё – вырубили в борту большую дыру и периодически оставались там для ночёвки.
Нашел самолет во время рабочего полета директор уссурийского «Дальаэро» Владимир Сафронов. С помощью вертолета Ми‑8МТВ, выделенного гендиректором фирмы «ВладАвиа» В. Сайбелем, в несколько ходок части самолета были доставлены для восстановления на уссурийский аэродром. Но дефицит средств и неожиданная смерть В. Сафронова, казалось бы, поставили точку в реализации этой идеи. Самолету грозила участь металлолома. Но летчик Евгений Калашников, друг В. Сафронова, не польстился на деньги. Он сохранил самолет. Легенда о большом самолёте до руководителя военно-спортивного клуба «Поиск» Виктора Акимчука в Арсеньев дошла в 1997 году.
АВСК «Поиск»
Авиационный военно-спортивный клуб АВСК «Поиск» создался в 1994 году из группы энтузиастов лётного дела Арсеньева. Сначала он действовал при администрации города, но затем распался. В 1999 году энтузиасты возобновили свою работу уже как самостоятельная общественная организация, возглавил которую В. В. Акимчук, авиационный инженер по образованию, имеющий опыт работы на «Прогрессе».
Энтузиасты клуба занялись спасением самолёта периода Второй мировой войны. Евгений Калашников, сохранивший самолет, безвозмездно передал его «Поиску».
О самолете стало известно и руководителю ООО «Авиационно-реставрационная группа» Олегу Лейко в Москве. Московские реставраторы еще с 1994 г. начали тесно сотрудничать с Центральным музеем Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. на Поклонной горе. Из фрагментов самолётов, найденных на полях сражений, по техническому заданию специалистов музея они восстанавливают исторические самолёты. Реставрацию курировала Федерация авиареставраторов России, которая выступила гарантом дееспособности реставраторов АВКС «Поиск». Между названными организациями был заключён тройственный договор, началось восстановление бомбардировщика.
На «Прогрессе»
Фрагменты бомбардировщика были доставлены на авиационный завод «Прогресс». Там, в помещении одного из цехов, энтузиасты клуба с помощью авиационных специалистов завода через два года восстановили бомбардировщик. ААК «Прогресс» предоставил не только свободное цеховое помещение, но и лучших специалистов: Юрий Старостин, Игорь Юртаев… Для них это была не первая восстанавливаемая машина, первым был самолет По‑2. И хоть это другая история, отметим, что восстановленный реставраторами По‑2 был первым и из числа восстановленных на «Прогрессе» – так, чтобы на его площадях и с участием его специалистов.
История Ил‑4
При изучении фрагментов самолёта (а работники Музея Победы сделали запрос в архив Министерства обороны в г. Подольске) было установлено, что это был бомбардировщик Ил‑4, выпущенный на авиазаводе в Комсомольске-на-Амуре в первой половине 1945 г., переданный в состав 10-го бомбардировочного авиационного полка 33-й бомбардировочной авиационной дивизии 9-й Воздушной армии Приморской группы войск (с 5 августа 1945 г. – 1-й Дальневосточный фронт).
К сожалению, боевая жизнь самолёта оказалась недолгой. 9 августа 1945 г. экипаж в составе полка вылетел бомбить муданьцзянскую группировку японцев. После выполнения задания на обратном пути в районе г. Мулина (Китай) самолёт был обстрелян японской зенитной артиллерией, в результате чего был повреждён правый мотор. В 6 ч. 10 мин. 9 августа летчик произвел вынужденную посадку в лесу. Экипаж покинул самолёт на земле. Экипаж в составе летчика – младшего лейтенанта А. И. Моисеева, штурмана – лейтенанта П. М. Яцыно, воздушного стрелка-радиста А. А. Бабина и воздушного стрелка – ефрейтора Фофанова вернулся в свою часть. Дальнейшая судьба экипажа неизвестна, за исключением штурмана П. М. Яцыно, который летал на боевые задания в составе других экипажей.
Путь на Москву
Восстановленный Ил‑4 с реальной боевой историей почти на два года застрял в Приморском крае. В рыночных условиях хозяйствования железнодорожники Дальневосточной железной дороги запросили за транспортировку самолёта астрономические суммы: музей должен был за аренду одной лишь платформы выплатить 300 000 руб., а таких платформ необходимо было как минимум две. Именно из-за неподъёмных для музея финансовых затрат самолёт не был доставлен к 9 мая 2003 г. В декабре того года в музей были доставлены только два авиационных двигателя самолета и разобранное хвостовое оперение.
В начале 2004 г. выяснилось, что железнодорожники отказались подписать акт приёмки платформы к перевозке из-за того, что габариты центроплана (3,6 м) на 8 см превышают установленный для этой платформы допуск перевозки. Из-за такого микроскопического довеска центроплан Ил‑4 попадал в другую категорию грузов, что было связано с дополнительной оплатой.
Всю весну 2004 г. реставраторы занимались переделкой специальных пространственных элементов для установки фюзеляжа и крыльев самолёта таким образом, чтобы они укладывались в допустимый габарит.
И вот, наконец, платформа отправлена. В начале июля 2004 года она прибыла на пути станции Москва-Сортировочная, и начался очередной этап работы с самолётом: его перевозка, сборка, приведение в экспозиционный вид и включение в музейную экспозицию.
Нужно пояснить, что в 2003 году из АВСК «Поиск» группа специалистов выделилась и организовала свое предприятие, которое получило название ООО «АРГ» (г. Арсеньев). Руководителем вновь созданной организации стал В. В. Акимчук. Девизом группы стали слова «Поиск, изучение, реставрация, сохранение» (сокращенно ПИРС).
С историей других отреставрированных в Арсеньеве самолетов можно познакомиться на выставке в Музее истории города Арсеньева, которая ждет своих посетителей до середины ноября 2020 г. На сегодняшний день в активе Арсеньевского ООО «АРГ» – несколько самолетов И‑16, несколько По‑2, УТ‑2 и другие. Они продолжают заниматься поиском, изучением, реставрируют и сохраняют для истории авиационную технику, пополняют экспозиции музеев нашей страны.