>Владимир Гутенев: «Надо делать ставку на создание уникальных «нишевых» высокотехнологичных судов»
Как повысить эффективность внедрения созданного научно-технического задела при реализации инновационных проектов в судостроении обсудили члены Экспертного совета при Комитете Государственной Думы по экономической политике, промышленности, инновационному развитию и предпринимательству по развитию судостроительной промышленности и морской техники, научно-технический совет АО «ОСК» и ученый совет ФГУП «Крыловский государственный научный центр» при поддержке Союза машиностроителей России.
Средняя загрузка российских судостроительных предприятий составляет не более 40% – 50% и существующий объем заказов не позволяет обеспечить загрузку в необходимой мере, что снижает рентабельность отрасли и препятствует процессу диверсификации ОПК, сообщил координатор Экспертного совета, первый вице-президент Союза машиностроителей России Владимир Гутенев. Это, по его словам, приводит к проблемам финансово-экономического характера, связанным с высокими накладными расходами на организацию и проведение испытаний.
«Государственная программа развития судостроения ставит задачу обеспечить в перспективе долю отечественного гражданского судостроения в мировом судостроении не менее 3%-5% и занять по этому показателю некие высокие позиции 6-8-е место в мире – речь идет о динамике выручки и маржиналости. Для решения такой амбициозной задачи ставка, в том числе, должна быть сделана на создание уникальных «нишевых» высокотехнологичных судов», — сказал Гутенев.
Первый вице-президент СоюзМаш России отметил, что сейчас одна из важнейших задач — это не эксплуатация имеющегося наследия, а формирование современных инструментов взаимодействия между фундаментальной наукой, прикладной наукой, высшими учебными заведениями, но и, в первую очередь, высокотехнологической промышленностью, в частности Объединенной судостроительной корпорацией. Он также подчеркнул, что законодателями сейчас сформирован достаточно комфортный ландшафт. «Судостроение – одна из наиболее предрасположенных к диверсификации отраслей, где существует отложенный спрос на отечественные суда различного класса, есть мощная научная база, и сегодняшнее посещение Крыловского центра это подтвердило. Вопрос лишь в формировании комфортных условий, начиная с предоставления недорогих и длинных денег, развития инструментов государственно-частного партнерства, и достаточно широкой экспансии в части импортозамещения на нашей территории, но и экспансии на внешние рынки», — уточнил Гутенев.
Председатель Экспертного совета, вице-президент Союза машиностроителей России, глава Объединенной судостроительной корпорации Алексей Рахманов отметил, что отрасль выступает за смычку науки и производства.
«Это тот самый случай, когда мы должны поддерживать новыми разработками амбиции судостроителей, а судостроители должны опираться на науку, как основу для продвижения современных технологий, а также закрепления глобальной конкурентоспособности за российским судостроением. Мы имеем проблему, когда инновации есть и все хотят их испытывать на ком-то, но не на себе. Я считаю, что это задача, которую мы должны решать совместно с Минпромторгом — это касается и главных цифровых установок и других систем, которые реально требуют осознания того, что если объемы производства будут маленькими, то мы глобальной конкурентоспособности не добьемся. Здесь нужны системные решения, в том числе господдержка и иногда административные решения», — сказал Рахманов.
Глава ОСК подчеркнул, что судостроение давно уже перестало быть профессией, о которой все судили с «утилитарной точки зрения» — теперь судостроение играет основную роль и в развитии мирового океана, и в добыче природных ископаемых.
И.о. генерального директора ФГУП «Крыловский государственный научный центр» Олег Савченко, предоставившего площадку для проведения заседания Экспертного совет подчеркнул, что Крыловский центр является не только центром фундаментальным отраслевой науки, но и ежедневно участвует в проектировании и строительстве современных судов и кораблей. «Мы, как неотъемлемая часть судостроительной отрасли, очень заинтересованы, чтобы вокруг отрасли создавался благоприятный климат, принимались те законы, которые позволяют реализовывать потенциал наших ученых, наших производственников. Я очень благодарен Владимиру Владимировичу Гутеневу за то, что он организовывает работу, в которой участвуют и представители научных учреждений, отрасли, нашего главного заказчика — Объединенной судостроительной корпорации, а также представители Законодательного собрания, поскольку мы очень нуждаемся в правильных законах, правильных решениях, которые принимаются на уровне правительства», — сказал Савченко.
О результатах работ по федеральной целевой программе «Развитие гражданской морской техники» на 2009-2016 гг. и задачах по повышению эффективности работ по государственной программе «Развитие судостроения и техники для освоения шельфовых месторождений на 2013-2030 годы» доложил заместитель начальника отдела федеральных целевых программ департамента судостроительной промышленности и морской техники Министерства промышленности и торговли РФ Микаил Ибрагимов. Представитель Минпромторга сообщил, что по итогам реализации ФЦП было завершено около 680 НИОКР на общую сумму 60,5 млрд рублей, было разработано порядка 1,5 тысяч технологий, в том числе более 500 включающих технологии мирового уровня. А также в рамках ФЦП было создано более 400 образцов новой морской техники. «Подводя итоги реализации ФЦП должен сказать, что с использованием научного задела, созданного в рамках реализации НИОКР, было построено более 77 судов и плавсредств. Еще 19 судов в настоящее время находятся в стадии постройки. Получилось создать серьезный научно-технический задел», — сообщил Ибрагимов.
О мерах научного обеспечения судостроения в интересах развития отрасли сообщил ведущий советник департамента инноваций и перспективных исследований Министерства науки и высшего образования РФ Павел Бондаренко. Он пояснил, в частности, что создан мобильный компьютеризованный аппаратно-программный комплекс морской электроразведки для транзитных зон с возможностью выхода на сушу на основе технико-технологического решения «донная станция — длинная донная приемная линия» для оказания сервисных услуг по морской разведке углеводородов с высокой селективностью; разрабатываются технологии и создается автоматизированное оборудование для изготовления элементов судовых движителей — впервые реализуемая в судостроении работа, по его словам, направлена на создание принципиально новой для машиностроения ресурсосберегающей технологии изготовления деталей сложной формы путем прямого лазерного выращивания и др.
Предложения по механизмам внедрения разработанных технологий в перспективные объекты гражданской морской техники озвучил начальник отделения программных исследований и планирования ФГУП «Крыловский государственный научный центр» Игорь Карышев. С докладами о внедрении НИОКР, инновационных технологиях и перспективных разработках выступили представители Головного филиала «НПО «Винт» АО «ЦС «Звездочка, Средне-Невского судостроительного завода и Центр технологии судостроения и судоремонта.
В заседании также приняли участие председатель Ленинградского регионального отделения Союза машиностроителей России, генеральный директор Выборгского судостроительного завода Александр Соловьев; представители комитета по промышленной политике, инновациям и торговле Санкт-Петербурга; Санкт-Петербургского регионального отделения Движения Поддержки Флота; предприятий судостроительной промышленности, в т.ч. Центрального морского конструкторского бюро «Алмаз», Санкт-Петербургского морского бюро машиностроения «Малахит», ЦКБ «Айсберг», Невского ПКБ, ПО «Севмаш», Ярославского судостроительного завода и др.