>Эксперты рассмотрели ключевые факторы повышения экспертного потенциала судостроения
17 апреля 2019 года в холдинге «Технодинамика» состоялось совместное заседание Экспертного совета по развитию судостроительной промышленности и морской техники, Экспертного совета по совершенствованию законодательства в сфере государственного оборонного заказа и Комитета по судостроительной промышленности и морской технике Союза машиностроителей России.
Эксперты, среди которых были руководители крупнейших корпораций и научно-исследовательских институтов — АО «Объединенная судостроительная корпорация», ГК «Росатом», ООО «НПО «Конверсия», АО «ПО «Севмаш», АО «Уральский турбинный завод», АО «ЦНИИ «Курс», рассмотрели пути повышения экспортного потенциала судостроительной отрасли и расширения рынков сбыта производимой продукции.
Председатель Экспертного совета по развитию судостроительной промышленности и морской техники, Председатель Экспертного совета по совершенствованию законодательства в сфере государственного оборонного заказа, Председатель Комитета по судостроительной промышленности и морской технике Союза машиностроителей России, Президент АО «ОСК» Алексей Рахманов отметил, что для выполнения поручения Президента, корабелам ОСК необходимо довести цифры гражданского «заработка» до 250-280 млрд рублей, из которых 20-25% – получать на внешних рынках.
«Ключевым фактором успеха на внешнем направлении становится финансовая конкурентоспособность. В этом плане для нас важна действенная система механизмов, соответствующих нуждам отрасли, в том числе по содействию непосредственно экспортным проектам», – подчеркнул президент корпорации.
На заседании обсудили меры государственной поддержки и совершенствования системы ценообразования, налоговой и кредитно-финансовой политики, которые должны помочь отечественным производителям стать конкурентоспособными на мировом рынке. Кроме этого, крайне важно развивать инновационную деятельность предприятий, поскольку только продукция, созданная с применением прорывных новейших технологий, способна конкурировать с ведущими иностранными производителями и вызывать интерес у потенциальных покупателей за рубежом.
Импортозамещение также следует рассматривать как важный элемент развития предприятий судостроения и условием для выхода на новые рынки. Генеральный директор ЦНИИ «Курс» Виталий Ханычев остановился на проблемах разработки и производства оборудования, сообщив, что сегодня от 30 до 80% судового комплектующего оборудования на тех судах, которые строятся в России, иностранного производства. Поэтому одним из новых рынков и одним из путей диверсификации оборонно-промышленных предприятий может быть развитие собственного российского производства судового комплектующего оборудования.
Один из примеров эффективного решения задач в области импортозамещения — создание Центра судового комплектующего оборудования (Центр СКО), который совместно с Минпромторгом РФ занимается сбором, каталогизацией, предоставлением информации о номенклатуре судового оборудования, производимого в РФ, а также осуществляет сопровождение локализации иностранных и отечественных предприятий. Последнее особенно важно с учетом того, что сегодня идет активное насыщение проектов судостроительного комплекса «Звезда» российским оборудованием.
Центр СКО в качестве интегратора по взаимодействию со всеми участниками процесса строительства судов – проектантами, судовладельцами, судостроителями, производителями оборудования – готов провести исследовательскую работу в части анализа реальных возможностей оборонно-промышленных предприятий судостроительной отрасли по выпуску гражданской продукции, оценке их конкурентоспособности, а также разработке новых адресных мер господдержки в части судового оборудования. Именно такой комплексный подход, по мнению экспертов, позволит выстроить оптимальную программу диверсификации производств.
В продолжение темы, озвученной в начале заседания Алексеем Рахмановым, особое внимание эксперты уделили вопросам государственной поддержки повышения конкурентоспособности российских производителей для их успешного выхода на внешние рынки.
Директор по клиентской работе АО «Российский экспортный центр» Павел Аносов сообщил о механизме государственной поддержки организаций, реализующих корпоративные программы повышения конкурентоспособности (КППК) в рамках нацпроекта «Международная кооперация и экспорт», выделив такие инструменты поддержки экспорта как льготное финансирование, субсидирование транспортировки экспортной продукции, инфраструктура поддержки экспорта, включая механизм «одного окна», специализированные проекты и программы. Так, на субсидирование процентных ставок по экспортным кредитам и кредитам на создание экспортно-ориентированных производств выделено 361 млрд руб. Аносов сообщил, что для получения льготного банковского финансирования и других мер госсподдержки предприятия подают заявки на участие в программе, после чего Минпромторг осуществляет отбор и включает предприятие в перечень производителей федерального значения.
Вице-президент Блока «Проекты развития» ВЭБ.РФ Алексей Тернавский подробно остановился на финансовых инструментах для поддержки проектов предприятий в области увеличения экспорта продукции и отдельно в области диверсификации ОПК, в том числе, программах льготного финансирования.
В обсуждении актуальных вопросов развития экспортного потенциала судостроителей активное участие приняли И.о. генерального директора ФГУП «Крыловский государственный научный центр» Павел Филиппов, Генеральный директор – генеральный конструктор АО «Концерн «Моринформсистема-Агат» Георгий Анцев и другие руководители.
Комментируя данную тему, Координатор Экспертного совета по развитию судостроительной промышленности и морской техники, Первый заместитель председателя Комитета Государственной Думы по экономической политике, промышленности, инновационному развитию и предпринимательству, Первый вице-президент Союза машиностроителей России Владимир Гутенев отмечал: «Прежде всего, конкурировать с зарубежными производителями и выходить на внешние рынки с нашей продукцией без государственных преференций практически невозможно. Большинство крупных зарубежных производителей получают скрытые субсидии на НИОКР, что дает им конкурентные преимущества перед нами. Считаю, что у нашей страны есть два пути, чтобы развивать собственное гражданское судостроение более быстрыми темпами. Первый – это специализация на высокотехнологичных судах: газовозах, атомном, ледовом флоте. Второй путь – поддержка строительства простых судов, где маржинальность невелика. Конкурировать на внешнем рынке с ними не стоит, но необходимо постепенно развивать их производство с помощью ценовых преференций в размере не более 10–15%. Также важно открыть для судостроительных предприятий доступ к недорогим «длинным» деньгам. Это тоже важный элемент повышения конкурентоспособности отечественного судостроения».