>Вопреки всем законам природы

23 августа 1942 года для Сталинграда и сталинградцев был страшный день. Немецкая авиация нанесла массированный удар по городу. 

Тогда погибло 40 тысяч человек. Было уничтожено более половины жилого фонда довоенного Сталинграда. Город превратился в руины. В тот же день к 16 часам 14-й танковый корпус генерала фон Виттерсгейма ворвался на северную окраину города. Десятки немецких танков 16-й танковой дивизии генерал-лейтенанта Хубе появились в районе Тракторного завода, всего в полутора километрах от заводских цехов. Между стальной армадой вермахта и беззащитным городом на том направлении не было ничего, кроме трёх женских батарей 1077-го зенитного полка. Правда, на помощь девушкам из ворот Тракторного завода выкатились два танка и три трактора, обшитые броневой сталью. За ними двигался батальон рабочих, вооружённых винтовками. Вот и все силы, которым суждено было стоять здесь насмерть. На помощь этой горстке людей никто прийти не мог. Соединения 62-й армии, закрывавшие северные окраины Сталинграда, в это же время вели кровопролитные бои в нескольких километрах от Тракторного завода. Чтобы помочь зенитчицам и ополченцам, требовалось время, а его-то как раз и не хватало. Могли немцы знать, что им противостоят три батареи девушек-зенитчиц и батальон ополченцев? Вероятно, нет. Танки прошли к окраинам стремительно, и понятно, что затем была проведена разведка, и стало ясно, что серьёзного сопротивления ждать не приходится. Но фашисты ошиблись: девушки получили приказ установить орудия на прямую наводку. И у стен Тракторного завода разыгралась настоящая военная драма. 18–20-летние девушки, недавние школьницы, с обеих сторон вели огонь прямой наводкой по вражеским танкам. Каждое из 37 орудий превратилось в опорный пункт обороны. Уже в который раз немцы начинают атаку оборонительных позиций зенитчиц и ополченцев, но снова и снова отступают, оставляя на огненном пятачке горящие машины. После отхода танков зенитные расчёты с воздуха атаковали пикирующие бомбардировщики Ю-87 и летящие на бреющем полёте истребители Ме-109. Однако артиллеристы чётко выполняли приказ: по самолётам огонь не открывать. Все снаряды предназначались исключительно для танков. 

Да, трудно поверить, но девушки преподнесли немецким «панцирям» урок героизма и мужества. В результате двухдневного боя немцы потеряли 83 танка. Было обескровлено три батальона немецкой пехоты. Однако такие результаты были достигнуты ценой гибели всех защитников Тракторного завода и уничтожения 37 зенитных орудий.

Поздним вечером 24 августа командующий немецким танковым корпусом генерал Виттерсгейм прибыл на то место, где находились позиции русских зенитчиц. Он вспоминал, что позиций не осталось, вся местность была изрыта воронками и усеяна искорёженным металлом. Здесь же он увидел и тела погибших. Генерал лично приехал посмотреть на тех, кто двое суток сдерживал шквал атак его танков, «вопреки всем законам природы». Он-то думал, что мужественными людьми были крепкие мужчины, но увидел другую картину. Он увидел мёртвую зенитчицу, прижимающую к груди снаряд, который она не успела донести до орудия. Рядом с ней лежала совсем юная девушка, которая в одной руке сжимала трубку разбитого полевого телефона, в другой – револьвер. Чуть поодаль генерал увидел пожилого рабочего Тракторного завода, так и не выпустившего из рук трёхлинейку. Магазин винтовки был пуст. И генерал понял, что люди стояли в обороне до последнего патрона и до последнего вдоха… 

Спустя два часа генерал Виттерсгейм докладывал обстановку командующему 6-й армией генералу Паулюсу и убеждал того, что дальше идти – полное безумие. Невозможно взять город, за который насмерть бьются не только солдаты-мужчины, но и юные женщины, практически дети! Итогом того разговора стало отстранение от должности генерала Виттерсгейма.

Что интересно, 23 августа 1942 года, когда у стен Тракторного завода до конца стояли наши зенитчицы, Геббельс  выступал с пафосной речью по берлинскому радио: «Взятие крепости на Волге – города, носящего имя русского лидера, – дело считаных часов! Слушайте наши сообщения! Не отходите от приёмников. Иначе вы пропустите исторический момент – сообщение о взятии Сталинграда».

Слушатели немецкого радио обещанного сообщения так и не дождались. Вожди Третьего рейха отлично посчитали количество танков, самолётов, численность войск, однако они не учли одного – силу духа советских людей, вставших стеной за своё Отечество. Ту силу, которая и помогла проявлению стойкости и героизма, жертвенности ради общей победы над сильным врагом. 

Этот эпизод Великой Отечественной войны изучен мало, хотя схватка зенитчиц с танками сыграла огромную роль в дальнейших событиях Сталинградской битвы. Хотя бы потому, что немецкие генералы поняли, что наскоком сломить сопротивление сталинградцев не удастся. Если эти хрупкие девушки дрались так отчаянно, то чего следует ждать от прибывающих к городу пехотных полков, танковых дивизионов и разящих ударов реактивных установок «катюша»?

Да, было ещё много летних, осенних и зимних сражений под Сталинградом, но мужество зенитчиц стоит выделить особо. И конечно, этот подвиг требует художественного воплощения в кино.  

от admin