>В Судостроительном колледже учатся с увлечением

Старейший Владивостокский судостроительный техникум, который сегодня является судостроительным колледжем, славен знаменитыми выпускниками. Продолжая наш  разговор с директором учебного заведения Ириной Владимировной Глушковой, мы не могли обойти стороной тему выпускников, потому что современная история учебного заведения без прошлого будет неполной.

Свежи ещё в памяти перипетии летней Олимпиады в Бразилии, где, невзирая на давление, наши атлеты показали хороший результат. О тех событиях газета «ПП», учредителем которой является Приморское региональное отделение СМР, писала немало.   Впрочем, гордость колледжа — гребец Степан Ощепков — единственный приморец, выигравший золотую медаль на ХVIII Олимпийских играх в Токио (Япония). По его воспоминаниям, когда был дан старт, в паре с В. Химичем на каноэ-двойке они приложили максимум усилий, чтобы победить. Последние 200-150 метров до финиша они шли в бессознательном состоянии. Выполняя волю гребцов, мышцы, натренированные до автоматизма, продолжали мощными гребками гнать лодку вперёд. И даже после финиша все возгласы и приветствия как бы издалека доходили до чемпионов Олимпиады. Впрочем, студент Владивостокского судостроительного техникума Степан Ощепков был всегда волевым и мужественным человеком. На III спартакиаде народов РСФСР он стартовал с травмой колена и, превозмогая боль, шесть раз (!) выходил на старт 1000-метровой дистанции. Занял он тогда второе место, что помогло сборной Приморья занять первое место по гребле. Недаром сегодня в колледже чтут своего прославленного на весь мир студента. И продолжают добрые традиции не только в спорте. Спорт здесь не забывают, но учёбе, понятное дело, отводится первостепенная роль.

Ирина Владимировна Глушкова: «Студенты как всегда были разными, так они разными и остались. Есть ленивые и не приученные учиться. Если просто лень — это полбеды, через это перешагнуть можно. Есть ребята абсолютно инфантильные, которые ничего не хотят. Вот это хуже всего. И бедный родитель идёт на поводу у этого ребёнка. Сначала ребёнок хочет быть поваром, и вот он год проучился, но понял, что он не хочет быть поваром, а хочет быть юристом. Затем он сюда приходит, его уже просто «толкают» в наш колледж на механика. Как только он понимает, что надо работать с гаечным ключом в руках, а это грязный и тяжёлый труд, он отсюда, как чёрт от ладана, бежит. Он не понимает вообще, чего он хочет или чего не хочет. Есть такие ребята: ни цели, ни стремления — ничего. Вот это самый сложный случай. Со всеми остальными можно работать. Ленивых можно заставить, необученных можно доучить. Это не проблема, было бы желание с их стороны чего-то достигнуть в жизни.

Есть и особо талантливые ребята. И иногда даже не скажешь, что где-то там чего-то у него скрыто, а потом это выходит наружу, и оказывается такой интересный человек! Преподаватели в колледже — это люди особо заинтересованные: они как вцепятся в своих студентов, так те уже не могут лениться и учиться абы как.

Победы на конкурсах

Для учащегося очень важно, что он может получать дипломы и награды. Пригодятся они ему или нет, но это для него такой жизненный опыт, что он ездил куда-то, соревновался. Из года в год проходит международный чемпионат «IT-Планета». Первый год он проводился в Хабаровске, были задействованы очень сильные компьютерные компании с разными программами. Чемпионат этот уровня не нашего учебного заведения: в нём в основном соревнуются студенты вузов. Мы несколько лет принимали участие в нашем федеральном округе, по 15 человек на него всегда ездили, занимали хорошие места. В этом году наши ребята впервые выиграли федеральный округ, прошли на Россию, в центр. Всеми правдами и неправдами, но мы послали в Екатеринбург четверых человек на Международную олимпиаду в сфере информационных технологий «IT— Планета». Двое из наших ребят на самолёте до этого ни разу не летали, и эта поездка стала для них приключением, можно сказать, на всю жизнь!

Было много участников из разных стран: Украины, Казахстана, Армении и других, и среди них всех мы заняли 7-е и 9-е места, а по России стали первыми. Ребята из Владивостокского судостроительного колледжа разделили титул чемпионов России с командами Кубанского государственного университета и Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого.

Представляете, мы стали первыми! Конкурсный отбор на эту олимпиаду многоэтапный. А наши педагоги, если взялись, то будут своих студентов убеждать: «вы это можете, вы сделаете!»

На эти состязания ездили и на равных со студентами вузов выступали ребята с третьего и четвёртого курсов. И здесь нет ничего удивительного. Если подумать, чем программа обучения в университете так уж сильно отличается от нашей? Практически ничем. Взять нашего учащегося, которого мы получили после 9 класса, — он ещё ЕГЭ не испорчен. В 10-11 классах школа сейчас практически не стала давать знания. Два года отводятся на «натаскивание» на ЕГЭ. Конечно, дорабатывают ещё стандарт, но всё равно это уже не та школа, в которую ходили мы. В колледже после 9 класса школьнику даются за год базовые знания 10-11 классов, то есть всё, что надо, мы даём. Всю необходимую основу он у нас получает. Плюс уже делается упор на знания, которые направлены на профессию. И получается, что, когда подготовленный нами выпускник выходит от нас, у него всё то, что у школьника есть, плюс базовые профессиональные знания.

Ещё что тут срабатывает? У нас студентов пестуют — считается, что они ещё дети, и классные руководители, завотделениями за ними смотрят, а если надо, то и душу вынут, заставляя учиться. У нас остался режим сопровождения, а в университете завалился: всё, до свидания, мы тебя отчислили. Одинаковые совершенно дети приходят и в вузы, и к нам, но здесь мы их «дотаскиваем». Учение — это труд, а к труду надо приучать, заставлять, осознание необходимости этого приходит потом. В институтах этого нет. Конечно, в вузах много хороших студентов, которые сами в определённом направлении двигаются. А здесь, в колледже, тебя в этом направлении поведут. На олимпиадах же конкурсанты — все в одной среде и чувствуют себя все на равных.

Сегодня в департаменте образования Приморского края обратили внимание на то, что у нас не только на уровне университетов образование в области информационных технологий достаточно сильное, но и на уровне колледжей тоже.

Ярмарки профессий, презентации, дни открытых дверей

Традиционное популярное мероприятие в колледже для выпускников 4-х курсов — представление талантов. Мы приглашаем работодателей и ребят разных специальностей для общения с ними. Работодатели проявляют большую заинтересованность во время таких встреч, но многие ребята ещё в состоянии эйфории: он немного доучится, затем пойдёт отдохнёт, и только потом его, с распростёртыми объятиями, встретят на заводе. Я их каждый раз убеждаю: «Ты сейчас иди, пока перед тобой работодатель! А потом ты будешь бегать на биржу труда, искать работу».

У нас часто проходят соревнования краевого уровня, обычно в нашей плоскости — между колледжами. В этом году мы стали проводить состязания совместно со школами. Много было интересных проектов, один из них — проект «Презентации». Наши ребята делали презентацию своей профессии, которую они уже получают, а школьники — того, кем они хотят быть и как они это видят. Мы совместили конференцию, соревнование и конкурс, и получился один проект.

Считаем, что надо больше работать со школьниками, потому что они от нас как-то оторваны, а тут мы их приглашаем на свою площадку. В День открытых дверей каждая кафедра выставляет всё самое интересное. Например, радисты приносят плато, паяльники и приглашают целые классы школьников вместе с классными руководителями. Они дают школьникам что-то паять, демонстрируют, как работает схема, предлагают всё потрогать своими руками. Компьютерщики как свой 3D-принтер выставят, так он и работает и на глазах у всех создаёт какую-нибудь  деталь. Это же интересно! Механики свои двигатели дают крутить руками. Ребятам всё хочется попробовать, всё проходит на уровне такой взрослой игры. А как результат — есть конкурс на бюджетные места на наши специальности: «технология машиностроения», «судостроение», «компьютерные сети» — у механиков, радистов, информационщиков; на «земельное имущество», «логистику» и другие.

Соревнуемся мы за своего студента и с другими колледжами, ведь многие специальности открываются или уже открыты в других учебных заведениях. В этом году мы на бюджет запустили специальность «информационные системы», а была она только на внебюджете. Одновременно мы получили лицензию на специальность «программирование». «Компьютерные сети», которые у нас есть, — это «железо», ребята работают с «железом». «Программирование» — это совершенно другая сфера деятельности. Мы открыли в этом году обучение по новым специальностям: «технология защиты информации» и «радиосвязь, радиовещание и телевидение».

Занимаясь на очном отделении, старшекурсники могут заочно поступить ещё на одну специальность по выбору и одновременно учиться по двум направлениям. Взять, например, «судостроение». Ребята в процессе обучения должны получить рабочую профессию, например, токаря-универсала или сварщика. Наш специалист так увлёк их сваркой, что они переварили уже, по-моему, всё, и у них проснулся интерес к получению второй и третьей специальностей. У компьютерщиков есть курс веб-дизайна, ещё и другие курсы по специальностям, которые можно получить дополнительно. Одного диплома сегодня мало, и мы предоставляем шанс своим студентам получить ещё и те навыки, которые их интересуют помимо основной специальности, чтобы трудоустроиться по профессии, в которой они смогут проявить себя наилучшим образом».

 

Светлана Муравьёва

от admin