>Далекая окраина России…(Окончание)
В 1938 году…
Совсем скоро, 20 октября, исполняется 75 лет со дня образования Приморского края, чья история неразрывно связана с морем, доблестным Тихоокеанским флотом, который во все времена был и остается надежным щитом водных рубежей России. Присутствие военных моряков нисколько не мешало общему развитию края, когда переселенцы начали активно осваивать обильные плодородные земли. Ведущей отраслью сельского хозяйства стало животноводство. С 1912 года формируются высокотоварные хозяйства, все больше становится крупных сельских предпринимателей…
Промышленное развитие Приморья осуществлялось за счет разработки природных ресурсов. К концу ХIХ века промышленное значение приобретает вылов рыбы, морепродуктов, осваивается лесодобывающая отрасль. Становится заметен ускоренный рост производства стройматериалов, представленного кирпичными, известковыми и бетонными заводами. Заметную роль приобрела металлообработка. Особо выделялся Владивостокский казенный судоремонтный завод. В начале ХХ столетия поднимается обрабатывающая промышленность и горнодобывающее производство. Началась промышленная эксплуатация полиметаллического месторождения, активно экспортируется лес. Порт Владивосток, вошедший в пятерку крупнейших портов России, усилил свое международное значение. Здесь открылись более десятка консульств, работали различные иностранные торговые представительства.
В 1884 году во Владивостоке начинает действовать только что созданное Общество изучения Амурского края. Члены Общества вели научно-краеведческую работу, занимались сбором материалов о крае, создавали коллекции, писали научные статьи. Восточный институт, который был единственным на Дальнем Востоке высшим учебным заведением, стал и первым научным центром в регионе. В Восточном институте шло обучение современным живым языкам, истории, географии, экономики, правоведения азиатских стран, ближайших соседей Российской империи. Появление Дальневосточного государственного университета (ДВГУ) и Дальневосточного политехнического института (ДВПИ), затем — Дальневосточного государственного технического университета (ДВГТУ), сегодня входящего в состав ПРО СМР и преобразованного в Дальневосточный федеральный университет (ДВФУ), обусловлено историческим развитием научных контактов ученых Приморского края и ученых зарубежья, а также развитием промышленности, кадры для которой всегда готовил вуз.
Следует сказать, что огромный вклад в укрепление Приморья как восточного форпоста нашего Отчества внес выдающийся российский деятель — генерал-губернатор Восточной Сибири граф Н.Н. Муравьев-Амурский. Его дипломатический талант очевиден — граф принимал активное участие в ратификации сначала Айгуньского, затем Пекинского договоров, регламентирующих взаимоотношения Российской империи с Китаем. Неоценимый вклад в промышленность, культуру, просвещение внесли ученые, путешественники, поэты, актеры, музыканты и писатели П.В. Виттенберг, В.Л. Комаров, С.О. Макаров, Н.Н. Асеев, Д.Д. Бурлюк, А.А. Фадеев, певица А.Д. Вяльцева, актриса В. Ф. Комиссаржевская. Особняком стоит в этом ряду имя выдающегося путешественника, ученого, писателя В.К. Арсеньева, отдавшего более тридцати лет исследованиям Дальнего Востока, включая и исследования Приморского края. Книги и очерки Владимира Клавдиевича до сих пор являются путеводителем в мире отечественного краеведения: недаром приморцы увековечили его имя в названии города, в котором успешно функционируют два ведущих завода «Аскольд» и «Прогресс», лидирующие среди промышленных предприятий, участвующих в общественных делах ПРО СМР. В краевом центре есть дом-музей В.К. Арсеньева, его имя носит Приморский государственный объединенный музей, установлен бюст…
ХХ век стал для части территории, занимающей восточную оконечность России, определяющим. 20 октября 1938 года Указом Президиума Верховного Совета СССР «О разделении Дальневосточного края на Хабаровский и Приморский края» Дальневосточный край был поделен на две самостоятельные административно-территориальные единицы: Хабаровский край с центром в городе Хабаровске и Приморский край с центром во Владивостоке. И сегодня Приморье имеет статус Приморского края в составе Российской Федерации.
Статистика, статистика…
Согласно статистическим данным, в Приморском крае к середине 20-х годов прошлого столетия проживало около 600 тыс. человек, что составляло 44% всех дальневосточников. В 1930-е годы Приморье получает ощутимую бюджетную прибавку как территория, включенная в программу форсирования развития индустриализации и коллективизации сельского хозяйства — в рамках первых пятилетних государственных планов. Экономическое развитие края рассматривалось государством в качестве сырьевой базы большой страны. Широко развернулось строительство дорог, новых промышленных предприятий. 26 мая 1936 года принято постановление СТО СССР о строительстве в поселке Семеновка Яковлевского района завода по ремонту самолетов и авиадвигателей. С 1939 года начался ремонт самолетов и двигателей, а в 1940 году Наркомат авиационной промышленности принял решение о переводе завода на серийное производство самолетов Ут-2 (конструкция А.С. Яковлева)… В 1959-65 годах завод увеличил свои площади и осуществил реконструкцию. 12 сентября 1963 года номерному заводу №116 присвоено наименование «Арсеньевский машиностроительный завод «Прогресс». С конца 80-х на ААПО началась конверсия. Коллектив предприятия подготовил и поднял новый вертолет бизнес-класса Ми-34, не имеющий на тот период аналогов в СНГ. Здесь же подготовлено производство еще одной гражданской машины — многоцелевого самолета Ан-74…
Вертолет Ка-52 «Черная акула» и спец. изделия морского ракетного комплекса хорошо известны за рубежом, как, впрочем, и современные боевые машины Ка-52 «Аллигатор», собранные в цехах современной «Арсеньевской авиационной компании «Прогресс» имени Н.И. Сазыкина», ведущем предприятии, входящем в состав ПРО СМР.
Статистика роста производственных показателей завода доказывает, что предприятие имеет перспективы дальнейшего развития.
Если вернуться в 30-е годы, то стоит отметить, что бурное развитие промышленности края потребовало новых рабочих рук. С этой целью проводится массовая агитация по добровольному переселению на Дальний Восток рабочих и крестьянских семей из центральных регионов страны. И почин в этом деле подали демобилизованные красноармейцы, прибывающие на дальневосточные земли, отслужив в воинских частях практически из всех уголков государства, а военнослужащие-дальневосточники оставались здесь строить заводы и фабрики, дороги и мосты, поднимать промышленность и сельское хозяйство. Вместе с заселением Дальнего Востока проводилась принудительная депортация 1937-1938 года всех жителей корейской и китайской национальностей, всего 200 тыс. человек, земли не опустели, напротив, произошел прирост населения — к 1940 году его численность достигла 939 тыс. человек.
Трудовой фронт
В годы Второй мировой войны край жил по законам военного времени. Он хоть и считался глубоким тылом, но в одночасье мог стать фронтом. На промышленные предприятия легла основная тяжесть по производству военной техники и снарядов, судоремонту, заготовке леса, добычи угля, редких и цветных металлов. В 1943 году в городе Арсеньеве в короткие сроки построен машиностроительный завод «Аскольд», выпускающий боеприпасы для фронта. В дальнейшем на «Аскольде» был налажен выпуск судовой арматуры, гидрокомпасов, которые завод отгружал экпортерам. Завод одним из первых в Дальневосточном регионе провел на своих площадях реорганизацию станочного парка, оснастив цеха качественными станками с программным управлением. В 1966 году коллектив предприятия по достоинству был награжден орденом Трудового Красного Знамени. Сегодня союзмашевский «Аскольд» крепко стоит на ногах и с уверенностью смотрит в завтрашний день.
Развитие оборонной промышленности
После войны Приморье продолжало развиваться как крупный промышленно-аграрный район Дальневосточного региона. Сырьевая специализация сохранялась. Осваивались новые месторождения угля и руд, строились горно-обогатительные фабрики, возводились электростанции, другие объекты. Не забывали и о том, что близость сопредельных азиатских государств требует не только взаимовыгодного сотрудничества, но и дальновидной бдительности. История кровопролитных освободительных войн научила порох держать сухим. По этой причине немалые государственные средства были вложены в создание предприятий военно-промышленного комплекса. Они имели всесоюзное значение и подчинялись союзным министерствам и ведомствам. В середине прошлого столетия один за другим появляются на карте Владивостока оборонные машиностроительные заводы — «Изумруд» (1965 г.), «Дальприбор» (1967 г.), «Варяг» (1973 г.). Заметим, что входящий в состав Приморского регионального отделения завод «Радиоприбор», недавно отметивший свое 55-летие, был построен в тот период, когда в крае создавались новые отрасли промышленности: электротехническая, приборостроительная, инструментальная и другие. 1958 год стал годом рождения «Радоприбора».
Будущее Приморского края
Считается, что будущее Приморского края — это, в первую очередь, новая экономика. После завершившегося саммита АТЭС во Владивостоке в 2012 году, строительства уникальных объектов, открылись новые горизонты для интеграции Приморского края в АТР. Хочется верить, что в новых экономических условиях обязательно найдется место развитию промышленного сектора, в первую очередь производственным предприятиям, входящим в состав регионального отделения Союза машиностроителей Приморского края.