>Долгие фронтовые дороги

Приближается знаменательная дата – 75-летие Победы в Великой Отечественной войне. Как важно, что мы, потомки участников народной битвы за свободу и независимость нашей Родины, находили время встретиться с ними и записать их воспоминания о военном лихолетье, их жизни и работе в мирное время. Я благодарю судьбу, что в своё время она подарила мне несколько встреч с героями Великой Отечественной войны.

События тех далёких лет всегда оживали в памяти участников Великой Отечественной войны, и каждое из них отзывалось болью в сердце. Не каждый фронтовик хотел возвращаться в прошлое, слишком тяжелы были воспоминания о потерях близких, товарищей, людском горе.

С Василием Петровичем Сыпко я встретилась у него дома. Мы долго говорили о войне. Василий Петрович оказался приятным собеседником, интересным рассказчиком.

В их семье было восемь детей. Отец умер рано. Мать воспитывала их одна. После окончания средней школы в г. Лесозаводске Василий поступил в ДВПИ на специальность «Машиностроение». Как и многие молодые люди, строил большие планы на будущее. Но война перечеркнула всё.

Пришлось Василию забрать документы из института и устроиться на работу инспектором центрального статистического управления. А в августе 42-го его призвали в армию и направили в учебный полк Хабаровского военного округа. Но вместо военной подготовки послали молодых солдат копать картошку в Амурскую область. В декабре выдали солдатам тёплое обмундирование и пешком отправили до Хабаровской железнодорожной станции, а это 45 километров. Поговаривали, что направят под Сталинград. Но в селе Алкино, что недалеко от Уфы, их эшелон посетили военные инспекторы и выяснилось, что солдаты не прошли обучение. Вернули опять в учебные лагеря. Три месяца учили военному делу.

Фронтовая жизнь Василия началась с марта 1943 года, когда их погрузили в вагоны и повезли в курско-орловском направлении. Василия зачислили в 194-ю стрелковую дивизию, 114-й батальон.

Под станцией Русский брод эшелон разбомбили немецкие самолеты. Здесь молодой солдат впервые увидел раненых и смерть товарищей.

В котлован Курской дуги шли по ночам, а днём отсыпались в лесу. Когда прибыли к месту назначения, Василия забрали в 470-й стрелковый полк. Жили в землянках, еду приносили в термосах, суп и кашу – то перловую, то пшеничную. Три месяца стояли в обороне и готовились к отражению ударов противника и переходу в контрнаступление, которого все ждали с нетерпением. И вот настал долгожданный день. На рассвете 5 июля 43-го началась Курская битва не на жизнь, а на смерть. Помнил Василий, как фрицы вытеснили их пехоту из одной траншеи, потом из другой. Но советские воины отчаянно сражались и отогнали противника назад. Прорвать оборону врагу не удалось.

После победы на Курской дуге Василий вместе с другими солдатами Красной Армии гнали фашистов до самого Днепра. Однажды в одном из боев за плацдарм, где немецкие силы во многом превосходили наши, командиру батальона, чтобы удержать позицию, пришлось вызвать огонь «катюш» на себя.

Белоруссия запомнилась Василию выжженными дотла селами и торчащими печными трубами.

Вспоминал фронтовик ожесточённые бои в Восточной Пруссии. Зима 1944 года. Шли к месту дислокации. Командование объявило привал. И вдруг с тыла неожиданно появились немцы. Наши оказались по одну сторону дороги, те по другую. Завязался бой, потом перешли в рукопашную. А снег по пояс, двигаться тяжело. Жизнь каждого зависела от долей секунд. Кто кого быстрей одолеет. В один из моментов сражения Василия спасло от неминуемой гибели то, что у немца кончились патроны. Тогда в плен взяли 60 фашистов. За этот бой Василий получил орден Отечественной войны II степени.

Прошел ветеран фронтовыми дорогами Центрального и двух Белорусских фронтов. В одном из боёв неожиданно налетели немецкие пикирующие бомбардировщики и стали сбрасывать на наши позиции снаряды в ящиках. Ящики раскрывались в воздухе, и бомбы летели врассыпную. А местность равнинная, и укрыться негде. Упал Василий в небольшую земляную щель, где уже были двое бойцов, и давай стрелять по самолетам. И вдруг видит, как прямо на него со свистом летит злополучный ящик… Удар, от боли он потерял сознание. Когда очнулся, увидел, как товарищи откапывают его. Оказывается, злополучная махина врезалась в землю в нескольких сантиметрах от него.

Перед взятием Кенигсберга молодого сержанта Василия Сыпко приняли в партию. Потом их часть получила приказ отрезать фашистам отступление с косы Фрише-Нерунг. На баржах и катерах высадили к месту назначения десант морской пехоты и стрелковых частей. Немцы оказывали отчаянное сопротивление. Бои не прекращались и 8 мая, хотя судьба фашистов была уже предрешена. Ночью вдруг наступила непривычная тишина. Утром 9 мая немцы вывесили белый флаг.

Война не закончилась для старшего сержанта и после победы. Ещё нарушали покой многочисленные вооруженные группировки врага. Их часть охраняла дорогу Кенигсберг – Варшава. Только в ноябре 45-го его отправили на родину. Демобилизовался Василий в марте 1947 года. Приехал в свой родной город Лесозаводск и вскоре вместе с друзьями поступил в Хабаровскую юридическую школу, чуть позже окончил Всесоюзные курсы прокуратуры СССР, затем – заочно Всесоюзный юридический институт. Свою трудовую биографию начинал со следователя в Тернее. 34 года отдал он службе в прокуратуре края. Работал во многих городах и районах Приморья, в том числе и в Арсеньеве.

К двум орденам Отечественной войны II степени и множеству медалей добавилась ещё одна. От имени Президента Лукашенко Василию Петровичу вручили юбилейную медаль «За освобождение Белоруссии».

Что меня всегда поражало в разговоре с участниками Великой Оте­чественной войны, так это их память. Когда я встретилась с Иваном Федоровичем Ковальчуком, ему было за 80. Но, несмотря на свой возраст, он отлично помнил имена, фамилии, события полувековой давности. Весьма общительный и располагающий к себе человек с аналитическим умом, организаторскими способностями. На протяжении своей жизни Иван Федорович работал на многих ответственных постах, причем в самых различных направлениях.

После окончания сельскохозяйственного техникума в городе Ананьевске Иван Ковальчук приехал в Приморье в село Виноградовка. В 1940 году его призвали в армию. Служил в новом подразделении 134‑й отдельной зенитной батареи. За три месяца до начала Великой Отечественной войны Ивана направили на ускоренные курсы в Уссурийскую полковую школу. Досрочно присвоили звание младшего командира.

…Их батарея из четырёх орудий стояла на скалистой крутой сопке в районе села Ново-Бельмановка Хорольского района. Ивана назначили командиром первого орудия. Часто ему приходилось выполнять обязанности помощника огневого взвода.

…Жили в землянках. Бытовых условий – никаких. Первые два года вой­ны даже спали одетыми. В любое время суток подразделение обязано было находиться в полной боевой готовности. 80 процентов личного состава их зенитной батарее отправили на фронт. Никто живым не вернулся.

Большая часть подразделения состояла из девушек: связисток, прибористок, дальномерщиц. Была даже одна заряжающая. Сибирячка – рослая, крепкая такая. Всегда на учениях занимала первое место по скорости заряжения орудия…

В 1943 году зенитная батарея, в которой служил Иван Ковальчук, вошла в состав 639-го отдельного зенитно-артиллерийского полка. За время военных действий полк передислоцировали в Спасск, затем в село Вассиановка, там и встретили День Победы. Но для них это был ещё не конец войны.

Япония издавна рассматривала агрессию против СССР как основную цель внешней политики. Японское командование постоянно держало у советской границы крупную боеспособную группировку – Квантунскую армию.

9 августа 1945 года СССР, выполняя союзнические обязательства, начал военные действия против Японии.

Батарею Ивана погрузили в вагоны и отправили на Муданьцзян. Брали штурмом укрепрайон противника. Прочёсывали улицы города и выбивали японцев из домов и подвалов. С обеих сторон были большие потери.

В результате стремительного продвижения советских войск оборона противника была сломлена. 2 сентября 1945 года Япония подписала акт о безоговорочной капитуляции. Вторая мировая война закончилась…

После войны командование оставило Ивана в полковой школе, которая находилась в селе Чернышевка. Иван Фёдорович готовил младших командиров. Демобилизовался только в декабре 1946 года.

Мирная жизнь Ивана Фёдоровича была насыщенна ответственной работой.

В далёкие 60-е годы, после реорганизации Анучинского и Яковлевского районов, Иван Фёдорович работал в Арсеньеве заведующим сберегательной кассой. Заработная плата была небольшой, всего 98 рублей, а семью содержать надо – жену и двоих детей. Вовремя предложили должность старшего инспектора госдоходов Анучинского районного финансового отдела. Он согласился. Помимо основной работы были у него и другие обязанности. Иван Фёдорович был народным заседателем в Анучино, исполнял обязанности судьи. Затем в течение пяти лет работал заведующим торговым отделом горисполкома. Десять лет – заместителем начальника автотранспортного предприятия.

Горком партии доверил Ивану Фёдоровичу возглавить комбинат коммунальных предприятий и благоустройства города Арсеньева. Начинать приходилось с нуля. Прежнее предприятие – горкомхоз – развалилось, и проконсультироваться было не у кого. Вот и пришлось ездить по всему Приморью и учиться вести городское хозяйство.

В 1977 году председателем горисполкома назначили Веру Михайловну Арбатскую, которая поставила задачу – озеленить город. Посадочный материал: семена цветов, саженцы деревьев – где могли покупали, где выпрашивали. Траву для газонов выписали из Подмосковья. Уже на следующий год рассада была своя. Обеспечивали ею все предприятия и учреждения. Город в те годы заметно преобразился и был похож на цветущий сад. Пришлось тогда повозиться с теплолюбивой туей. Спасали её от морозов и резких перепадов температур. Деревья и по сей день сохранились и растут. В те времена Арсеньев три раза занимал первые места в краевых конкурсах по озеленению городов.

В 1982 году Ивану Фёдоровичу Ковальчуку было присвоено звание «Почетный гражданин города Арсеньева». Когда провожали на пенсию, вручили талон на «Жигули».

Иван Фёдорович Ковальчук награжден орденом Отечественной войны II степени, медалью «За победу над Японией».

Но самая достойная награда для участников Великой Отечественной войны – это наша память.

от admin