>Современные подводные лодки ВМФ России

День моряка-подводника отмечают в России 19 марта. 114 лет назад указом всероссийского императора Николая II в классификацию кораблей были включены подводные лодки, а в боевой состав Российского императорского флота вошли два десятка субмарин типа «Форель», «Касатка», «Сом» и «Осетр». Исторические «рыбные» названия сохранились в наименованиях проектов советских и российских субмарин.

Первыми звания «офицер подводного плавания» приказом Главного морского штаба были удостоены 68 офицеров, сдавших специальный экзамен. Россия была одной из первых среди стран, применивших подводные лодки в вооружённой борьбе на море.

Подводные силы как самостоятельный род флота России сформировались к концу Первой мировой войны 1914-1918 годов. К началу Великой Отечественной войны 1941-1945 годов в составе четырех флотов страны находилось 218 подводных лодок. За годы войны подводники совершили более 1200 боевых походов, произвели около 700 торпедных атак, выпустили 1542 торпеды, в активных минных заграждениях поставили 1736 мин. В итоге ими было потоплено около 100 боевых кораблей и более 200 транспортов противника.

В середине 50-х годов прошлого столетия в ответ на создание США подводной лодки с атомной энергетической установкой в СССР были развёрнуты работы, направленные на обеспечение паритета в этом направлении. Мы справились с этой грандиозной задачей практически в два раза быстрее. Был точно выбран путь от первого в мире атомного реактора, использованного в Обнинске, к главной энергоустановке подводной лодки, а также за шесть лет проведены огромные исследования и разработки, выполненные 135 организациями. 1 июля 1958 года был поднят Военно-морской флаг на первой в России атомной подводной лодке К‑3 «Ленинский комсомол». 4 июля 1958 года академик Анатолий Петрович Александров сделал историческую запись в вахтенном журнале пульта ГЭУ: «Впервые в стране на турбину без угля и мазута был подан пар».

В подводном флоте Советского Союза состояло на вооружении 216 субмарин различных типов и классов, сейчас их – порядка 70 (всего 13 проектов). В настоящее время в России строится серия многоцелевых подлодок четвертого поколения проекта «Ясень» и стратегических ракетоносцев «Борей», идет создание беспилотных подводных аппаратов. В ближайшее время ожидается закладка двух дизель-электрических лодок проекта 636.3, всего для Тихоокеанского флота их построят шесть.

«Борей»

Российские тяжелые ракетные подводные крейсеры стратегического назначения проекта 941 «Акула» уступили место более скрытным и эффективным атомным ракетоносцам четвертого поколения класса «Борей». Всего в составе ВМФ России – 12 атомных стратегических подводных ракетоносцев, три из которых – проекта 955 «Борей»: «Юрий Долгорукий», «Александр Невский» и «Владимир Мономах». Вооруженные межконтинентальными баллистическими ракетами «Булава» (каждая субмарина несет по 16 ракет), лодки способны применяться в любой точке планеты, имеют неограниченную мореходность.

Подводные лодки проекта 955 (09551), 955A (09552) «Борей» (по кодификации НАТО SSBN Borei, также Dolgorukiy – от имени головного корабля класса) – серия российских атомных подводных лодок класса «ракетный подводный крейсер стратегического назначения» (РПКСН) четвёртого поколения. Разработан в ЦКБМТ «Рубин» (г. Санкт-Петербург) под руководством главного конструктора Владимира Здорнова. «Борей» создавался, чтобы в перспективе заменить подлодки проектов 941 «Акула» (Typhoon по классификации НАТО) и 667БДРМ «Дельфин» (Delta-IV по классификации НАТО).

«Бореи» являются первыми российскими АПЛ, где движение осуществляется с помощью одновального водометного движителя с высокими пропульсивными характеристиками (учитывая довольно большую энергоемкость, особенно удельную, корабельных реакторов ОК‑650В, использование водометных двигательных установок на надводных и подводных кораблях представляется вполне оправданным). Также, аналогично ПЛ проекта 971 «Щука-Б», ПЛ «Борей» имеет два откидывающихся подруливающих устройства и выдвижные носовые горизонтальные рули с закрылками.

Была проделана огромная работа по снижению шумности лодок и снижению физических полей. Шумность ракетного подводного крейсера стратегического назначения проекта «Борей» в 5 раз ниже по сравнению с многоцелевыми АПЛ «Щука-Б» третьего поколения и в 2 раза ниже, чем у американской «Вирджинии».

На лодке установлен ядерный энергоблок с водо-водяным реактором на тепловых нейтронах ВМ‑5 или аналогичным с парогенератором ОК‑650В мощностью в 190 МВт. Система управления и защиты ППУ – «Алиот». На лодках проекта установлен ядерный энергоблок 4 поколения – КТМ‑6.

Для движения используется одновальная паровая блочная паротурбинная установка ПТУ «Мираж» с ГТЗА ОК‑9ВМ или аналогичным с улучшенной амортизацией мощностью около 50 000 л. с. Для улучшения манёвренности ПЛ оснащены двумя подруливающими погружными двухскоростными гребными электродвигателями ПГ‑160 мощностью по 410 л. с.

До 2020 года предусматривается строительство и вхождение в боевой состав ВМФ восьми ракетных подводных крейсеров стратегического назначения. В настоящее время пять атомных подлодок модернизированного проекта «Борей-А» находятся в стадии строительства. Последний корабль этой серии – «Князь Пожарский» – был заложен в конце 2016 года.

«Ясень»

В составе ВМФ насчитывается 29 многоцелевых атомных подлодок различных проектов, среди которых субмарина четвертого поколения проекта 885 «Ясень» – К‑560 «Северодвинск» (головная подлодка серии в строю на Северном флоте). Следующие лодки строятся по модернизированному проекту 885М «Ясень-М». На «Севмаше» в 2009–2017 годах заложены шесть субмарин этого типа «Казань» (в этом году ожидается передача флоту), «Новосибирск» (ввод в строй предполагается в конце 2020 года), «Красноярск» (находится в стадии формирования прочного корпуса), «Архангельск», «Пермь» и «Ульяновск».

На кораблях проекта 885 применена однокорпусная архитектура на части длины прочного корпуса, а торпедные аппараты вынесены из носовой оконечности, где они обычно находились. В результате была сформирована «акустически чистая» носовая оконечность для размещения крупногабаритных гидроакустических антенн.

Новые АПЛ отличаются оптимизированными обводами корпуса, обновленной элементной базой комплексов радиоэлектронного вооружения, модернизированным оборудованием и современными материалами. Примечательно, что все компоненты – российского производства. Ранее многие элементы закупались в странах бывшего СССР. Кроме того, на «Казань» установили новый, менее шумный двигатель.

Помимо десяти 533-мм торпедных аппаратов лодки проекта «Ясень-М» вооружены большим арсеналом ракет. На них установлены восемь универсальных вертикальных пусковых установок, в каждой из которых – по пять крылатых ракет «Калибр-ПЛ». В зависимости от выполняемой боевой задачи они могут быть в разных модификациях: противокорабельные, противолодочные, для ударов по наземным целям и стратегические. Вместо «Калибров» субмарины способны нести и более мощные П‑800 «Оникс», специально предназначенные для уничтожения крупных надводных целей.

Благодаря оснащению универсальными пусковыми установками, которые дают возможность комбинировать ракетное вооружение, «Ясень» выполняет функцию, до этого не свойственную отечественным многоцелевым атомным подлодкам, – полноценного неядерного стратегического сдерживания, то есть произошло превращение таких подводных лодок из преимущественно противолодочных в ударные. На «Ясенях» размещены универсальные пусковые установки, которые позволяют применять крылатые ракеты различного назначения без каких-либо переделок, без изменений в составе радиоэлектронного вооружения.

Лодки проекта «Ясень» приходят на замену знаменитой на весь мир «звериной» дивизии многоцелевых атомных подводных лодок. Свое имя дивизия получила благодаря названиям лодок: «Пантера», «Гепард», «Тигр», «Волк», «Вепрь», «Леопард». Все они построены по проекту 971 и являются одними из самых «зубастых» подводных кораблей ВМФ России. Их задача – охранять наши стратегические подводные ракетоносцы от иностранных субмарин и кораблей.

«Черная дыра»

«Черные дыры в океане» – так на Западе прозвали новые российские дизель-электрические подводные лодки (ДЭПЛ) проекта 636.3 «Варшавянка» (по кодификации НАТО – Improved Kilo) за беспрецедентную малошумность. Даже зная, что многоцелевая субмарина рыскает где-то рядом, эсминцы НАТО часто не в силах нащупать ее своими сверхчувствительными сонарами.

Подлодки проекта «Варшавянка» относятся к третьему поколению, имеют водоизмещение 3,95 тысячи тонн, скорость подводного хода – 20 узлов, глубину погружения – 300 метров, экипаж – 52 человека. У лодок модифицированного 636-го проекта выше боевая эффективность. Подводные лодки этого проекта объединяют в себе сочетание характеристик акустической скрытности и дальности обнаружения целей. Они оснащены новейшим инерциальным навигационным комплексом, современной автоматизированной информационно-управляющей системой, высокоточным ракетным оружием, мощным торпедным вооружением.

На вооружении подлодок находятся торпеды калибра 533 миллиметра (шесть аппаратов), мины, ударный ракетный комплекс «Калибр». Они могут обнаружить цель на дистанции, в три-четыре раза превышающей ту, на которой их может обнаружить противник. Они более компактны, могут действовать на мелководье, близко подходить к берегу, выпускать боевых пловцов-диверсантов, ложиться на грунт, скрытно ставить мины на узких фарватерах. Современные системы жизнеобеспечения позволяют находиться под водой до пяти суток, а общая автономность выросла до 45.

«Новороссийск» – первая из шести построенных лодок этого проекта. Спущена на воду в июне 2014-го, базируется в Новороссийске. Вслед за ней в состав Черноморского флота вошли однотипные «Ростов-на-Дону», «Старый Оскол», «Краснодар», «Великий Новгород» и «Колпино». «Ростов-на-Дону» – первая подлодка в истории ВМФ России, ударившая ракетами по реальному противнику. В декабре 2015-го все выпущенные «Калибры» нашли свои цели в Сирии.

Лодки получились настолько удачными, что решено построить еще шесть для Тихоокеанского флота. 28 июля 2017 года были заложены первые две подводные лодки этого проекта – «Петропавловск-Камчатский» и «Волхов». Подлодка «Петропавловск-Камчатский» в строю в составе ТОФ, «Волхов» до конца 2020 года сдадут флоту. Третья подводная лодка называется «Магадан», четвертая – «Уфа». Сдаваться они будут одновременно в 2021 году, с небольшим разрывом. Их заложили в 2019 году. Соответственно, одна будет спущена в 2020 году, другая – в 2021 году. Пятая лодка называется «Можайск», шестой лодке Военно-морской флот дал имя «Ижевск». Обе лодки будут сдаваться в 2022 году. Соответственно, одна будет спущена в 2021 году, другая – в 2022 году.

«Лада» – «Калина»

Российские ДЭПЛ проекта 677 типа «Лада» относятся к четвертому поколению неатомных субмарин. Надводное водоизмещение составляет порядка 1,75 тыс. т (против 2,3 тыс. т у «Варшавянок»). Скорость подводного хода достигает 21 узла. Глубина погружения – до 350 метров. Численность экипажа подводного корабля составляет немногим более 30 человек.

Благодаря применению новых решений в конструкции корпуса, особого покрытия и новейшей радиоэлектроники они обладают непревзойденной скрытностью. Предназначены для борьбы с подводными лодками, надводными кораблями, поражения береговых объектов вероятного противника, постановки минных заграждений, транспортировки подразделений и грузов специального назначения.

Субмарины проекта 677 отличаются высокой степенью автоматизации и низким уровнем шумности. Могут вооружаться крылатыми ракетами комплекса «Калибр-ПЛ», торпедами, ракето-торпедами, зенитными ракетами «Игла».

Головная субмарина серии – «Санкт-Петербург» – была заложена на «Адмиралтейских верфях» в 1997 году; после передачи ВМФ России в 2010 году она находится в опытной эксплуатации на Северном флоте. Второй корабль проекта 677 – «Кронштадт». Его передача флоту запланирована на конец 2020 года; третий – «Великие Луки» – в 2021 году. Подписан контракт на строительство ещё двух подводных лодок этого проекта.

Подлодки типа «Лада» первыми из российских неатомных субмарин планируется оснастить воздухонезависимыми энергетическими установками (ВНЭУ), главное преимущество которых – увеличение скрытности лодки. Субмарина получит возможность находиться под водой до двух недель без всплытия для зарядки аккумуляторных батарей, в то время как ДЭПЛ проектов 636 и 877 класса «Варшавянка» вынуждены всплывать ежесуточно.

ВНЭУ российской разработки принципиально отличается от зарубежных: в самой установке предусмотрено получение водорода в объеме потребления с помощью реформинга дизельного топлива. Иностранные субмарины загружают на борт возимые запасы водорода.

В России разработкой анаэробной установки и литий-ионной аккумуляторной батареи, значительно увеличивающих продолжительность подводного плавания неатомных субмарин без всплытия, наиболее продуктивно занимается Центральное конструкторское бюро морской техники «Рубин», где создают модернизированный вариант подводной лодки типа «Лада» – проект «Калина».

Эти неатомные субмарины пятого поколения первыми начнут строить для Северного и Балтийского флотов. В «Калине» будут реализованы лучшие качества проектов 636.3 «Варшавянка» и 677 «Лада», которые сейчас строятся для флота. Субмарина получит ВНЭУ, главное преимущество которой – увеличение скрытности. Лодка сможет находиться под водой без всплытия для зарядки батарей более длительный срок – до трех недель.

«Хаски»

Новейшие технологические решения должны найти воплощение в проекте «Хаски» – атомной подводной лодке пятого поколения. Пока проект существует только в виде предварительных расчетов. Формирование облика лодки и научно-исследовательские работы по созданию эскизного проекта планируется завершить в этом году. Разработка многоцелевой лодки ведется в конструкторском бюро «Малахит» в Санкт-Петербурге.

При создании субмарины пятого поколения планируется широко использовать композитные материалы, отличающиеся малым удельным весом, высокой прочностью и устойчивостью к условиям агрессивной морской среды. Благодаря продвинутой электронно-компонентной начинке, а также автоматизации многих алгоритмов управления кораблем и оружием «Хаски» получится довольно компактной и сможет одновременно сопровождать большое количество целей. По словам начальника сектора робототехники «Малахита» Олега Власова, субмарину планируется начинить робототехническими комплексами военного, специального и гражданского назначения, которые смогут работать как в воде, так и в воздухе. Известно, что субмарину оснастят гиперзвуковыми крылатыми ракетами «Циркон», которые вскоре начнут поступать в войска.

«Совершенно секретно»

Информация по подлодкам спецназначения практически закрыта. Эти корабли создаются в интересах Главного управления глубоководных исследований Минобороны России.

В 2016 году ВМФ получил атомную подводную лодку специального назначения БС‑64 «Подмосковье» после завершения ремонта и модернизации по проекту 09787. Субмарина переоборудована из ракетоносца К‑64 проекта 667БДРМ «Дельфин» в носитель подводных аппаратов.

В составе флота находится еще один подобный атомоход – БС‑136 «Оренбург», который в начале 2000-х годов был переоборудован также из ракетоносца проекта 667БДР «Кальмар». Мир узнал об этой уникальной субмарине только в конце 2012 года, когда состоялась исследовательская экспедиция под названием «Арктика‑2012», по результатам которой подана в комиссию ООН по морскому праву заявка на расширение подконтрольной России арктической зоны. В данной экспедиции приняли участие два ледокола: «Диксон» и «Капитан Драницын», а также уникальная атомная глубоководная станция АС‑12 проекта 10831 «Калитка». Данная глубоководная станция занималась сбором образцов породы и грунта на глубине в 2,5–3 км на протяжении порядка 20 дней.

ВМФ планирует получить еще одну лодку спецназначения – К‑139 «Белгород» проекта 949А. О ее достройке было объявлено в начале 2012 года. Создается она в качестве носителя необитаемых и обитаемых глубоководных аппаратов. В 2014 году на «Севмаше» была заложена атомная субмарина специального назначения проекта 09851 «Хабаровск».

1 марта 2018 года, во время выступления перед Федеральным собранием, Владимир Путин продемонстрировал видеоролик об океанской многоцелевой системе с беспилотными подводными аппаратами, оснащенными ядерной энергетической установкой, носителями которых, возможно, станут «Белгород» и «Хабаровск».

Президент уточнил, что ядерная установка имеет малые габариты и при этом – сверхвысокую энерговооруженность при объеме в 100 раз меньше, чем у современных атомных подводных лодок, имеет большую мощность и в двести раз меньшее время выхода на боевой режим.

«Результаты проведенных испытаний дали нам возможность приступить к созданию принципиально нового вида стратегического оружия, оснащенного ядерными боеприпасами большой мощности», – заключил президент.

«Могу сказать, что в России разработаны беспилотные подводные аппараты, способные двигаться на большой глубине, на очень большой глубине и на межконтинентальную дальность со скоростью, кратно превышающую скорость подводных лодок, торпед и всех видов даже самых скоростных надводных кораблей, – это просто фантастика. Средств, которые могут им противостоять, на сегодняшний день в мире просто не существует», – сказал Верховный главнокомандующий Вооруженными силами России.

от admin