>Защита от контрафакта
В Государственной Думе РФ состоялось совместное заседание Экспертного совета при Думском Комитете по промышленности по развитию предприятий оборонно-промышленного комплекса, Общественного совета при Минпромторге РФ и Комитета по совершенствованию законодательства в сфере оборонно-промышленного комплекса и высокотехнологичной промышленности Ассоциации "Лига содействия оборонным предприятиям", посвященное обсуждению законопроекта "Об обороте отдельных видов критических изделий и материалов".
Открывая заседание, Первый зампред Думского Комитета по промышленности, Первый вице-президент СоюзМаш России Владимир Гутенев напомнил, что разработка законопроекта началась в мае прошлого года. Документ призван решить актуальную на сегодня проблему противодействия обороту контрафактной и неаутентичной продукции в наиболее значимых для государства и общества отраслях путем создания нормативно-правовой базы в области регулирования оборота критических изделий и материалов, которая обеспечит введение на предприятиях и организациях современных методов эффективной борьбы с контрафактом. Применение же уникальной идентификации продукции и использование современных технологий маркировки продукции в процессе производства значительно повысит уровень защиты оригинальных изделий от подделок и копирования. В дальнейшем введение этих методов позволит полностью автоматизировать процессы учета, хранения, обработки и обмена идентификационной информацией об оригинальных запасных частях на всех стадиях оборота продукции, что позволит полностью проследить жизненный цикл изделия, начиная от научных исследований и маркетинга, заканчивая его утилизацией.
Владимир Гутенев подчеркнул, что некоторые крупные холдинговые компании, как, например, "Росатом", "Ростех", ОАО "Уралвагонзавод", ОАО "РЖД", уже внедрили технические решения для защиты своей продукции от копирования. "К сожалению, в организациях ОПК, организациях в сфере транспорта и энергетики современные технологии защиты от контрафакта используют не особо активно. Это объясняется дополнительными финансовыми затратами на внедрение и эксплуатацию технологического оборудования, необходимого для реализации заявленных целей, а также техническими сложностями, связанными с интеграцией в технологический процесс производства оборудования для маркировки изделий и считывания информации", — отметил Гутенев.
Первый зампред Думского Комитета по промышленности напомнил, что использование контрафактной и неаутентичной продукции напрямую связано с тяжестью последствий отказов критических изделий, эксплуатируемых в сфере обороны и безопасности, на транспорте, в промышленности, в энергетике. "Такие отказы послужили причиной большинства техногенных катастроф современности, привели к человеческим жертвам и огромным материальным потерям. Кроме того, проблема контрафакта сдерживает процесс перевода российской экономики на инновационный путь развития, который невозможен без создания и функционирования цивилизованных рынков, где нет места контрафактная продукции", — подчеркнул Гутенев, отметив, что сегодня страна вынуждена нести большие имиджевые потери на внешнем рынке из-за фактов использования контрафакта в экспортоориентированной продукции.
Особое место в этом списке занимают проблемы в авиационной отрасли, где безопасность полетов является критически важным фактором. "После депутатского запроса, который был направлен мной и моим коллегой Александром Хинштейном в надзорные органы, на 80 крупных и малых авиационных предприятиях России на основании распоряжения Росавиации началась проверка деталей для самолетов, которые они получали от самарского предприятия "Агрегат", которое было заподозрено в производстве контрафактной продукции", — напомнил парламентарий.
Член Общественной палаты РФ Иосиф Дискин уточнил, что в США, например, подобной проблемой озаботились еще 1978 году. Уже тогда Минобороны развернуло программу LOGMARS (логистическое применение автоматизации маркировки и считывания символов), основанную на использовании штриховых кодов для обеспечения машиносчитываемости данных в составе маркировки вооружения и военной техники, тары, упаковки и документации. "Учитывая российскую специфику, мы предлагаем ввести не только машиносчитываемую, но и защитную маркировку, поскольку наша практика показывает, что без нее мы можем получить не только фальсифицированные продукты, но и материалы. Без введения соответствующей маркировки невозможно обеспечить прослеживаемость продукции на всем жизненном цикле, определять причины, по которым эта продукция выходит из строя, вносить корректировки в технологию проектирования и производства", — подчеркнул Дискин, отметив, что закон серьезно осложнит жизнь тем, кто зарабатывает немалые деньги на контрафакте, поэтому без применения законного государственного принуждения его принятие может серьезно тормозиться.
Председатель Общественного совета при Минпромторге РФ, генеральный директор ОАО "Росэлектроника" Андрей Зверев напомнил, что реализация законопроекта позволит решить сразу несколько ключевых задач. Во-первых, будет определен орган, осуществляющий функции государственного регулирования, координации и контроля оборота критических изделий и материалов. Во-вторых, станут известны организации операторов федеральных и ведомственных регистров в области оборонных критических изделий и материалов. В-третьих, будут созданы автоматизированные информационные системы контроля. И, наконец, организована защита данных федеральных и ведомственных регистров в области оборота критических материалов и изделий от несанкционированного доступа.
Планируется, что законопроект "Об обороте отдельных видов критических изделий и материалов" c учетом всех высказанных замечаний будет внесен на рассмотрение в Государственную Думу РФ в самое ближайшее время.