>Защитникам Отечества посвящается

Много судеб исковеркала война, много внесла коррективов. У кого-то страница жизни оборвалась внезапно — одной пулей. В преддверии 70-летия Победы в Великой Отечественной войне калейдоскопом имён и событий хочется вспомнить работников «Прогресса», которые воевали не только на полях сражений в Великой Отечественной войне, но и побывали в горячих точках уже в мирное время.

Цех окончательной сборки гордится своими традициями и обычаями, славными именами не только заслуженных работников авиационной промышленности, но и ветеранов, прошедших военное лихолетье.

Народная война

Кавалером двух орденов Славы — II и III степени, обладателем многочисленных медалей пришёл с фронта слесарь-сборщик летательных аппаратов Михаил Дмитриевич Пирог. Уже в мирное время за трудовые успехи он был награждён Орденом Дружбы народов. Михаил Дмитриевич стоял у истоков создания гражданского самолета Ан-14 «Пчелка» и легендарной боевой машины Ми-24. Его жена, Анна Андреевна, которая тоже много лет проработала на предприятии и уже отпраздновала свой 83 день рождения, имеет орден «Знак Почета». Их дети также связали свою судьбу с союзмашевским «Прогрессом». Сын Юрий, старший сержант запаса, окончил Харьковский Авиационный институт, прошел все ступени служебной лестницы, долгое время работал начальником цеха. Дочери ветерана и их мужья до сих пор трудятся на заводе.

Среди тех немногих, кто возвратился в родной посёлок, кавалерами ордена «Красной Звезды» вернулись с фронта Иван Иванович Васько и Григорий Иванович Высокий. Уже в мирное время за свой трудовой подвиг слесарь-сборщик Иван Васько был дважды награждён орденом «Трудового Красного Знамени».

Старший контрольный мастер цеха окончательной сборки Владимир Михайлович Афанасьев в 1946 году на своём легендарном Т-34 в первом ряду боевых машин открывал парад на Красной площади в Москве. За свои боевые подвиги старшина Афанасьев награждён орденом Славы III степени и высшей солдатской наградой — медалью «За отвагу».

Семнадцатилетний кубанский паренёк Иван Хортик был призван в армию в 1944 году. Преодолевая нелёгкий путь от родной станицы Мингрельской до узловой станции, провожала его семидесятилетняя бабушка, несла мешок с нехитрой провизией. Пережив оккупацию, лишения и голод, он настолько ослаб, что был не в состоянии нести свой заплечный мешок. После карантина и армейской подготовки Иван в составе войскового подразделения был направлен для прохождения дальнейшей службы на южные рубежи нашей страны. По окончании войны часть была переведена на Дальний Восток, где ещё пять лет продолжалась армейская служба воина-кубанца. После демобилизации Иван Андреевич пришёл на завод № 116 слесарем-сборщиком, где долгие годы ударно трудился в цехе окончательной сборки. В 1970 году был награждён медалью «За трудовую доблесть». В этом же году был удостоен медали «100 лет со дня рождения
В.И. Ленина».

Ветеран войны Михаил Яковлевич Грицук, имеющий ордена и медали как за боевые, так и за трудовые подвиги, проработавший много лет в цехе слесарем-сборщиком, на фронте был шофером, возил генерала одного из соединений. Закончил войну в Пруссии после тяжелого ранения.

Иван Макарович Лях и Николай Михайлович Анисимов завершили Вторую мировую войну на Дальнем Востоке, участвуя в боях против японских милитаристов, освобождая Маньчжурию. И с боевыми наградами вернулись на родное предприятие.

Старшина II статьи Анатолий Тимофеевич Иванов, который позже стал старшим контрольным мастером, участвовал в высадке морского десанта на побережье Корейского полуострова, поддерживая наступающих огнём корабельного оружия. В составе группы специалистов завода «Прогресс» в 1963-64 гг. выезжал в командировку в республику Гвинея в Западной Африке для поставки и восстановления вертолета Ан-14.

Медалью «За отвагу» и множеством других наград удостоен слесарь-сборщик цеха Аюн Юнусович Бултачеев.

Командиром роты закончил войну на восточных рубежах капитан Тимофей Андреевич Синявский, старший диспетчер планово-диспетчерского бюро цеха.

Труженики тыла

Из воспоминаний слесаря-монтажника приборного оборудования Владимира Тимофеевича Лапуцкого, много лет проработавшего в цехе, по крупицам собиравшего историю о своих коллегах: «Ушедших на фронт отцов и мужей у станков заменили подростки и женщины.

На заводе остались лишь немногие специалисты, имеющие «бронь», так как без них произошла бы остановка производства так необходимых фронту Ут-2″.

Пайка хлеба, холод и работа, работа, работа…

Так закалялся характер, росло мастерство, появлялись надежда и уверенность в долгожданной победе.

Подростки, на чьи плечи легла тяжесть непосильного труда, выстояли и всё преодолели: это Иван Михайлович Воропаев, Анатолий Дмитриевич Клевцов, Сергей Яковлевич Петров, Василий Алексеевич Доценко, Антон Кохан, Алексей Петрович Фомин, Екатерина Васильевна Зеленская, Наталья Самуиловна Синявская, Наталья Михайловна Захарова, Ираида Алексеевна Борисенко.

И это только маленькая толика огромного коллектива завода № 116, который самоотверженно трудился на благо Красной Армии, выпуская маленький, но такой нужный летательный аппарат.

Многие работники награждены медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне».

Уже в мирное время к этой медали на груди слесаря-сборщика Анатолия Клевцова добавилась медаль «За трудовую доблесть», а Егор Семенович Савинкин стал кавалером ордена «Трудового Красного Знамени», приняв трудовую эстафету от старшего поколения в 1942 году.

Своим боевыми и трудовыми подвигами они навеки внесли имена в историю авиационной компании. И мы, благодарные потомки, чтим и помним их имена.

Продолжение следует

 

Анжела Алексеенко, фото автора

от admin